Объективы мануальные и автофокусные. Плюсы и минусы

150 прочитали
Скажу сразу, что, на мой взгляд, однозначного ответа на вопрос "Какой объектив лучше - мануальный или автофокусный?" не существует. И сейчас я попробую рассказать почему.

Скажу сразу, что, на мой взгляд, однозначного ответа на вопрос "Какой объектив лучше - мануальный или автофокусный?" не существует. И сейчас я попробую рассказать почему.

Во-первых, я занимаюсь фотографией ещё с тех времён, когда автофокусных объективов, во всяком случае в нашей стране, просто не было. Поэтому я имею достаточно богатый опыт наведения резкости вручную. И когда сейчас периодически работаю с мануальными объективами - меня это не особо напрягает, тем более, если я их использую исключительно в художественных целях.

Конечно, в репортажной съёмке мануальный объектив сильно снижает производительность работы, а иногда и вообще делает её невозможной, если говорить о каких то динамичных событиях, но, тем не менее, есть фанаты, которые даже в репортажах умудряются использовать "ручные" объективы. Без ложной скромности могу сказать, что иногда я вручную фокус ловлю быстрее, чем некоторые автофокусные STМ объективы. Хотя, конечно же, многое зависит и от условий съёмки и от освещения.

С обной стороны - автофокус хорош тем, что он берт на себя часть вашей работы и зачастую это себя оправдывает. Но бывает и так, что ваши идеи не совпадают с видением искусственного интеллекта и фокус оказывается не совсем там, где хотелось бы именно вам. Особенно это касается художественной съёмки с маленькой глубиной резкости, где передний и задний планы играют важную роль в общей композиции. В таких случаях лучше всё таки использовать мануальную оптику.

Почему так много неплохих мануальных объективов на вторичном рынке? В первую очередь потому, что обычно людей привлекает в них очень большая диафрагма и соответственно шикарное боке. Но когда человек, с детства снимавший только на автофокус и совершенно не имеющий опыта работы с оптикой вручную, берёт в руки такой обЪектив - для него это, зачастую, самая настоящая каторга. Хотя, при желании, можно достаточно быстро научиться пользоваться мануальным объективом. А вот желания, обычно, и нет. Поэтому, побаловавшись немного, обладатели подобной техники выставляют её на продажу.

Но при всех плюсах автофокуса, нужно даже с ним уметь снимать. Иногда неправильно выбранные точки фокусировки могут привести к достаточно печальным результатам. Уже не первый раз замечаю на центральных ТВ каналах трансляции очень важных событий или выступлений первых лиц государства, когда, по непонятным мне причинам, не лицо главного персонажа, а стена за ним оказываются в фокусе. Тут, на мой взгляд, вариантов не так много. Или это делается умышленно, но я теряюсь в догадках - для чего. Или это откровенно слепой оператор. Или это результат доверчивости автофокусу, который решил, именно так будет правильно.

Конечно, современный автофокус по глазам - вещь очень полезная, но не всегда глаза модели оказываются в кадре, особенно при художественной съёмке. Поэтому даже такая помощь искусственного интеллекта не всегда помогает.

Нет, я не топлю за мануальную оптику - автофокус в большинстве случаев просто незаменим. Но надо правильно осознавать задачу, которую ты собираешься ставить перед конкретным объективом. И может так оказаться, что некоторые проекты можно будет выполнять ощутимо меньшим бюджетом, но с гораздо более интересным результатом.

А если учесть сколько сейчас на рынок вышло неплохих мануальных светосильных китайских объективов - есть над чем подумать. Причём многочисленные сравнительные тесты говорят о том, что недорогое стекло из поднебесной мало в чём уступает дорогим брендовым моделям.

Если цена нового автофокусного объектива 50 мм от Canon с дыркой 1.4 гуляет где то в районе 100 000 руб, то китайский мануальный объектив с таким же фокусным расстоянием, но с диафрагмой даже 0.95 можно купить тысяч за 15. И в 90% случаев зрители даже не заметят разницы в картинке, особенно, если прикрыть диафрагму до тех же 1.4

Конечно, с практической точки зрения большинства коммерческих фотографов, автофокусный объектив - более оправданный инструмент, потому что, как говорится, время - деньги. Но с точки зрения художественных возможностей, опять же, на мой субъективный взгляд, мануальный объектив намного интереснее.

К тому же, не стоит забывать, что автофокусные объективы намного тяжелее мануальных. И порой выгоднее в кармане носить современный компактный беззеркальный аппарат с хорошим, но небольшим и лёгким мануальным объективом.

Кстати, все кинематографические объективы тоже мануальные, потому что настоящее кино - это, всё таки, искусство