17 подписчиков

Как слепить историю?

В предыдущем посте мы мысленно возвращались в прошлое, чтобы посмотреть, как человек впервые применил уголь для, так скажем, фиксирования своей истории во времени.

В предыдущем посте мы мысленно возвращались в прошлое, чтобы посмотреть, как человек впервые применил уголь для, так скажем, фиксирования своей истории во времени. А что насчёт творчества более объёмного? Да, вы всё правильно поняли – сегодня поговорим обо всём, из чего можно лепить! Ну, или почти обо всём, хлебные мякиши, тесто и всякое такое придётся исключить – не то направление, пусть и местами очень вкусное.

Зарождение гончарного дела и скульптуры произошло позже освоения огня и угля. Но КАК оно произошло – это интересно. Снова предположим, что имела место быть случайность. Случайно мягкий кусочек неизвестной массы оказался в руках древнего человека, который придал этому кусочку форму и… оставил? Несколькими днями позже древний человек обратил внимание на свою поделку – она была уже затвердевшей, шершавой на ощупь, чувствовался вес. Чудо? Для первооткрывателя оно явно было таковым. Шутка ли, но самой древней керамической вещью на сегодняшний день является Венера из Дольни-Вестонице – фигурка женщины. Думаю, исходя из этого факта вопрос «курица или яйцо?» можно считать закрытым. Первой из глины была сделана отнюдь не посуда. Но опять же, путём нехитрых умозаключений наших предков и она заняла своё законное место. Вообще, гончарное дело является одним из древнейших ремёсел, которое возникло, предположительно, всё по той же простодушной случайности – фигурка упала в огонь, но не сгорела, а стала камнем. И из пещеры над лесом разнеслось удивлённое «о-о-о!» её о-о-обитателей.

Но из чего же была сделана та самая Венера? Конечно же из глины! С неё мы и начнём. Как и мел, глина всегда была у человека, что называется, под ногами. Как и всё тот же мел, глина тоже умеет быть белой, но всё же гораздо более распространённый её вариант – красный. Самая настоящая природная глина! Возможно, именно она и входит в состав всё той же Венеры. Красная глина весьма пластична и используется повсеместно: от детских кружков до профессиональных мастерских. Тут стоит сразу обозначить, что процесс создания глиняных изделий включает в себя не только творческий, но и технический момент обжига, дабы ваша работа стала неподвластна смятию всякими любопытными руками. Для каждого вида глины температура обжига рознится, но здесь я обозначу только рекомендуемые нижний и верхний пороги: от 900 до 1500 градусов.

Теперь обратимся к светлой стороне природного вопроса – к белой глине. Её месторождения разбросаны по всей планете, поэтому она тоже редкостью не является. Отличает белую глину цвет, как уже понятно из названия, но какой этот цвет – от чисто-белого до цвета слоновой кости, ну разве это не красота? В чём же разница между двумя сёстрами? Ответом будет оксид железа. В белой глине его просто нет. И в отличие от красной белая глина чаще используется для создания посуды, кафеля и т.д. И раз уж заговорили о посуде – что насчёт керамической глины? Вернее будет сказать – пористая керамическая масса! Её состав отличается повышенным содержанием кальция, а структура – повышенной пористостью, что логично.

Теперь же обратим своё внимание на майолику. Технически, это всё ещё глина, вернее смесь из легкоплавких её сортов, включающий в себя белый глинозем. Название уходит корнями в далёкое прошлое острова Майорка, на котором это сырьё впервые в работе использовал скульптор Флорентино Лука де ла Робиа. Позже майолику на вооружение взяла вся Италия. Такие изделия, к слову, называли ещё фаянсовыми, но с первой пришедшей вам на ум вещью они не имеют ничего общего, просто изначально производились на одном заводе.

