Найти тему
4,9K подписчиков

Сохранить "Троицу" Андрея Рублева для будущих поколений

В последние дни весь интернет возмущен тем, что происходит с памятником древнерусской живописи "Троицей" Андрея Рублева.

В последние дни весь интернет возмущен тем, что происходит с памятником древнерусской живописи "Троицей" Андрея Рублева.

Напомню, что 15-го мая на сайте Патриархии появилось следующее короткое сообщение:

В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

"Троица" Андрея Рублева это знаменитое сохранившиеся произведение древнерусской живописи. Этой иконе уже более 6-ти веков. Вы только вдумайтесь, что она родилась очень и очень давно и пережила очень многое. Икона и правда до конца 1920-х годов находилась в Троице-Сергеевой Лавре. Но состояние ее к началу 20-го века было чудовищным. За многие века ее несколько раз обновляли. Обновление проходило просто. В церкви не задумывались никогда и не задумываются и сейчас о том, что надо бережно относиться к предметам искусства. Для церкви предмет искусства, например икона, это прежде всего то, что должно служить вере и прямой цели, для которой и создана икона. И поэтому, "Троицу" подновляли, то есть подкрашивали, дорисовывали, покрывали лаком. Многие иконы к 20-му веку вообще таким образом превращались просто в темные и много раз перекрашенные доски. После 1917-го года в Лавре организован музей. "Троицу" передают в музей, а в 1929-м году в Третьяковскую галерею. В Третьяковской галерее икона находится уже практически век. Несмотря на то, что советская власть снесла много храмов и при ней было уничтожено много предметов культа, ценность древнерусской живописи осознавалась и тогда. С 1920-х годов начался тяжкий путь реставрации и расчистки иконы. То, что сейчас могут увидеть посетители Третьяковской галереи, могли увидеть только те, кто жил до 1600-го года. То есть более трехсот лет икона была в совершенно ином, ужасном состоянии и потребовались годы, чтобы предать ей первозданный вид и усилия многих людей, чтобы сохранить икону.

В последние дни весь интернет возмущен тем, что происходит с памятником древнерусской живописи "Троицей" Андрея Рублева.-2

Стоит отметить важный факт. Когда икону "Троица" Андрея Рублева передавали в Третьяковскую галерею, то был сделан список с иконы. Список делал талантливый реставратор Николай Баронов. Копия иконы была помещена в иконостас Лавры взамен оригинала. То есть церковь не осталась без "Троицы". В Лавре есть своя "Троица", и этой Троице уже практически век.

Третьяковскую галерею "Троица" покидала нечасто. Это происходило только в годы войны, когда она была эвакуирована в Новосибирск. И происходит сейчас, когда икону периодически передавали церкви. Причем, при каждой передаче "Троицы" церкви и после ее возращения в музей, фиксировалось ухудшение состояния иконы. Ведь икону такого возраста нужно хранить в специальных условиях, нужно постоянно следить за "здоровьем" иконы, принимать тут же меры по устранению любых повреждений и проводить профилактику. Это отдельная наука, отдельные специалисты. Скопление людей, изменение температуры, влияние солнечных лучей и света - все это может убить "Троицу".

И всегда возникал вопрос, когда икону передавали церкви о том, надо ли это делать. Ведь иконе много сот лет, она хрупкая, много сил было потрачено реставраторами для того, чтобы ее сохранить. Любое воздействие на икону, которой более 600 лет, может негативно повлиять на нее. Вы только вдумайтесь, что иконе очень и очень много лет. Мало у нас таких вещей, которые могут так сохраниться. Чудо уже то, что эта икона дошла до наших дней. И ведь что такое эта икона - она прежде всего говорит о древней культуре нашего народа, нашей страны. Нужно беречь, охранять и буквально пылинки сдувать с этой иконы. Тем более сейчас, когда по всему миру раздаются голоса о том, что у русских и культуры-то своей нет. У русских культура богатая, многовековая, но из-за набегов, войн мало что сохранилось. Очень многое было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Ведь оккупирована была именно европейская часть России, где и находились основные исторические и культурные памятники. Давайте вспомним Церковь Спаса на Нередице 12-го века под Новгородом. Вдумайтесь - этой церкви 8 веков! Церковь стоит практически на пустом месте, возвышаясь. Во время войны она была отличным ориентиром и немецкая артиллерия ее разрушила. К окончанию войны от церкви оставались руины.

