Найти тему
Сергей Федяров

Почему мы любим злодеев?

Лорн Малво "Фарго"
Лорн Малво "Фарго"

Сюжет каждого произведения литературы и кино образуется и развивается благодаря конфликту, противоречию двух миров: протагониста и антагониста. Обычно, протагонист-главный герой явно напрашивается на нашу симпатию с самого начала любой истории, но почему нас порой так притягивает сторона антагониста-злодея?

When the Devil is too busy
And death's a bit too much
They call on me by name, you see
For my special touch

У «злодея» (в литературе и кино) множество архетипов. Пересмотрев сериал «Фарго» взглядом сценариста, я захотел разобраться с моим любимым типом антагониста – «Волк среди овец» на примере одного из героев.

Конечно, речь о Лорне Малво – главном злодее первого сезона. Психопат, живущий по принципу «нет никаких правил», как никто другой подходит к этому архетипу. Часто Лорну Малво приписывают тип «Сверхчеловек», но ницшеанская категория подходит не совсем. Для «сверхчеловека» всегда самое важное лишь одно: цель, оправдывающая любые средства. На пути к ней нет препятствий и преград, для такого человека нет добра и зла. Однако, четко выраженной цели у Малво нет. Его путь не имеет конечной точки, его путь – выживание. Он живет по принципу «человек человеку зверь», руководствуется социал-дарвинизмом и выискивает очередную добычу. Мир этого героя – животный, в котором господствует сила и превосходство. У него нет привычных человеческих чувств: эмпатии, страха, только презрение к «слабым».

I'm a bump on every head
I'm the peel on which you slip
I'm a pin in every hip
I'm the thorn in your side
Makes you wriggle and writhe

Ближайший пример архетипу Лорна Малво – Антон Чигур из «Старикам здесь не место». Это такой же бесчувственный, холодный волк-одиночка на пути выживания. Снова асоциальное зло. Небольшая разница антагонистов: Чигур часто пользуется «волей случая/судьбы», подбрасывая монетку. Малво распоряжается чужими жизнями по собственному желанию.

Антон Чигур "Старикам здесь не место"
Антон Чигур "Старикам здесь не место"

Есть и довольно социальный «Волк среди овец» - Томас Шелби из «Острых козырьков», но о нем лучше отдельно.

Возвращаясь к антагонисту из «Фарго», стоит заметить, что это прекрасно прописанный архетип, которому удается изменить, казалось бы, главный двигатель сюжета сериала: протагониста. И вот начинаются размышления, почему же злодей так нам симпатичен?

От банального: харизма, внешний вид, хладнокровность и сила, к сценарному. Сериал скучный до появления антагониста. Протагонист, главный герой, до боли обычный, типичный слабак-тюфяк, образ которого каждый видел не раз. Он начинает сюжет, завязывает, но градус напряжения и внимания поднимает именно злодей - Малво, который внезапно появляется перед нами и начинает рассказывать о своих взглядах на земное существование. Немного помелькав перед зрителем, он совершает прекрасный драматургический прием: двигает сюжет самостоятельно, сменяя протагониста. ГГ нам уже полностью неинтересен, мы в мире анта. И вот когда вся история уже во власти злодея, он становится нашим авторитетом, образом, к которому невольно пропитываешься симпатией. Более того, как персонаж, антагонист Малво трансформирует протагониста: искушает и заставляет его совершить зло. Когда протагонист идет на преступление, Малво наслаждается и снова подтверждает собственную теорию: мир не подчиняется человеческим правилам и рамкам, выживает сильнейший. Похоже мыслит антагонист Чигур из «Старикам здесь не место».

Это смешение, сценарная перестановка героя и злодея, творит чудеса: мы видим все преступления, все злодеяния, что совершает Малво, и нам нравится. Нам не был интересен добряк ГГ, нам интересно как его меняет антагонист. Мы больше не жалеем слабых, а восхищаемся новыми «сильными»: теми, кто вне рамок и устоев.

And it's so easy when you're evil
This is the life, you see
The Devil tips his hat to me
I do it all because I'm evil
And I do it all for free
Your tears are all the pay I'll ever need

Любовь к такому «злодею» просыпается моментально. Он вершина пищевой цепочки, хищник, живущий по своим правилам. У него нет границ, чувств и слабостей, он делает то, что хочет. Точнее, что велит ему его природа. Как на фоне такого антагониста замечать сентиментального, слабого, хоть и доброго, протагониста? Что еще «влюбляет»:

1. Оригин. Происхождение злодея, его прошлое, всегда тяжелое. Это всегда травмы, боль, страдания и, наверное, своего рода преодоление. Причем, сценарно это происхождение даже не обязательно сильно «прописывать»/показывать зрителю. В «Фарго» всего один намек на прошлое Малво: тяжелое детство, насилие в семье. Вы даже не вспомните, где и как нам это показали. Что уж говорить о более явных рассказах прошлого антагониста, когда причина становления злодея разжёвана экранно и автоматически приемлема зрителем.

2. Ассоциация. Наблюдая за героем произведения, мы вольно (или невольно) начинаем переживать, анализировать его и свою собственную жизнь. Проблемы, успехи и поражения, мы все примеряем себе. Где не получалось у нас, но получилось у антагониста – плюс к уважению.

3. Всесилие и неизбежность. Мы отдаем себе отчет, что смотрим кино или читаем литературу, мы понимаем: это в любом случае вымысел. Зачастую, антагонист проигрывает/погибает/исчезает.

И вот теперь вопрос: мы любим злодеев вымышленных? Что со злодеями из нашей жизни? Почему у молодого парня, стрелявшего в школе, есть свой клуб фанаток? Откуда поклонники у маньяков-расчленителей? В жизни все не так романтично-эстетично, как на экране или бумаге.

Здесь нужен психологический взгляд.

Ирина Сапунова, студентка факультета клинической психологии:

- Говоря о злодеях вымышленных, к таким симпатия зарождается многоаспектно. Во-первых, они свободные. Они вольны делать то, что считают нужным, имея достаточно смелости, в отличии от большинства людей. Люди обременены принципами, моралью, социальными нормами. Внутренняя свобода злодея располагает к пассивному выражению своих тайных желаний. Наблюдая за тем, что хотелось бы сделать самому, человек испытывает удовольствие. Во-вторых, каждый проходил через боль и хотел на нее ответить именно злом. Через действия антагониста формируется символическая идентификация с ним. Также, наблюдая за страданиями злодея, люди испытывают сочувствие, часто переходящее в симпатию. Как не испытывать симпатию к таким загадочным, смелым и, порой, гениальным персонажам?

А что с реальностью?

- Влюбленность в реальных злодеев, а в нашей жизни это как правило психопаты, социопаты и остальные «паты», рождается из страха. Страх будоражит и возбуждает, заставляет все системы нашего организма работать активнее: дыхание становится глубже, сердцебиение учащается, ум обостряется. Это состояние сродни наркотическому опьянению, которое каждый раз возникает при встрече со злодеем «лицом к лицу». Той самой «фанатке» нравится чувствовать себя приближенной к «злу», особенной в его глазах. Ментальная связь с ним (злодеем) гарантирует формальную безопасность, мол, он защитит именно ее от остальных злодеев. Все это не более чем инстинкты. Плохо контролируемые…

*Использованы отрывки из песни “When you're evil» (Voltaire)

Телеграм-канал будущего клинического психолога (лучшего): https://t.me/ingolove

Сергей Слуховский