Как известно, 14 мая состоялись выборы президента Турции. После обработки 100% бюллетеней ни один кандидат не набрал 50% голосов, поэтому 28 мая предстоит второй тур. В него вошли действующий президент Реджеп Эрдоган и лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу.
Некоторые наши политологи утверждают, что в случае победы оппозиции Турция начнёт следовать в фарватере США и проводить антироссийскую политику. Однако факты не совсем такому выводу соответствуют.
Очередные выборы турецкого президента вызвали среди населения небывалый интерес. К избирательным урнам пришли и проголосовали 85% избирателей. В крупных городах страны этот процент ещё выше. За Эрдогана традиционно голосует сельская глубинка. За оппозицию — черноморское побережье и крупные города. В Стамбуле и Анкаре у власти мэры от оппозиции. Там Эрдогану давно ничего не светит.
Коренные изменения в Турции начались в начале 1920-х годов. Мустафа Кемаль Ататюрк начал тогда освободительную борьбу. До 1938 года он был главой страны. Именно он сделал Турцию светской республикой, ислам отлучил от государства. При нём женщины получили право носить цивильную одежду, а мужчинам было запрещено ношение фесок. Тогда страна пошла по пути прогрессивных европейских реформ. С тех пор армия стала опорой в европейской модели развития.
Кырычдароглу придерживается линии Ататюрка. Он занялся политикой после выхода на пенсию. Стал главой народно-республиканской партии. Её первым лидером как раз был Ататюрк. При активном участии Кырычдароглу была создана коалиция из шести партий. Её поддерживает всё городское прогрессивное население, которое не хочет отката к исламизму.
Кандидатом в президенты он стал довольно случайно. До него основной кандидатурой был мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Его незадолго до выборов обвинили в неуважении к избирательной комиссии. Дали два года условно и исключили возможность участия в выборах.
За что выступает партия справедливости и развития Эрдогана? Сторонники действующего президента хотят усиления роли ислама в делах государства.
Получается, что основной вопрос, который решается на этих выборах заключается в выборе дальнейшего пути развития страны. Отношение к России в данном случае имеет второстепенное значение.
Какая Турция выгодна России?
Та, которая дрейфует в сторону Персидского залива или цивилизованная?
Турция с 1952 года — член НАТО. О выходе из альянса ни одна партия не помышляет и не заявляет. На её территории находится в Измире командование НАТО. На базе Инджирлик — натовское авиакрыло, там же размещены до 50 американских атомных бомб. Их спокойно можно доставить до нашего черноморского побережья.
Турция всегда пропускает через Средиземное море натовские боевые корабли. Какое ещё может быть сближение с НАТО при победе оппозиции? Ближе уже некуда.
С 1963 года Турция ведёт переговоры о вступлении в ЕС. Туркам по копенгагенскому критерию выданы требования, которые они постепенно выполняют.
После победы он использовал этот лозунг исключительно в интересах укрепления собственной власти. Под предлогом требований ЕС он делал всё, чтобы ослабить политическую роль армии в жизни страны. Мол, ЕС требует. По конституции страны армия - гарант кемалистского пути развития и основное препятствие для политических устремлений Эрдогана.
Оппозиция также хочет вступить в ЕС. Интрига заключается в том, что ни при каком президенте Турцию в ЕС принимать никто не собирается. Немцы, австрийцы в подавляющем большинстве не хотят видеть Турцию в ЕС. За маской толерантности это нежелание скрывается, но принимать её никто не собирается.
Эрдоган никогда не был другом России.
Именно он поддержал бандитов в Сирии. Более 100 наших военнослужащих погибли от рук экстремистов, поддерживаемых Турцией. Ему понадобилось семь месяцев, чтобы принести официальные извинения за сбитый российский бомбардировщик Су-24. Это произошло сразу после отказа России от покупки турецких овощей и прекращении туристических авиаперелётов. Эрдоган не признаёт вхождение Крыма в состав России и открыто требует его возврата Украине. Пытается взять под свою опеку крымских татар.
В 1921 году был подписан договор о строительстве там же завода по их производству. Владеет заводом Сельчук Байрактар - зять Эрдогана. Если бы Эрдоган не хотел поставок БПЛА на Украину, то посоветовал бы зятю отказаться от этой затеи.
С таким другом, как Эрдоган, и врагов не нужно. При этом от России он получил всё. Помимо поставки нам овощей и доходов от туризма, Турция зависит от внешних поставок зерна. Её годовые потребности составляют примерно 10 млн тонн. Примерно 6 млн тонн поставляет Россия и 3 млн - Украина. Никто такие объёмы вместо нас Турции не возместит. Если поставки зерна в страну прекратятся, то там начнётся голод и марши пустых кастрюль. И не будет нужды в печеньках от Вики Нуланд.
Поэтому для Турции так важна зерновая сделка. Однако нас и здесь очередной раз обманули. Как раньше восемь лет обманывали с Минскими соглашениями. Мы силами Черноморского флота поставку зерна из портов Украины обеспечиваем. Турция ничего не делает для преодоления антироссийских санкций в экспорте наших удобрений и зерна.
На рост негативного отношения к политике Эрдогана существенное влияние оказывает инфляция или по-простому - рост цен. Сейчас в Турции инфляция опустилась до 55%, хотя недавно достигала 80%. Примерно такой рост цен у нас был в 1990-е годы.
Санкции против России ввёл ЕС, Турция — не член ЕС и к антироссийским санкциям ей присоединяться нет никакого резона. Мы строим туркам АЭС "Аккую", обеспечивая 10% потребностей страны в энергетике. От поставок российского зерна никакой президент объективно отказаться не сможет. Помимо этого, Кылычдароглу выступает против вмешательства в дела Сирии. Высказываются за скорейшее заключение соглашений между Украиной и Россией. Что в этом плохого?
Кылычдароглу по убеждению принадлежит к алевитам, самой терпимой ветви ислама. Родился он в провинции Тунджели, которую населяют в основном курды, греки и армяне. Они традиционно с уважением относятся к нашей стране.
Незадолго до первого тура выборов российская тематика в Турции вышла на первый план.
Кылычдароглу высказался о вмешательстве России в выборы. Это было вызвано появлением в соцсетях фейковой информации о нём. Якобы она шла из северной страны. При этом в довольно дружелюбном тоне Кылычдароглу заявлял о заинтересованности в здоровых и достойных российско-турецких отношениях.
Во времена СССР вмешательство во внутренние дела других государств существовало официально. Во многих странах тогда активно работали дружественные нам коммунистические партии, имевшие значительный вес в обществе. Они не скрывали своего отношения к нашей стране, а любая политическая сила была вынуждена строить свою политику с учётом этого фактора.
Чтобы иметь крепкие отношения с другими странами, там нужно иметь серьёзные политические силы, кровно заинтересованные в сотрудничестве с Россией. Иначе друзей не будет. Фейковыми сообщениями, если они имели место, дружбу не заводят.
Почему мы должны быть за Эрдогана?
Чтобы он Байрактары продолжал поставлять Украине? Чтобы Среднюю Азию под своё влияние взял, Армению окончательно разгромил? А при победе оппозиции зять Эрдогана, владеющий производством Байрактаров, сразу своё влияние потеряет.
Вот такой расклад перед вторым туром выборов. И совсем не обязательно от исхода голосования Россия проиграет.
Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