Церковь Спаса на Нередице в 1947-м году. Начало реставрации.
Церковь Спаса на Нередице в 1947-м году. Начало реставрации.

Потребовалось около 60-и лет, чтобы восстановить это творение русского зодчества. И как восстанавливали эту церковь? Были собраны все осколки, все фрагменты фресок. Буквально все, что осталось на месте церкви. Это все было свезено на склад и началась многолетняя сортировка и определение того, откуда тот или иной кусок фрески или кладки. Это чудовищная по объему работа. И она была выполнена. Уже в 1980-е годы, когда я впервые побывал у этой церкви, она уже стояла, она уже радовала всех, кто к ней приближался.

Церковь Спаса на Нередице - современное состояние.
Церковь Спаса на Нередице - современное состояние.

Окончательно работы были закончены только в начале 2000-х годов. И заметьте, что эти работы проводили ученые, реставраторы - то есть те люди, которые понимают ценность исторического наследия, культуры и того, что не всегда лучше сделать новодел. Я пишу про церковь Спаса на Нередице для того, чтобы вы понимали, что реставрация, восстановление памятников, в том числе и икон - это титанический труд, труд который занимает годы. Труд часто неблагодарный, невидимый, многим непонятный. И задумайтесь над тем, а много ли современная церковь реставрирует и восстанавливает? Не в плане самых простых вещей, когда какой-то батюшка приходит в заброшенную церковь, нанимает каких-то "таджиков" и они ему дешево и сердито все "восстанавливают". С таким мы встречаемся часто. А вот часто ли церковь оплачивает, финансирует именно научную, настоящую реставрацию и восстановление!? Мне такие случае неизвестны. Как правило, церковь только забирает себе что-то, на что уже было потрачено государством и учеными много сил и денег.

А вот сейчас передают каким-то странным и непонятным образом "Троицу". А кто-то подумал, что эта икона имеет только оценочную стоимость в более чем 600 миллионов долларов! А кто-то подумал, что на эту икону за более чем век реставрационных работ потрачены огромные силы и деньги. Все это оплачивало советское и потом российское государство. Кто-то компенсирует это!? Я бы понял, если бы большевики взяли в Лавре "Троицу" в замечательном состоянии, а вот сейчас, церковь бы ее забирала в ужасном состоянии и собиралась бы потратить десятки миллионов долларов на реставрацию иконы. Но нет. Как правило, всегда происходит и происходило обратное. Несмотря на свое вроде бы богоборческое существо, советское государство забирало иконы в ужасном состоянии из церквей (где было воздействие и пыли, свечей, масел, солнца и совершенно непрофессионального отношения служителей к иконам) и восстанавливало эти иконы. Примером этого служат многочисленные музеи в российских городах. Зайдите в любой музей, где есть раздел русских икон и вы увидите то, как их берегут. Увидите то, сколько сил потребовалось, чтобы восстановить, реставрировать и раскрыть иконы.

По закону у нас церковь отделена от государства, это отдельное, или я бы сказал тысячи отдельных юридических лиц, так как каждый приход это отдельное юридическое лицо. И получается, что государство просто дарит народное достояние, то что принадлежит каждому россиянину, частному лицу. Хороший подарок!

После решения о передаче "Троицы" была конференция Дмитрия Пескова и вот что он сказал.

На конференц-колле Пескова спросили, какие аргументы перевесили в пользу решения о передаче иконы Церкви.
«Естественно, главным образом речь идет именно о гуманитарных соображениях, в том плане, что это касается большого количества верующих в нашей стране, для которых она является большой святыней и которую укрывать в фондах музея, конечно, не совсем соответствует чаяниям этих наших верующих», – ответил Песков.

