На постсоветском пространстве метрополитен имеется в 16 городах, причем 9 из них находятся за пределами России. Кроме того, ходит скоростной трамвай в российском Волгограде и украинском Кривом роге. В советские годы при формальном критерии в 1 млн. жителей приоритет в строительстве подземки давался столицам союзных республик, поэтому в Тбилиси и Баку подземные экспрессы пошли еще в 1960-е годы, а в Новосибирске и Нижнем Новгороде - лишь в 1980-е.
Первая система метро в СССР открылась в столице Москве в 1935 году, затем после длительного перерыва в 20 лет, обусловленного ВОВ, последовал Ленинград (1955), а затем уже настал черед многочисленных союзных республик.
Сегодня мы подготовили список из самых крупных по протяженности линий и числу станций метросистем на постсоветском пространстве, за исключением России (первое и второе места достались бы соответственно Москве и Санкт-Петербургу).
1. Киев (1960)
Третий по значимости город СССР получил скоростной транспорт в 1960 году, и сейчас имеет 3 линии с 52 станциями и эксплуатационную длину 69,6 км. Уже давно есть планы строительства метро на левобережную Троещину, которые постоянно сдвигаются из-за нехватки финансирования. Построен лишь совмещенный Подольский мостовой переход через Днепр с несколькими законсервированными эстакадными станциями.
Услугами киевского метро ежедневно пользуются до 1,3 млн. пассажиров. Последний участок Ипподром - Теремки был открыт в 2013 году. Подвижной состав представлен вагонами Еж и "номерными", часть из них прошла капремонт.
В настоящее время строится продолжение от станции Сырец с Мостицкой и Проспектом Правды.
В Киеве находится самая глубокая станция метро в мире - Арсенальная английского типа без центрального зала глубиной 105 метров, при этом следующая станция Днепр - уже наземная эстакадная.
Стоимость проезда - 8 гривен (~18 руб.).
2. Ташкент (1977)
Метро в столице Узбекистана, открытое в 1977 году, стало первым в Средней Азии и седьмым по счету в Союзе.
Система полностью мелкого заложения, сейчас имеет 4 линии, 48 станций, в т.ч. 14 надземных и 3 наземных, и 3 метромоста через каналы, а общая длина путей составляет 67,2 км. Интересно, что указатели в метро тут продублированы на русском языке, в отличие от многих других метрополитенов СНГ.
В апреле 2023 года был открыт наземный участок Кольцевой линии из 5 станций от Куйлюк до Крувчилар, благодаря которому Ташкентское метро по протяженности линий почти догнало Киевское.
На линиях эксплуатируются модификации "номерных" вагонов и новые составы "Москва".
Цена проезда 1400 сум (~10 руб.), планируется повышение.
3. Харьков (1975)
Харьков, хоть и не был городом общесоюзного значения, но благодаря большому промышленному сектору смог добиться строительства метро в приоритетном порядке. В настоящее время действуют 3 линии и 30 станций метро, а длина сети составляет 38,1 км. Последней окрылась станция Победа в 2016 году. К 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию еще 2 станций на участке Улица Метростроителей - Одесская.
Подвижной состав представлен "номерными" вагонами и Еж.
В городе имеется полностью крытый метромост через реку Харьков длиной почти километр, вероятно, единственный в мире, который почти незаметен из вагона, но отлично виден снаружи.
Стоимость проезда - 8 гривен (~18 руб.).
4. Минск (1984)
Метро в столице Белоруссии открылось в 1984 году. Сейчас система состоит из 3 линий и 33 станций, а длина сети составляет 40,8 км. Парк вагонов представлен "номерными" и Stadler M110/111.
В 2020 году открылся первый участок новой Зеленолужской линии из 4 станций, сейчас строится продление еще на 3 станции Ковальская слобода - Слуцкий гостинец.
Интересно, что объявления автоинформатора и таблички в метро выполнены лишь на белмове и частично английском, несмотря на официальный статус русского языка. Цена проезда - 90 белорусских копеек (~25 руб.).
5. Баку (1967)
Пятый в СССР метрополитен был запущен в 1967 году, и сейчас имеет 3 линии, 27 станций и эксплуатационную длину 40,7 км, почти догнав Минск по километражу. Отличается от других постсоветских метрополитенов довольно сложной системой вилочного движения с заездом в депо и поездом-челноком Джафар Джаббарлы - Шах Исмаил Хатаи.
В 1995 году в Бакинском метро из-за неисправности электродвигателя вагона случилось сильное возгорание на перегоне Улдуз - Нариман Нариманов.
Парк вагонов представлен "номерными" поездами, включая модифицированные, а также "Ока" и "Москва".
Последняя станция Ходжасан открылась в конце 2022 года. Планируется проложить тоннели от Низами до Джафар Джаббарлы и построить электродепо, чтобы разделить Зеленую и Красную линии и избавиться от челночного движения.
Цена проезда - 40 гяпиков (~19 руб.).
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!