302,3K подписчиков

«О наших потерях называют цифры астрономические! Кто за это ответил?» -как командование СССР допустило ужасный котёл под Вязьмой

38K прочитали

Вяземская оборонительная операция, в первой половине октября месяца 1941 года, в которой участвовали войска Западного и Резервного фронтов, завершилась катастрофой: окружением в «Вяземский котёл».

Во второй половине сентября 1941 года немцы перегруппировались и сосредоточили на московском направлении мощную ударную группировку, намереваясь окружить и уничтожить оборонявшие советскую столицу армии, захватить Москву, и к зиме победоносно закончить блицкриг.

Вяземская оборонительная операция, в первой половине октября месяца 1941 года, в которой участвовали войска Западного и Резервного фронтов, завершилась катастрофой: окружением в «Вяземский котёл».

Советское командование ожидало наступления вермахта вдоль основных магистралей, поэтому основные силы сосредоточило там. Относительно укомплектованные армии обороняли узкие рубежи – по 25-35 км, а не 100 км, как их соседи.

Однако основные удары противник нанес южнее и севернее, чем предполагалось: от Рославля и Духовщины. Немцам удалось обойти оборонительные позиции советских войск Западного фронта и окружить их.

Эта операция принесла успех врагу благодаря тщательной разведке и благоприятной сухой погоде, позволившей бронетехнике, автомобилям и гужевым повозкам без проблем двигаться по просёлочным дорогам.

Кроме того, для усиления группы «Центр» из-под Ленинграда спешно и тайно удалось перебросить 4-ю танковую группу (впоследствии армию) Эриха Гепнера. Она сыграла главную роль в сражении. Наступавшим удалось создать значительный перевес в живой силе и особенно – в технике.

То, что враг будет развивать наступление именно таким образом, абсолютной неожиданностью для советского командования не было. Такой вариант предполагали. Но 18 сентября заместитель начальника Генштаба РККА генерал-майор Василевский предупредил командующих фронтами, что немцы готовят удар всё-таки вдоль основных дорог: на брянском ярцевском и ельнинском направлениях.

27 сентября директива Ставки Верховного Главнокомандования предписывала войскам Западного фронта уйти в глухую оборону. Неожиданностью стал не сам факт немецкого наступления, а его быстрое развитие по считавшимся второстепенными направлениям и разгромный результат.

Немецкие разведчики на мотоциклах. Фото в свободном доступе.
Немецкие разведчики на мотоциклах. Фото в свободном доступе.

Наши крупные группировки, прикрывавшие брянское, ярцевское и ельнинское направления, оказались в котлах, охваченных с флангов ударными механизированными и танковыми силами противника.

Западным фронтом Красной Армии командовал Иван Конев. Этот Западный фронт под Смоленском был фактически фронтом второго формирования – после катастрофы первых недель войны. Он был усилен за счет резервов Ставки ВГК и считался самым сильным в РККА.

Фронт держал рубежи протяжённостью около 340 км. По состоянию на 1 октября 1941 года, он состоял из шести неукомплектованных армий – всего 30 стрелковых, 2 мотострелковых и 3 кавалеристские дивизии, стрелковая бригада, 28 артполков, 4 укрепрайона, 5 танковых и 1 механизированную бригаду.

Личный состав: 320 тысяч человек, 2253 орудия, 733 миномёта и 272 самолёта, 475 танков (из них новых Т-34 – 51, КВ – 19 шт.) Во фронтовом резерве находились 2 кавалерийских и 1 мотострелковая дивизия, 4 танковые бригады.

Резервный фронт под командованием маршала Будённого располагался в тылу Западного фронта и частично на его левом фланге. Он состоял из 6-ти слабо укомплектованных армий в составе 16 стрелковых, 12 дивизий народного ополчения, 4 танковых и 2 кавалеристских дивизий, 1-го укрепрайона и 1-й танковой бригады.

Оборона обоих фронтов носила очаговый характер, была неглубокой (15-20 км) и слабо подготовленной в инженерном отношении.

Окруженцы под Вязьмой. Фото в свободном доступе.
Окруженцы под Вязьмой. Фото в свободном доступе.

2 октября 1941 года основные силы группы армий «Центр» перешли в наступление, сразу вклинившись на выбранных направлениях на глубину 15-30 км. В результате точных ударов Люфтваффе по штабу Западного фронта, 6 октября произошла частичная потеря управления войсками.

