Найти в Дзене
Крымский журнал

Вслед за солнечным лучом: путешествие по волшебной Феодосии

Оглавление

«Мы увидели Итальянскую улицу с арками. Солнечный луч протянулся под арку. Брызнула в глаза синева, ветер с моря полетел на нас, и мы поняли – Марина и я – что Феодосия волшебный город и что мы полюбили его навсегда».

Такие восторженные строки оставила нам в «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева. Сёстры будут ещё не раз мысленно возвращаться в дорогую сердцу Феодосию, на милую Итальянскую улицу. Прогуляемся по Итальянской, нынешней Горького, вслед за солнечным лучом, и он высветит удивительные факты истории Отечества.

Памятник Пушкину. Добрый приют

Пушкин посетил Феодосию во время путешествия по Крыму в 1820 году. Хитросплетения судьбы хозяина имения «Добрый приют» удивили юного поэта. Семён Броневский, «человек почтенный по непорочной службе и по бедности», служил феодосийским градоначальником, стал жертвой интриг, был предан суду, но впоследствии оправдан.

Его пребывание у власти ознаменовалось «великими издержками и трудами», обратившими окрестные солончаки в сады и пастбища, открытием музея древностей, закладкой сквера вокруг башни Константина. Броневский гордился новыми достопримечательностями и наверняка показывал их гостям. «Он имеет большие сведения о Крыме – стороне важной и запущенной», – отмечал Пушкин.

Башня Константина. Символ стабильности

Мощная башня появилась в середине XIV века, когда местечко Кафа, превратившись в перевалочную базу генуэзских купцов, начала бурно развиваться. Большие деньги нуждались в надёжной охране, посему центр коммерции окружили крепкие стены и башни. Одна из них получила имя святого Константина – римского императора, поборника христианства.

Башня была одним из узлов обороны Кафы. Она прикрывала ворота и защищала город со стороны моря, поскольку находилась непосредственно на берегу. Однако «воля и труд человека дивные дивы творят»: в конце XIX столетия при строительстве порта и железной дороги море буквально отодвинули от башни на несколько сотен метров.

-2

Памятник Назукину. Свято место…

Герой Гражданской войны, матрос-большевик Иван Назукин возглавлял подпольную организацию в Феодосии, готовил восстание. Однако белая контрразведка раскрыла его планы, и в 1920 году Назукин и его соратники были расстреляны.

Постамент, где сегодня возвышается фигура связанного матроса, существует с 1896 года. Изначально на нём стоял памятник императору Александру III, во время правления которого в Феодосии построили торговый порт и проложили железную дорогу. После установления советской власти статую царя-миротворца уничтожили, а постамент заняла скульптура пролетария, олицетворяющая учение Маркса. Затем на почётное место водрузили памятник Сталину.

-3

Фонтан Айвазовского. Хвала благодетелям!

Великий художник был истинным отцом города. В 1887 году Иван Константинович сообщил местным депутатам: его супруга Анна дарит Феодосии воду из принадлежащего ей источника Субаш. Эффектную точку в решении тяжкой проблемы безводья меценат поставил, построив на центральной площади на свои средства питьевую колонку из разноцветного мрамора, исполненную в мавританском стиле.

Дума намеревалась назвать фонтан именем правящего императора Александра III. Уже изготовили памятную плиту, когда из Санкт-Петербурга пришёл категорический указ: присвоить фонтану имя его создателя. Сделали другую надпись, но она оказалась не тех размеров, поэтому из-за «И.К. Айвазовского» выглядывают начальные буквы слов «императора» и «Александра».

-4

Фонтан «Доброму гению». Дарительнице воды

Город решил не оставаться в долгу. В знак признательности семейству Айвазовских за подаренную Феодосии живительную влагу дума установила на бульваре оригинальный памятник-фонтан «Доброму гению». Бронзовая женщина в образе античной богини, но с лицом Анны Айвазовской держала раковину, из которой текла драгоценная вода.

Во время Великой Отечественной войны мемориал был разрушен и восстановлен уже в наше время. Образ «Дарительнице воды» дополнила колоннада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его» и фамилиями художников-маринистов, уроженцев Феодосии: Фесслера, Латри, Ганзена, Лагорио. Так что добрых гениев стало гораздо больше!

-5

Платановая аллея. Выходят на арену силачи

Улицу Горького украшает шикарная Платановая аллея. Её заложили после Великой Отечественной войны на месте разрушенных домов Итальянской улицы. В средние века здесь проходила крепостная стена Кафы. Величественные деревья – символ мудрецов и героев – осеняют многочисленные памятники, и каждый раскрывает славное прошлое города.

