Стрелка Васильевского острова (ВО) - необычный район Санкт-Петербурга, сочетающий парадные архитектурные ансамбли и лабиринты переулков. В XIX веке здесь в районе Тучкова моста располагалась действующая торговая пристань, рядом с которой на Биржевом переулке находились огромные склады торгового дома "Братья Елисеевы" (сохранились до наших дней). Но этот район облюбовали не только торговцы, здесь жило много ученых, архитекторов, художников, которые в свою очередь выбирали этот район из-за близости расположения к Императорской Академии художеств и Академии наук.
В 1842 году на углу Тучковой набережной (ныне набережная Макарова) и Биржевой линии для купца П. Меняева был построен большой трехэтажный доходный дом. Дом напоминал по форме трапецию, имел внутренний двор и простирался вдоль набережной Невы от Биржевой линии до Биржевого переулка (ныне Волховский). Автором проекта здания стал архитектор А. Х. Пель. Этот дом вошел в историю русской культуры своими жильцами. В нем проживал с родителями маленький Петр Чайковский. Позднее в этом доме снимал квартиру сын известного скульптора, живописец М.П. Клодт. Затем квартиры этого дома снимали сразу несколько художников: А.К. Беггров, Е.Е. Волков, Г.Г. Мясоедов. Дом стали называть в народе "дом художников".
На фасаде дома установлена табличка одному из знаменитых его жильцов- портретисту, главе Товарищества передвижных художественных выставок Ивану Николаевичу Крамскому.
В тот период, когда Крамской проживал в доме, дом сменил своего владельца- им стал Григорий Петрович Елисеев. В 1879 году по распоряжению нового владельца к дому был надстроен четвертый этаж. Позднее, в 1887 году над фасадом здания по Биржевой линии была возведена огромная мансарда. Автором проекта этой мансарды стал гражданский инженер Григорий Васильевич Барановский. Мансарда сохранилась до наших дней и является единственным примером городской мастерской, специально спроектированной и построенной в виде отдельного объема, а доходный дом вошел в историю по имени своего знаменитого владельца Елисеева.
Кроме своей архитектурной уникальности, мансарда вошла в историю Петербурга. Спустя десять лет после своего создания она стала мастерской выдающегося художника- Архипа Ивановича Куинджи. Ее стали называть "мансарда Куинджи". В честь Куинджи на фасаде дома со стороны Биржевой линии установлена памятная доска.
Большое панорамное окно мастерской Куинджи выходит на Биржевую линию.
Второе окно мастерской выходит на Биржевой переулок, на котором располагаются здание бывших складов торгового дома "Братья Елисеевы".
К 150-летию со дня рождения А. И. Куинджи в доме Елисеева в квартире №11, где жил и работал художник (исторически № 8), был создан Музей- квартира. Теперь квартира является отделом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Наше поверхностное знакомство с доходным домом закончено, настало время посетить Музей-квартиру. Вход в квартиру Куинджи находится во дворе дома, вход осуществляется с Биржевого переулка. Под аркой находится домофон, по звонку сотрудники музея открывают ворота посетителям.
Во дворе есть указатель, показывающий парадную, в которой располагается музей.
Музей-квартира А.И. Куинджи находится на четверном этаже в подъезде жилого дома.
Лифт в подъезде есть, но на нем висит табличка, предупреждающая, что пользование лифтом посетителям музея запрещено. Вызван этот запрет не тем, что жильцам жалко лифта для посетителей музея, а мерами безопасности из-за возможной его остановкой в связи с неполадками. Как мне сказала встретившаяся жительница дома, ждут ремонта лифта уже довольно долго. Возможно скоро ситуация поменяется, но пока приготовьтесь к нелегкому подъему пешком на 4 этаж.
На дверях квартиры №11 висит табличка: "Действующий статский советник академик Архип Иванович Куинджи". Звание профессора живописи Куинджи получил в 1892 году, а через год он был избран действительным членом Академии. В 1894 году он начал преподавать в Академии в качестве профессора- руководителя пейзажной мастерской. В 1905 году за особые труды по указу императора Николая II Куинджи получил чин действительного статского советника.