Но считал ли кто-то - сколько людей, которые, как истинные патриоты, хотят сберечь икону для будущих поколений!? Их намного больше. Выше я упомянул, что взамен оригинала в Лавре был оставлен список "Троицы". Этому списку уже практически век. Общемировая практика говорит о том, что если какой-то предмет, икона, картина, скульптура повреждена, или может быть утрачена в том месте, где она находится, то оригинал предмета музеефицируется, а на место оригинала выставляют копию. Я более чем уверен, что верующие, которые приходят к "Троице" вряд ли поймут что перед ними, список с иконы, сделанный в начале 20-го века или оригинал. И тут возникает вопрос - почему церковь не удовольствуется копией. Ведь это не просто общемировая практика, но и российская. Ведь и в России, часто с какой-то чудотворной иконы делали несколько списков, чтобы как можно больше людей могли увидеть икону.

Мне кажется, что цель любого гражданина России, любого патриота - это сохранить наше культурное наследие, сохранить такие иконы, как "Троица" Андрея Рублева. Сохранить как пример нашей древней истории, нашей древней культуры. Нельзя исходить из сугубо потребительского отношения, когда дело касается нашего исторического и культурного наследия. Прежде всего "Троица" это не предмет религиозного культа, а часть нашего общего, русского, российского исторического и культурного наследия. Это наш чудный памятник, который дошел к нам через много веков.

Так же вызывает много вопросов сама форма передачи иконы. Дело в том, что икона собственность Российской Федерации. Нет таких законов, чтобы можно было передать икону третьим лицам. Хотя... Вот, что заявила сегодня Третьяковская галерея.

Все музейные предметы, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Икона "Святая Троица" Андрея Рублева (Инв.13012) закреплена за Государственной Третьяковской галереей на праве оперативного управления, включена в государственную часть Музейного фонда и является собственностью Российской Федерации, чьи полномочия собственника реализует Министерство культуры РФ.

Министерство культуры пока молчит. Но не молчит научное и культурное сообщество России. Сегодня высказалась директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева.

"Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой. <...> Эта икона никогда не была представлена как чудотворная. "Троица" - это главный русский вклад в христианскую иконографию, [основное в ней] - не религиозное значение, а значение искусствоведческое", - прокомментировала Лихачева.

А ведь, Елизавета Лихачева права. Кто-то понимает, что этой иконе 600 лет, что там, если грубо, всего несколько досок, которые кое-как были скреплены, что там все держится, если грубо, то на соплях... Кто будет отвечать за то, что икона просто развалится!? Кто ответит перед будущими поколениями россиян, которые не увидят древнерусского памятника!? Мы говорим о нашей духовности, о наших традициях. Так вот они - наши традиции, они выражены в этой иконе. Это тот пример, который должен видеть каждый школьник, и видеть в музее, а не в церкви. А вот копию иконы можно было бы выставить в церкви. И тем самым были бы все довольны. Тем более, как пишет Елизавета Лихачева и с этим трудно не согласиться, эта икона представляет интерес прежде всего как русский вклад в иконографию. И "Троица" никогда не была чудотворной.

Конечно, тут следует понять, что иметь оригинал для Лавры или церкви намного предпочтительнее. Но! По какой причине!? Возможно по той, что оригинал привлечет больше паломников. Так не следует ли здесь церкви следовать не только своим интересам, но и общенациональным интересам? Не стоит ли прислушаться к специалистам, к ученым, к искусствоведам, к людям и все-таки понять главное. А главное - это сохранить эти 142 на 114 см дерева с нанесенной на нее темперой... вроде всего-то какое-то дерево, всего-то ничего, а на самом деле символ, пример нашей богатой культуры. Вам не кажется, что мы в России уже за годы очень многое теряли, многое утрачивали, и пора уже не думать о чем-то сиюминутном, а думать о главном - пора сберегать, пора сохранять, а не бездумно растрачивать то, что мы имеем.

Считаю, что вопрос передачи такого общенационального символа, как "Троица" должен широко обсуждаться прежде всего научным сообществом. Важно провести максимальную оценку всех рисков потери "Троицы" и ущерба для состояния иконы. И только после этого возможно принятие каких-либо решений.

Считаю, что "Троица" Андрея Рублева должна оставаться в Третьяковской галерее и должна оставаться в собственности России, то есть быть общенациональным достоянием. А в Троице-Сергиевой Лавре спокойно может быть список с "Троицы", и это общемировая и российская практика. Таким образом будет хорошо и для верующих, которые могут придти и в церковь и в музей, и для сохранения древнерусского памятника искусства "Троицы".

Дмитрий Ластов

Посмотрите ещё:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!