Открывает парад бюст Ивана Поддубного. Знаменитый борец начинал спортивную карьеру в Феодосии в 1897 году, когда работал портовым грузчиком. Тогда же Иван увлёкся входившими в моду борьбой и тяжёлой атлетикой. В местном цирке он впервые вышел на арену и одержал победу. Впоследствии блистал на борцовских помостах России, Европы и Америки, в СССР был удостоен звания заслуженного мастера спорта.

Памятник Вите Коробкову. Погиб за Родину

Дети – участники войны. Кто они? Фанатики? Невинные жертвы трагических обстоятельств? Или действительно герои? Такие мысли рождаются возле памятника юному партизану Вите Коробкову. В год, когда началась война, мальчику исполнилось 12 лет.

Во время фашистской оккупации Крыма в 1941-1944 годах Виктор помогал своему отцу, участнику одной из групп сопротивления. Неприметный смышлёный мальчишка держал связь между феодосийскими подпольными организациями и партизанским отрядом, расклеивал листовки. В 1944 году отца и сына выдал предатель. Палачи жестоко пытали патриотов, но ничего не добились. Незадолго до освобождения Крыма Витя и Михаил Иванович Коробковы были расстреляны.

-6

Мемориал «Аллея Славы». Героям сражений

На гранитном обелиске помещены изображение подводной лодки и лаконичная надпись: «Витязям морских глубин». С 1956 года в Феодосии базировалось соединение подводных лодок. Они денно и нощно несли боевую службу – патрулировали Чёрное море, обеспечивали испытание новейших образцов вооружения и техники.

Под сенью платанов установлены гранитные бюсты героев Крымской (1854-1855 гг.) и Великой Отечественной войн, чьи подвиги связаны с Керченско-Феодосийской десантной операцией 1941 года, освобождением города в 1944 году. Скульптуры Александра Преснякова и Амет-Хана Султана напоминают о событиях холодной войны, когда в городе действовал филиал Научно-испытательного института военно-воздушных сил СССР.

-7

Памятник броненосцу «Потёмкин». Крепость революции

Летом 1905 года команда корабля императорского флота «Князь Потёмкин-Таврический» подняла восстание. Мятежный броненосец бросил якорь на рейде Феодосии. Красное знамя осеняло орудия царственного 12-дюймового калибра. Угрожая бомбардировкой, бунтовщики потребовали от городского головы обеспечить корабль всем необходимым. Ультиматум поддержали местные пролетарии.

Власти доставили на судно провизию и воду, но отказали в угле, и тогда потёмкинцы решили захватить топливо с других судов, взяв их на абордаж. Верные присяге войска открыли огонь по «Потёмкину». Несколько матросов погибли. Комендоры уже развернули орудия в сторону беззащитного города, но здравый смысл всё же возобладал. На прощанье броненосец обдал Феодосию дымом маскировочной завесы и под её прикрытием исчез в море.

-8

Церковь Сурб Саркис. Последний приют гения

Древнейший армянский храм Святого Сергия ведёт историю с XIV столетия. Обилие вмонтированных в стены средневековых хачкаров (каменных плит с художественным изображением крестов) свидетельствует о намоленности места. Ныне это действующий храм Армянской апостольской церкви. Помимо богослужений, в нём проходят концерты духовной органной музыки.

С церковью Сурб Саркис неразрывно была связана жизнь Ивана Айвазовского: здесь он был крещён, в этих стенах его венчали, здесь и отпевали. Могила великого художника находится в сквере, окружающем храм. Массивное надгробие из белого мрамора украшает эпитафия на русском и армянском языках: «Родившись смертным, оставил о себе бессмертную память».

-9

Обзорная площадка. Вид на богоданный город

Помните, у Цветаевой:
«Над Феодосией угас навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени прелестный предвечерний час…»

Вот уже 26 веков над городом восходит и заходит солнце. Что же увидим мы в закатных лучах?

Рассыпались вдоль моря жилые домики, кое-где сохранившие замечательные черепичные крыши. Из-за пятиэтажек советской постройки выглядывает минарет средневековой мечети Муфтий-Джами. От церкви Сурб Саркис, где покоится «гений места», рукой подать до морского порта – сердца города-труженика. И кажется, что современные корабли швартуются возле башен Генуэзской крепости.
Город-космополит, прошедший через многие перипетии мировой истории, продолжает радовать и удивлять.

Текст: Михаил Семёнов

Фото: Евгений Летов