Из-за этого, в условиях жестоких боёв, отвести войска во избежание окружения не удалось. Конев писал, что вверенные ему войска ощущали острый недостаток зенитной и противотанковой артиллерии, что при превосходстве противника в авиации и танках создавало большие трудности.

7 октября к Вязьме прорвались моторизированный корпус 3-й танковой группы вермахта с севера, два моторизированных корпуса 4-й танковой группы с юга и востока. Они окружили значительные силы 19-й, 20-й, 24-й, 32-й армий и группу генерала Болдина, образовав Вяземский котел. Окружённые войска ещё неделю вели упорные бои, сковав значительные силы противника – не меньше 28-ми германских дивизий.

В то же время, в районе Ярцева немногочисленная группа войск под командованием генерал-лейтенанта Рокоссовского контратаковала. С ходу освободив этот город, она форсировала реку Вопь и захватила на её западном берегу выгодные позиции, на которых и закрепилась. Многочисленные попытки противника отбросить советских воинов за реку и вернуть Ярцево были отбиты. Но в целом, эффективного взаимодействия войск организовать не удалось, поэтому контрнаступление при больших потерях не достигло ощутимых результатов.

7 октября 1941 года Вязьма была оккупирована немецкими войсками. В городе было организованно два крупных лагеря для военнопленных и мирного населения. Пленных очень скудно кормили. Зимой 1941–1942 годов смертность в лагерях составляла до трёхсот человек в день.

Ополченцы из Москвы, попавшие в плен, содержались в немецком пересыльном лагере Дулаг №184, просуществовавшим до марта 1943 года, когда город был освобождён советскими войсками. На территории лагеря было обнаружено множество рвов, в которых было захоронено до 80 тысяч человек.

Памятник жертвам концлагеря Дулаг-184. Фото в свободном доступе.
Памятник жертвам концлагеря Дулаг-184. Фото в свободном доступе.

Узловая железнодорожная станция Вязьма расположена на пересечении магистралей Москва – Брест и Торжок – Ржев – Брянск, эта меридиональная дорога имела в 1941–1942 годы исключительное стратегическое значение для противоборствующих фронтов Красной Армии и Вермахта.

В котлах окружения, наряду с Вяземским, оказались из-за этого наступления немцев и другие армии под Ржевом и Юхновом. На юге танковой группой Гудериана был создан брянский котёл. Там в окружении оказалось 27 дивизий и 2 бригады. Всего же, в котлах из 95-ти советских дивизий и 14-ти бригад были тогда окружены 64 дивизии и 11 бригад.

Штабы фронтов окружения избежали, но частично утратили связи с войсками, и постоянной связи со Ставкой тоже не имели. Воцарился хаос, в котором генерал армии Жуков даже не мог оперативно разыскать штабы фронтов и их командующих.

Из 12-ти сформированных в Москве дивизий народного ополчения 10 оказались в котле под Вязьмой. Это приблизительно 100 тыс. человек. Многие погибли, пропали без вести или попали в плен. Из окружения пробиться удалось немногим.

Разумеется, солдаты, ополченцы и командиры в Вяземском котле не сидели бездеятельно, просто так покорившись своей участи. Они сражались, отвлекая на себя значительные силы противника. До самой зимы из брянских и вяземских лесов с боями прорывались окруженцы. Некоторые группы перешли к партизанским действиям, и оставалась в лесах под Вязьмой ещё несколько месяцев.

10 октября 1941 года в прорыв из окружения под Вязьмой организованно пошла 20-я армия генерал-лейтенанта Ершакова. В результате ожесточённых и кровопролитных боёв пять её дивизий оказались полностью разгромленными.

Генерал Лукин. Фото в свободном доступе.
Генерал Лукин. Фото в свободном доступе.

11 октября севернее Вязьмы пытались прорваться части 19-й и 32-й армии и группы генерала Болдина, под командованием командарма Лукина. Им удалось на время пробить брешь в заслонах противника, через которую смогла выйти из окружения некоторая часть войск: несколько крупных групп по 500-2000 человек в каждой, а также мелкие разрозненные группы и отдельные бойцы.

Командарм Лукин 14 октября 1941 года тяжелораненым попал в плен. Ему пришлось перенести ампутацию. Операцию делали пленные советские врачи.

В целом, противодействие частей Красной Армии начавшемуся в рамках операции «Тайфун» наступлению немецких войск на Москву закончилось катастрофическим поражением. Даже приблизительных данных о потерях наших войск в Вяземском котле нет. Называются цифры астрономические: до 1 млн. человек. Но кто за это ответил?