Квартира Куинджи сравнительно небольшая- в ней всего три комнаты и кухня-столовая. Исключение- это мансарда-мастерская, расположенная над жилыми помещениями, она поражает своими размерами.
Все жилые комнаты расположены анфиладой. Из прихожей дверь ведет в бывшую кухню- столовую. Ее интерьеры не воссозданы, здесь располагается служебное помещение сотрудников музея.
Для осмотра в жилой части квартиры на первом этаже доступны гостиная, кабинет и спальня. Интерьер квартиры воссоздан, но исторической мебели здесь нет, вся мебель подобрана в соответствии с эпохой и согласно оставшимся описаниям.
В гостиной нет дорогой изысканной мебели. Быт Куинджи был скромен и непритязателен. Архип Иванович и его супруга Вера Леонтьевна жили вдвоем, прислуги не держали. Супруга все хозяйство вела сама. В квартире принимали только самых близких друзей. Такой образ жизни не был вызван нуждой- в средствах Куинджи не был стеснен. Он владел большим состоянием, но своим жизненным правилом считал довольствоваться только малым. Денежные средства Куинджи использовал на поддержку молодых художников, на благо искусства.
В гостиной на стене висит портрет Куинджи, выполненный Крамским. Этот портрет Архип Иванович очень любил и долгое время хранил у себя, пока не передал его учебной библиотеке Академии художеств, организованной не его средства. Крамской и Куинджи были не только соседями, но и хорошими друзьями. Они познакомились в 1873 году. Куинджи часто бывал в гостях у Крамского на Биржевом переулке. Крамской оказал большое влияние на Куинджи. Он был более опытным мастером, ввел Куинджи в круг передовых художников-передвижников.
В гостиной стоит рояль, в свое время такой же рояль стал свадебным подарком Архипа Ивановича молодой супруге. Сам Куинджи с молодости играл на скрипке.
В гостиной представлена итальянская скрипка мастерской Амати начала XIX века, она в точности повторяет ту скрипку, на которой играл Архип Иванович. Супруги часто музицировали вместе.
Архип Иванович и Вера Леонтьевна были из семей обрусевших греков, оба родились в Мариуполе. Вера Леонтьевна была младше супруга на 14 лет. Отец Веры Леонтьевны был богатым купцом, он вел торговлю мехом. Интересно, что его фамилия Шаповалов- это русская версия фамилии Кетчеджи (означает "выделывающие шапки").
Архип Иванович родился в бедной семье сапожника. Фамилия его отца была Еменджи, в переписной книги Архип был записан под фамилией Куинджи скорее всего по фамилии деда-ювелира ("куинджи" означает золотых дел мастер). Интересно, что старший брат Куинджи Спиридон русифицировал свою фамилию и стал Золотаревым.
Архип Иванович рано стал сиротой. Его воспитывали сначала в семье сестры отца, а потом в семье старшего брата. С раннего детства Архип работал. Хорошего образования он не получил, окончил лишь два класса приходского училища. На протяжении всей жизни Куинджи занимался самообразованием. Художественный талант у него проявился рано и он перед собой поставил цель стать профессиональным художником. Изначально Куинджи обратился к И.К. Айвазовскому в его мастерскую в Феодосии. Упорство и усердство позволили Куинджи поступить в Петербургскую Академию художеств. По началу он вынужден был перебиваться скромным жильем и скудной едой. В Петербурге он сменил несколько адресов. Один из них- это квартира в доме 18 на 5-ой линии Васильевского острова.
В 1868 году его картина "Татарская деревня в Крыму при лунном освящении" получила высшую похвалу и Куинджи был признан достойным звания свободного художника. В это время он сблизился с учениками Академии - И. Е. Репиным и В.М. Васнецовым. Куинджи усердно работал, создавал новые и новые произведения, которые получали высокую оценку. В 1870 году он успешно сдал экзамены и поступил в Академию художеств. В 1876 году Куинджи смог себе позволить снять небольшую квартиру с мастерской в доме № 16 по Малому проспекту Васильевского острова. Именно в этой мастерской были созданы многие известные работы художника. Несколько картин Куинджи были приобретены П.М. Третьяковым.
