Найти тему

Вопрос об изобразимости Господа нашего Иисуса Христа.

Изображение Иисуса Христа — 2 век.
Изображение Иисуса Христа — 2 век.

Автор : Александр Кушу

Протестант:

Вы Православные верите что единое лицо (ипостась—греч. ὑπόστασις ) Христа неотделимо о двух природ. Исходя из этого, и именно поэтому Его невозможно изобразить (или «описать» περίγράφεσθαι). Ведь «изображаемое» (τχαρακτηριζόμενον) есть единое лицо и именно его изображает иконописец ( περιγράφων), а отсюда следует, что он «описывает» и божественную природу, которая «неописуема».

Православный:

во Христе Иисусе как единой личности (ипостаси), во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, одновременно соединились невидимое и потому неописуемое и видимое, потому и описуемое в одном лице.

В этом есть реальность Евангельского воплощения Бога Слова ставшего плотию ради нас, а не призрачно явившийся как учили еретики — гностики, или поглощенное Божеством тело Христово как учат еретики — монофизиты. Потому через изображение видимого иконописец возводит нас к невидимому.

О невидимости и неизобразимости Его до воплощения сказано:

Твердо держите в душах ваших, что вы НЕ ВИДЕЛИ НИКАКОГО ОБРАЗА в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,

Второзаконие 4:15

А о видимости и реальности Его воплощения сказано:

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и МЫ ВИДЕЛИ СЛАВУ ЕГО , славу, как Единородного от Отца.

Иоанна 1:14

Или ещё :

О том, что было от начала, что мы слышали, что ВИДЕЛИ своими очами, что РАССМАТРИВАЛИ и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы ВИДЕЛИ и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

1 Иоанна 1:1-4

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? ВИДЕВШИЙ МЕНЯ ВИДЕЛ ОТЦА ; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?...

Иоанна 14:8-10

И так Невидимый и Неизобразимый Бог Слово и Сын Божий принял образ раба видимого, так что Он как одно лицо(ипостась) имеет и видимое и невидимое, описуемое и неописуемое. Так что почитающий и поклоняющийся образу Господа нашего Иисуса Христа видимого, почитает и поклоняется вместе с тем и Невидимому и Неописуемому Богу Слову, ибо две природы в одном лице одного и того же Иисуса. Два образа. Образ Божий и образ человеческий в одном лице Иисуса Христа.

Он, будучи ОБРАЗОМ БОЖИИМ , не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв ОБРАЗ РАБА, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

Филиппийцам 2:6-7

И не смотря что Он одновременно по природе Сын Божий и одновременно по природе Сын Человеческий, все же мы верим не в двух Христов, как исповедовал ересиарх Несторий, а единого по ипостаси (лицу) Господа нашего Иисуса Христа имеющего две природы и естества, описуемое и неописуемое, а значит изобразимое и неизобразимое.

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся ЕДИНОГО Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Иуда 1:4

Как учит и Никео—Цареградский символ веры:

«..... И ВО ЕДИНАГО Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век...»

Потому отвергающие через иконоборчество, изобразимость и описуемость Господа нашего Иисуса Христа, отвергают саму реальность его воплощения как гностики, или держатся учения монофизитов.

Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, ПРИШЕДШЕГО ВО ПЛОТИ : такой человек есть обольститель и антихрист.

2 Иоанна 1:7

Вот как пишет Феодор Студит в споре с еретиком:

«... Когда же Единый из Троицы, по неизреченной благости Своей, низшел в человеческую природу, соделавшись подобным нам, то совершилось соединение несоединимого, смешение того, что не смешивается, – неописуемого с описуемым, неограниченного с ограниченным, безконечного с конечным, не имеющего образа с имеющим наружный образ. Все это необычайно. Поэтому Христос изображается на иконе, и невидимый становится видимым; получает естественное описание Своего тела Тот, Кто по своему Божеству пребывает неописуемым, дабы то и другое (естество) проявилось и в действительности, как оно есть, и ни одно из двух не есть ложно, вопреки твоим измышлениям».

Первое опровержение иконоборцев. Феодор Студит в споре с еретиком.

«Перестань выставлять против нас слова Писания, относя к изображению Христа то, что сказано против эллинов – относительно идольских изображений. Кто из имеющих ум не сознает различия между идолом и иконой: одно – тьма, другое – свет: одно – заблуждение, другое свободно от заблуждения; одно – проявление многобожия, другое – яснейшее доказательство домостроительства».

Первое опровержение иконоборцев. Феодор Студит в споре с еретиком.

«Разве относительно изображения Его телесного вида на доске нельзя разуметь так же, как и относительно начертанных Богом Евангелий? Он нигде не повелел начертать даже краткое слово; однако Его образ начертан апостолами (и сохраняется) до настоящего времени; что там изображено посредством бумаги и чернил, то на иконе изображается посредством различных красок или какого-либо другого материала. Что представляет слово истории, это чрез подражание изображает молчаливая живопись, как говорит Василий Великий. Поэтому мы научены изображать не только то, что подлежит ощущению, осязанию и цвету, но и все то, что чрез созерцание разума обнимается мыслию. В виду этого от начала принято изображать не только ангелов, но и будущий суд, стояния по правую и по левую сторону, вид более мрачный и более радостный. Совершенно неописуемо одно только Божество; Оно непостижимо мыслию, и изъяснение Его природы не может быть воспринято слухом; отсюда невозможно и Его изображение и описание. А так как все остальное ограничивается, вследствие постижения разумом, то вместе с тем и описывается (изображается) или чрез восприятие слуха или зрения: в обоих случаях значение одно и то же».

Первое опровержение иконоборцев. Феодор Студит в споре с еретиком.