Чем дальше по списку, тем тоньше могут быть изделия! Каменная керамическая масса. В её основе лежит уже известный нам коалин, а также шамот, кварц и полевой шпат. В целом, общепринято универсальный материал, из которого получается как посуда, так и скульптура. Особенность массы в том, что она может быть невероятно тонкой, но не просвечиваемой, что открывает перед творцом массу вариантов реализации задуманного. Кстати, отличить каменную керамическую массу от красной глины на глаз довольно непросто, поэтому мастера гончарного дела обращаются к техническим свойствам этих материалов.

А теперь грубо уберите из выше описанной массы шамот и мы снова обратимся от красного к белому. А если точнее, то получим глину для фарфора. Капризный в виду своей эластичности материал, работа с которым на том же гончарном круге требует определённого мастерства, поэтому чаще всего прибегают к использованию уже готовых форм. Изделия из такой глины хрупки, могут просвечиваться (вспомните китайские фарфоровые чашки со скрытыми рисунками на дне) и обладают чистым белым цветом. Словом, страдания от процесса ручной работы будут вполне оправданы.

Здесь предлагаю немного остановиться и обернуться назад. Что вы видите? Да, состав всей выше перечисленной глины натуральный. А теперь подумайте, что происходит, когда человек получает в руки материал, способный отразить историю в вечности? Он пытается его усовершенствовать, повторить, порой даже в ущерб, скажем так, мировой истории, сокращая Вечность лет, эдак, до пятисот. К чему это я?

К полимерной глине или пластике. Удивительный по своим свойствам материал! Да, технически это всё ещё глина. В «сыром» виде, правда, она больше напоминает пластилин, но зато после обжига – пластмассу. Да, в целом такой материал можно назвать почти совершенным в виду мягкости, эластичности, невероятного спектра цветов и заметно большей простоты в работе с ним. Например, полимерную глину не всегда нужно обжигать, есть самозастывающая. Помимо керамики и скульптуры пластику широко используют при создании бижутерии и прочих украшательств. Идеальный вариант для новичка, который желает испытать свои силы и мастера, которому тесно в рамках и какой-то определённой глины природного происхождения. Кстати, вы заметили, что уже в которой статье по направлениям присутствуют так называемые «промежуточные звенья»? Кажется, что человек готов придумать альтернативу всему, создавая универсальные материалы. Именно так, от глины, через полимеры мы переходим к…

Пластилину. Сразу стоит отменить, что изначально в его состав входила глина, смешанная с воском, животными жирами и прочими натуральными компонентами. Причём изначальным свойством пластилина подразумевалось сопротивление к высыханию. Все мы помним эти твёрдые разноцветные пластинки, которые нужно согреть в руках, прежде чем начать что-то лепить. Сейчас перед детьми такая задача практически не ставится, поскольку помимо классического пластилина на прилавках появился мягкий. «Для ленивых» скажут бывшие школьники. «Для детей» – ответят родители. Для снижения порога вхождения в мир скульптурного творчества юным талантам – с улыбкой произнесу я.

Немного истории: у имени пластилина итальянские корни. Что удивительно, ведь вопреки этому факту можно проследить, что патенты на данное изобретение появляются в 1880 и 1899 годах в Германии и Великобритании соответственно. Причём достоверно неизвестно, кто именно первым придумал мешать глину и воск (грубо говоря). А поскольку долгое время такая вещь, как пластилин не была широко известна, масла в огонь подливает тот факт, что аж в 1955 некий Джо Маквикер стал миллионером, сколотив состояние как раз на продажах оного. По легенде, он вообще не планировал создавать ничего подобного, трудясь над средством для чистки обоев. Тестовый образец был передан родственнице, которая по счастливому стечению обстоятельств работала в детском саду. И тут, как говорится, в стенах государственного учреждения начался сущий ад. То есть, благодаря сарафанному радио произошёл бум, людям (вернее их детям) был нужен пластилин. Интересно, как быстро мистер Маквикер смирился с тем, что его «средство для чистки обоев» применяется не по назначению? И интересно, работало ли оно вообще. Но сейчас не об этом.