Самой известной картиной мастера стала "Лунная ночь на Днепре" . Этой картине была посвящен специальный показ в залах Императорского общества поощрения художников. Картина прославила Куинджи, как "чародея света". Ее приобрел великий князь Константин Константинович Романов, заплатив за нее огромную по тем временам сумму- 5000 рублей.
Картина украшала гостиную личных апартаментов князя в Мраморном дворце. Константин Константинович часто брал картину с собой в морские путешествия, тем самым навредив ее состоянию. Сейчас картина находится в Русском музеи.
В мастерской Куинджи на Малом проспекте часто бывали гости, тут проходили выставки работ художника. Последний раз Куинджи показал свои работы публике в 1882 году, а после, неожиданно для всех, объявил о своем решении больше не выставляться. Он посвятил себя творчеству, преподавательской деятельности, принимал активное участие в реформировании Академии художеств.
Близким другом Куинджи был профессор Д. И. Менделеев. Они часто проводили вместе время за партией шахмат.
Дверь из гостиной ведет в маленький кабинет. В нем представлены мемориальные фотографии, посвященные памяти Архипа Ивановича.
Куинджи скончался в этой квартире. Отпевание художника прошло в академической церкви Святой Екатерины. Похоронен художник был на Смоленском кладбище, в 1952 году его прах и надгробие были перенесены в Музейный некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Следующее помещение в квартире- это спальня. Здесь проходят временные выставки. В настоящее время проходит выставка "Мастера русского импрессионизма". Здесь представлены работы К.А. Коровина, В.А. Серова, С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова, К. К. Костанди и других авторов.
Также на выставке представлено несколько работ Бродского Исаака Израилевича. Мемориальный-музей квартира И.И. Бродского также , как и Музей-квартира А. И. Куинджи, является отделом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, поэтому картины часто путешествуют из одного музея в другой.
После осмотра выставки, вернемся в гостиную. Из гостиной деревянная лестница ведет наверх в самое сокровенное место квартиры- мастерскую Архипа Ивановича Куинджи.
Лестница чем-то напоминает трап на корабле.
Дух захватывает, когда попадаешь в пространство мастерской. Невероятно большие окна наполняют пространство светом, придают ощущение простора.
Через окна- витражи открывается невероятно красивый вид на Неву, Тучков мост, Петропавловскую крепость.
В мастерской есть небольшой балкон, выйти на него нельзя, но можно насладиться видом через балконные двери.
На рабочем столе представлены вещи той эпохи. Экспозиция мастерской посвящена преподавательской деятельности Куинджи. Здесь представлены полотна его учеников.
Из полотен самого Архипа Ивановича во всем музее можно увидеть только две его работы-этюд "Ночь", написанный в 1880 году, и вариант подготовительного эскиза к полотну "Север", написанный в 1879 году. Обе эти работы в момент смерти автора находились в квартире.
При жизни Куинджи в мастерской часто бывали его ученики.
С первых дней работы в Академии у Куинджи занимались: К. Богаевский , Я. Бровар, П. Вагнер, К. Вроблевский, В. Зарубин, К. Калмыков, А. Кандауров, П. Краузе, М. Латри, И. Маньковский, В. Пурвит, Н. Рерих, А. Рылов, Е. Столица, А. Чумаков. После ухода И.И. Шишкина из Академии, его ученики перешли в мастерскую Архипа Иановича, среди них- А. Борисов, Ф. Рушиц, Н. Химона.
Учеников Архипа Ивановича называли "куинджистами". Многие из них стали лучшими выпускниками Академии . После окончания курса в 1898 году Куинджи на свои деньги повез всех своих выпускников в заграничную поездку по странам Европы. Все ученики очень тепло относились к своему учителю. В 1909 году на средства мастера был создан творческий союз живописцев- Общество имени А.И. Куинджи.
