Теперь людей оценивают по степени их участия в медийном потоке (интернет, телевидение, политика и т.д.). Поток медийной информации считается безусловным благом, которое умножает смысл бытия точно так же, как движение капитала умножает богатство и благополучие.
В четвертом выпуске рубрики "Философия" мы с тобой поговорим об идеях французского философа-постмодерниста Жана Бодрийя́ра (27 июля 1929 — 6 марта 2007).
Реклама считалась второстепенной по отношению к товарам, для которых она предназначена. Но, по мнению Бодрийяра, сейчас она стала ядром нашей цивилизации. Сами рекламируемые товары имеют малую ценность; гораздо большее значение имеет наше отождествление с историй, знаками и символикой, окружающей эти товары. Именно это является источником нашего желания и тяги к потреблению.
Представление о рациональной личности, обладающей свободой воли, является абсолютным мифом. Нас лучше рассматривать как сущности, поглощенные технологией и культурой потребления и являющиеся ее частью.
Пример. В 1979 году вышел голливудский фильм "Китайский синдром",в котором журналисты посещают атомную электростанцию в связи с созданием цикла передач об атомной энергии. По сюжету в этот момент там случается много всего, включая разрушение реактора. Фильм появился в прокате в США всего за несколько дней до инцидента на ядерном реакторе на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании.
Так вот, кинематографическое событие стало более важным, чем реальное происшествие! Фильм чаще обсуждали. И такое насилие над истиной происходит в реальном мире постоянно, считает Бодрийяр.
Произошел сдвиг мира в гиперреальность. Массмедиа и технологии проникли во все аспекты нашей жизни и поглотили систему ценностей. Вариант того, что может случиться, если гиперреальность будет доведена до логического завершения и станет всеобъемлющей, хорошо показан в фильме "Матрица".
Нам нужна реальность или только ее символы?
Современный человек больше похож на механизм. Он потребляет и воспроизводит образы, которые существуют в массмедиа, рекламе и политике. Но самое печальное заключается в замене реальности гиперреальностью, которую Бодрийяр называет "идеальным преступлением", так как большинство из нас не понимают, что это вообще произошло.
Я рассказал тебе только то, что мне показалось самым интересным в философии Жана Бодрийяра. Буду рад пообщаться в комментариях на тему статьи.
Раньше рубрика "Философия" выходила в формате видео, но теперь я поэкспериментирую и с форматом статей. Надеюсь, тебе понравится. =)
»»» Предыдущие выпуски «««
Философия Ханны Арендт: человек действия, прощение, обещания, величие. Выпуск №1 (видео)
Философия Аристотеля: подлинное счастье, осмысленная жизнь, предназначение. Выпуск №2 (видео)
Звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Философия Иммануила Канта. Выпуск №3 (видео)
Спасибо, что дочитал до конца!
На канале "Беру книгу" ты можешь найти другие статьи и видео - приглашаю в гости. ) Подписывайся, чтобы ничего не пропустить, и ставь лайк, если понравилась публикация.
Заражаю любовью к книгам и жизни. )