Пластилин в наше время имеет целый ряд видов, один из которых уже указан выше – классический. А что есть ещё?

Был упомянут мягкий. Его ещё называют плавающим – дети в восторге от такого чуда техники! Но ведь это не всё! Потрясающая пластичность, мягкость и яркие насыщенные цвета, такой пластилин гораздо легче классического в виду особенностей технологии производства. Так помимо прочего он ещё и к рукам не прилипает, ну не здорово ли?

Флуоресцентный пластилин – разновидность мягкого. Отличается ещё более насыщенными цветами, что детям безумно нравится. Некоторые особо мастеровитые скульпторы развлекают себя, изготавливая из него футуристичные фигурки и иногда даже пейзажи.

Но есть ещё и перламутровый. Это уже разновидность пластилина классического, высоко ценимая начинающими скульпторами. Свойства те же, что и у старшего брата, но цвета ярче, а структура не липнет к рукам и одежде.

Застывающий пластилин – вот оно, зерно анархии в самой идеи создания пластилина! По свойствам он ближе к своему мягкому коллеге, однако на воздухе застывает в течение суток, что, впрочем, весьма удобно. Однако не стоит забывать – то, что высохло, слепить вместе будет весьма трудно.

И вот совсем уж безумная и неожиданная вещь – шариковый пластилин. Здесь сложно говорить о его свойствах, поскольку… это, технически, и не пластилин вовсе. Исходя из найденной информации, в составе оного находятся маленькие поролоновые шарики с клейкой основой. Такой пластилин вполне безопасен для детей, потому что создавался, от части, как раз для них – лепка шариковым пластилином развивает мелкую моторику и массажирует ладошки. Цвета такого пластилина смешиваются потрясающе просто из-за структуры, а результатом будет довольный ребёнок или готовая игрушка, когда изделие немного высохнет.

И коли заговорили о детях, да, существует пластилин специально для самых маленьких. Так и называется: «Пластилин на растительной основе». Чаще всего в основе состава лежат мука и крахмал, поэтому такой пластилин абсолютно безвреден для ребёнка. Даже если он решит расширить свои гастрономические познания путём откусывания кусочка, ничего плохого не случится – такой пластилин хоть и яркий, но жутко невкусный, поэтому ребёнок скорее выплюнет его, решив закончить на этом эксперимент.

И вот малыш вырос и понял, что хочет всерьёз заняться лепкой. Что же ему предложить, если всё выше перечисленное надоело?

Начните с арт-пластилина. Вещь весьма своеобразная и совершенно не предназначенная для ничего не подозревающих детей. Во-первых, видов такого пластилина два: мягкий для картин, твёрдый для фигурок. Во-вторых (и это самое обидное) под воздействием солнечных лучей необработанное изделие начинает банально течь. И если взрослый заранее об этом узнает (ну или хотя бы не сильно расстроится в процессе узнавания в тот самый момент), то вот ребёнок… в общем, детских слёз будет море. Однако при должном использовании арт-пластилин идеально подойдёт новичкам.

А после уже можно переключаться на скульптурный пластилин. Да, штука, по легенде, ставшая популярной благодаря детям, служит вполне взрослым целям в художественных школах. Обладает повышенной твердостью и скудным по некоторым меркам спектром цветов: серый, оливковый и телесный. Однако стоит только попробовать найти произведения искусства из этого пластилина, как вы вообще забудете о цветах. Ведь смысл не в том, насколько ярка скульптура, а в том, насколько она… «живая».

Что ж, краткий экскурс в пластилиновые края на этом подходит к концу. Спасибо, что дочитали! О чём поговорим в следующий раз, узнаем в другой статье, а пока подписывайтесь, пишите комментарии и помните – в историю можно не только влипнуть, её вполне реально слепить, а материал, как показывает практика, всегда найдётся!