Продвинутые музыканты знают, что есть параллельный мажор и минор, в которых одинаковые знаки при ключе. Как в таком случае определить тональность мелодии только глядя в ноты. Рассказываю
Начну с того, что в большинстве классических мелодий конец произведения чаще всего приходит в тонику. О тональности красноречивее всего говорит бас - самая низкая нота в аккомпанементе.
Проверим:
В последнем такте самая низкая нота - ми, значит общая тональность точно ми минор!
В этом примере есть еще один указатель - повышенная 7 ступень указывает на гармонический, часто встречающийся, минор. Во втором такте ре-бекар (7 ступень в ми миноре) - это еще одно доказательство, что перед нами ми минор.
Еще пример:
Смотрим самую низкую ноту в последнем такте - си бемоль, потом еще аккорд от си бемоля. Лист полностью без проходящих знаков альтерации, значит перед нами точно си бемоль мажор!
В современных пьесах, а также в джазовых произведениях встречается иногда в конце септаккорд, или любое другое диссонирующее сочетание без разрешение в тонику, например в мелодии "Розовая пантера".
В этом случае смотрим начало мелодии и конец до септаккорда:
Первый такт: не полное ми минорное трезвучие.
Последняя строчка. первый такт: неполное ми минорное трезвучие, ре-диез (повышенная 7 ступень). Второй такт - не очевиден. Последний такт: до последнего аккорда разложенное ми минорное трезвучие. Основная тональность - ми минор!
Бывают произведения с большим количеством хроматизмов и модуляций, но гармония такова, что периодически все равно возвращается в тонику.
Запись на индивидуальные занятия по электронной почте в описании канала!
Для тех, кто заскучал: