877 подписчиков

Мифические корни и легендарные сады

Как связаны лесные сказочные создания и ежегодный фестиваль исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно»?

Как связаны лесные сказочные создания и ежегодный фестиваль исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно»?

Мир в саду

Человек на протяжении многих тысячелетний отвоевывал у окружающего его, мира безопасное и контролируемое им пространство для выживания и продолжения рода. Не имея глубоких научных знаний и понимания процессов, которые управляют мирозданием, человечество училось хоть как-то рационально объяснять, а самое главное — предсказывать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.

Наблюдения за тем, как из семечка вырастает дерево, стали еще одной гранью этого познания. И в этом смысле историю садово-паркового искусства можно рассматривать как познавательную и увлекательную историю взаимодействия человека с миром природы — её «приручения», «одомашнивания», «окультуривания».

Сад всегда мыслился человеком как микрокосм, некий прообраз внешнего мира — большого, неизвестного, а оттого пугающего. И потому особенно хотелось создать нечто упорядоченное и предсказуемое, но похожее на этот мир — например, сад. Сад как мир, но при этом управляемый и понятный.

  • Управляемый — потому что сад всегда был связан с временем и усилиями самого человека. И, как следствие, с совершенствованием человеческой личности, с новыми навыками, умениями, знаниями. С древних времен сад был местом постоянного труда, который обеспечивал базовые потребности человека. Здесь он выращивал своими руками не просто пищу, а безопасную (!) пищу, в которой был на все 100% уверен. В то же время, в саду всегда было место для творчества, отдыха, праздника, игр и мистерий. Даже в современном календаре ежегодных праздников мы без труда можем проследить связь с древними земледельческими и садоводческими циклами и культами с ними связанными.
  • Понятный — поскольку человек «населял» сады волшебными созданиями и божествами, с которыми были связаны все процессы в мире. По крайне мере, так казалось человеку, еще не открывшему для себя науку. До эпохи естественнонаучных открытий люди жили в «волшебном» мире, который населяли всевозможные боги, духи, феи, гномы, наяды, дриады, русалки, лешие и прочие сущности. Такое одушевление и обожествление мира природы – это главный признак мифологического мышления.

Миф в саду

Мифологическое мышление — архаичный, вненаучный (поскольку донаучный) способ познания мира. Он носит универсальный характер: свойствен всем народам и лежит в основе всех культур. Разве что в каждой наполняется своим собственным уникальным содержанием, которое складывается в национальные особенности и традиции.

Миф в этом случае — не что иное как иррациональное, эмоциональное переживание действительности, основанное на мистическом и субъективном понимании процессов взаимодействия мира людей и «мира иного» (во всех смыслах — то есть не только мира природы, животных, растений, но и мира дальних стран, других народов и даже загробного мира). Миф, таким образом, априори заложен в фундамент любого сада или парка. Можно сказать, корни всего растущего и цветущего уходят в мифическое мировосприятие.

Тому есть примеры глобальные и общеизвестные. К примеру, с садом связан базовый для многих культур миф о Райском саде. И есть примеры национальные. Каждый народ в разное время через свое творчество — в том числе и через искусство создания сада — рассказывает о себе, аккумулируя старые и новые знания о природе и о себе. Образ идеального сада показывает, что человек сумел узнать и понять о красоте и уродстве, добре и зле, прекрасном и пугающем. А еще — что он выяснил о сакральном смысле растений, которые могут кормить, лечить, быть полезными, дарить вдохновение, но в то же время могут быть вредны, опасны и губительны.

Помимо собственного пантеона божественных или волшебных существ (покровителей мира природы) в каждой культуре были и люди-проводники в этот таинственный и загадочный мир духов – ведьмы, знахари, шаманы, колдуны, маги и т. д. И во многих этносах эти проводники отличались глубокими познаниями свойств растений, а занятие садоводством воспринималось как особый дар общения с природой — дар сакральный и магический.

Наука в саду

В Европе появление религиозных течений привнесло новые смыслы в садовое искусство (в Азии, Индии, исламском и арабском мире процессы шли несколько иначе). Затем на смену библейским мотивам пришли ценности науки: эпоха Просвещения привела к более рациональному пониманию природы. Технический прогресс создал иллюзию, что человек полностью изучил и понял природу, «расколдовал» иной мир и подчинил себе.

Для творчества и эстетики, тем не менее, несмотря на повсеместный утилитарный подход к садоводству, тоже оставалось место. Благодаря все тому же техническому прогрессу стало проще высаживать растения — и романтичные натуры могли быстро создавать красивые, наполненные философским содержанием композиции. В этом плане люди после временного «головокружения от научных успехов» все же вернули себе способность ярко и эмоционально воспринимать мир природы: удивляться, читать ее символы, сочетать и смешивать разные культурные традиции и главное — получать от этого истинное наслаждение, удовольствие и вдохновение.

Вот и получается: что бы ни происходило, какие бы времена ни сменяли друг друга, где-то в глубине — в каждом из нас — старые боги и духи все еще живы. Они нашептывают нам, что мир природы по-прежнему полон загадок и чудес. А все процессы, которые происходят в нем ежесекундно (потому что он действительно живой и постоянно меняющийся), не перестали быть волшебными, пусть люди и научились хорошо объяснять и контролировать все его явления и метаморфозы.

Как связаны лесные сказочные создания и ежегодный фестиваль исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно»?-2

Все в сад!

В это сложно поверить, но каждый сад — да-да, и современный тоже! —имеет свою мифологию и даже легенду, потому что сад — это уникальное, живое творение, создаваемое человеком и природой вместе. При этом автор всегда наполняет сад своими смыслами и содержанием, воспоминаниями, ожиданиями и мечтами. И многие тоже уходят корнями в старинные верования, в древние и универсальные механизмы, в передаваемые с поколения в поколение легендами.

В общем, все — как в старые-добрые времена. Времена мифов и легенд. В каком-то смысле ничего не поменялось. Именно поэтому тема мифологизации в садовом искусстве никогда не потеряет актуальности, так что было бы несправедливо обойти ее стороной в нашем традиционном царицынском проекте.

Выставочные сады – это особый жанр временных инсталляций, в котором автор концептуально высказывается через свое мастерство садового искусства и художественное творчество. Ежегодно музей-заповедник «Царицыно» проводит роскошный летний фестиваль исторических садов и парков, где как раз и представляет наиболее эффектные выставочные сады от участников из разных творческих содружеств. Этот год не исключение. А новая тема фестиваля — поистине завораживает. Вы, наверное, уже догадываетесь…

VI фестиваль исторических садов в «Царицыне» посвящен «Мифам и легендам в садах и парках». Профессиональные ландшафтные архитекторы, дизайнеры и садовники вновь создадут уникальную галерею выставочных садов на территории нашего заповедника, а гости мероприятия смогут «читать» эти сады, как волшебные сказки, поскольку в каждой композиции будет заложен свой особый мифический (или мистический?) смысл.

Тема фестиваля этого года предлагает участникам заглянуть в себя и найти яркий, выразительный и эмоциональный образ, который связывает его с удивительным миром природы и растений. Погрузиться в историю садов и их создателей. Найти и раскрыть тайные или забытые символы и знаки, используя свой личный опыт и знание культурного контекста. Стать проводниками в мир «чудесного и волшебного» и попытаться оживить старые мифы, легенды и предания, наполнив их новым содержанием, чтобы дать возможность себе и зрителям иначе взглянуть на привычные и знакомые вещи. И удивиться. И восхититься.

Ждем всех желающих удивляться и восхищаться с 25 августа по 3 сентября 2023 года. Все детали тут: https://tsaritsyno-museum.ru/events/special/p/vi-festival-istoricheskih-sadov/

По материалам эссе Елены Евграфовой, заведующей сектором ландшафтной архитектуры ООПТ ГБУК ГМЗ «Царицыно»