Согласно составленному при жизни завещанию Обществу перешел весь капитал Куинджи. Щедро предоставляя Обществу все свои деньги, Архип Иванович надеялся, что даст возможность художникам творить свободно, не завися от заказов. В 1910 году Архип Иванович скончался. Его супруге согласно завещанию Общество должно было выплачивать пожизненное содержание. Но случилась революция, активы Общества были национализированы. Про судьба Веры Леонтьевны мало известно. После смерти супруга, она съехала с квартиры, забрав с собой всю мебель. Скончалась она в голодном Петрограде.
В мастерской установлен бюст Куинджи, выполненный в 1898 году Беклемишевым В.А.
Также в мастерской находится бюст Крамского, выполненный Гинцбургом И. Я.
На "барабане" находится информация об учениках Куинджи.
Здесь же представлены фотографии Церкви Рождества Богородицы в Карасевке, в которой Архип Иванович был крещен и венчался с Верой Леонтьевной. На одной их фотографий представлена улица в селе Карасевка Мариупольской области, где предположительно стоял дом отца Куинджи.
В 1984 году в Мариуполе был установлен монумент в честь Архипа Куинджи.
Последние годы жизни Архип Иванович вел замкнутый и немного отшельнический образ жизни. П. Щебров написал дружеский шарж " А.И. Куинджи на крыше дома в Биржевом переулке".
В мастерской представлены афиши выставок А.И. Куинджи и его учеников.
В 1913 году в Академии художеств состоялась посмертная выставка Куинджи.
Музей-квартира Куинджи удобно расположена вблизи многих достопримечательностей, в красивом месте на набережной Макарова.
Совсем рядом с Музеем-квартирой находится деревянный домик, обнесенный изгородью. В нем живет мужчина- пенсионер. Все документы на дом оформлены в соответствии с законом. Как так получилось, что в самом центре Петербурга возникла такая маленькая усадебка, неизвестно. Дом порываются снести, но пока не находят оснований, а пенсионеру нравится жить в собственном доме со всеми удобствами в центре Петербурга. Деревянный домик находится во дворе дома 14 на набережной Макарова.
Недалеко от Музея-квартиры между Кадетской линией и Тучковым переулком находится Церковь Святой Великомученицы Екатерины, на куполе которой находится третий ангел покровитель Санкт -Петербурга.
Если прогуляться по Биржевой линии, то можно будет увидеть еще один доходный дом. принадлежащий купцам Елисеевым- дом №14. В этом доме находится Музей оптики. Музей интересен для посещения (сайт музея optimus.itmo.ru).
Биржевая линия приведет нас к площади академика Сахарова и Зданию Двенадцати коллегий.
Если мы от Музей-квартиы А.И. Куинджи продолжим путь по набережной Макарова, то встретимся с двумя гранитными львами. Они были установлены на спуске к Малой Неве у Пушкинского Дома в 1806-1809 годах. За свою долгую жизнь на Набережной львы постарели: на изваяниях возникли трещины, а у одного случилась существенная утрата - он потерял гранитный хвост. Тем не менее львы популярны, часто около них загадывают желания.
В доме №4 на набережной Макарова располагается Пушкинский дом- интереснейший историко-литературный музей Санкт -Петербурга.
Пройдя по набережной Макарова, мы окажемся в одном из самых красивых мест города на Неве- Стрелке Васильевского острова.
В этом месте сосредоточено множество достопримечательностей Санкт -Петербурга. Со стрелки Васильевского острова открываются красивейшие виды. Можно написать писать об этом месте очень много, но пора заканчивать статью.
Музей- квартиру Архипа Ивановича Куинджи можно посетить только по сеансам. Билеты надо приобретать заранее.
- Время работы музея: среда, пятница, суббота и воскресенье с 11.00 до 19.00, четверг- с 13.00 до 21.00, в понедельник и вторник музей не работает.
- Адрес: Биржевой переулок, дом 1/10, кв. 11
- Официальный сайт: artsacademymuseum.org