Красная Армия лишилась четырёх командармов. Кроме уже упомянутого тяжелораненого командарма-19 генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина, в плен попали командарм-32 генерал-майор С. В. Вишневский, командарм-20 генерал-лейтенант Ф. А. Ершаков (погиб 9 июня 1942 года в концлагере) и несколько других генералов. Погиб командарм-24 генерал-майор К. И. Ракутин. Погибли в бою или пропали без вести несколько комдивов и комбригов, дивизионные и бригадные комиссары.

Немецкие потери были примерно в семь раз меньшими, но командование вермахта оценивало их как значительные. В группе армий «Центр» за первую половину октября были выведены из строя около пятисот танков. Были убиты командиры двух полков (полковники), плюс один получил тяжелое ранение и умер в госпитале (все трое посмертно были произведены в генерал-майоры).

Генерал Ершаков. Фото в свободном доступе.
Генерал Ершаков. Фото в свободном доступе.

За 1 октября – 10 декабря 1941 года группа армий «Центр» потеряла 123 тысячи солдат и офицеров, но в её строю оставалось не менее 1,8 млн. человек. Превосходство 1:1,5 у немцев на московском направлении (имевшееся к началу операции «Тайфун») к 15 октября превратилось в многократное.

Войска Западного и Резервного фронтов, избежавшие котла, были объединены в один Западный фронт под руководством вновь назначенного командующего генерала армии Жукова.

Бывший командующий фронтом генерал-полковник Конев избежал ареста и трибунала по просьбе Жукова. Конев был оставлен его заместителем по правому флангу, а 19 октября возглавил самостоятельный Калининский фронт, в составе четырёх армий.

Большинство советских военачальников называют главной причиной вяземской катастрофы то, что командармами не была своевременно и должным образом организована разведка, не были определены направления главных ударов. Противник напал с флангов и ушёл в прорыв. Я бы ещё добавил от себя запоздалые манёвры, и запоздалые приказы об отступлении, с оглядкой на ставку.

После ожесточённых боев и Вяземской катастрофы судьба Москвы, по мнению германского командования, была предрешена. Уничтожение крупной военной группировки РККА открыло немецким войскам прямую дорогу на Москву. Согласно планам операции «Тайфун», немецкие войска должны были взять столицу СССР к середине октября. Однако за месяц ожесточённых боёв немецкие войска продвинулись на 230 – 250 км, они были истощены, а их ударные группировки – растянуты.

Но командование советское приняло экстренные меры по укреплению Можайской линии обороны и восстановлению нарушенного фронта. Массовая паника, начавшаяся было в Москве, была оперативно ликвидирована. Сопротивление оккупантам продолжалось, и лишь усилилось после этого.

⚡«Всю документацию об этом танке приказано было уничтожить, и запрещено даже упоминать о нём!»- самый секретный танк КВ-122

Немецкие артиллеристы у подбитого автомобиля на Варшавском шоссе. Фото в свободном доступе.
Немецкие артиллеристы у подбитого автомобиля на Варшавском шоссе. Фото в свободном доступе.
«Ещё в ночь на 7 октября началась переброска войск из резерва Ставки и с соседних фронтов на Можайскую оборонительную линию. Сюда прибыло 11 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артиллерийских полков, и ряд других частей», – вспоминал Георгий Жуков. Заново формировались четыре армии в составе 90 тысяч человек. По существу, на базе этих ограниченных сил, уже в третий раз с начала войны, создавался Западный фронт.

Вяземский котёл 1941 года стал одной из самых масштабных трагедий Великой Отечественной, сравнимой лишь со стремительным разгромом Западного фронта в начале войны и окружением советских войск под Киевом. В советское время о масштабах этой трагедии умалчивали.

В 2005 году на месте отчаянного прорыва наших воинов из Вяземского котла открыт Мемориальный комплекс «Богородицкое поле». На двадцати семи чёрных плитах у Богородицкого поля выбиты только номера погибших бригад и дивизий, причём на каждой из них – по нескольку.

В 2009 году Вязьме было присвоено звание «Город воинской славы».

Открытый в 2013 году музей на Богородицком поле располагает следующей информацией о потерях: убитые и умершие от ран: 200–275 тысяч человек, санитарные потери: 120–150 тысяч человек, пленные и пропавшие без вести: 450—500 тысяч человек. Общие потери составляют от 770 до 925 тысяч человек.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, кто ответственен за котёл под Вязьмой?