Святые лики на сушеной рыбе: уникальные иконы древних чумаков

Копия чумацкой иконы кисти херсонской художницы Оксаны Оснач
Копия чумацкой иконы кисти херсонской художницы Оксаны Оснач

Образы Христа и Богородицы на сушеной камбале – одна из редчайших разновидностей иконописи и таких уникальных экземпляров сохранилось не так много. Два из них находятся в Русском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге с 1906 года. Святые лики написаны масляными красками с двух сторон каждой рыбины. Украинский этнограф Иван Зарецкий привез эти экспонаты, которые датируются XIX веком, из села Демки Полтавской губернии.

Икона на камбале в экспозиции Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Икона на камбале в экспозиции Этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Писать иконы на высушенной рыбе было древней чумацкой традицией. Кто такие чумаки и почему выбрали столь необычный материал?

"Дальнобойщики" древности

Кадр из мультфильма "Как казаки соль покупали" 1975 г.
Кадр из мультфильма "Как казаки соль покупали" 1975 г.

Усталые волы медленно бредут по пыльной степной дороге. На небосклоне, окутанном розоватой дымкой, повис огромный шар луны, и серебристые звёзды безразлично взирают с высоты на Чумацкий шлях — так называли дорогу, по которой возили соль и сушеную рыбу с Черного и Азовского морей, а так же низовьев Дона.

"Чумаки" Саврасов А.К. 1854 год
"Чумаки" Саврасов А.К. 1854 год

На возах поверх мешков с товаром мерно покачиваются крепкие чубатые хлопцы в бараньих шапках и свитках. Кто-то дремлет, кто-то тихо переговаривается, а кто-то уже затянул долгую протяжную песню... Чумаки — так в XVI–XIX веках называли торговцев на территории нынешних Украины и Юга России, которые вели перевозной промысел.

Образы Христа и Богородицы на сушеной камбале – одна из редчайших разновидностей иконописи и таких уникальных экземпляров сохранилось не так много.-5

Они были набожными, и в длительных путешествиях продолжали вести жизнь христианскую. Долго еще добираться каравану по бескрайним степям до ярмарки. Всякое может случиться в пути. Пошаливают на дорогах лихие люди, хищный зверь может напасть, а то — местные власти придерутся ни к чему: задержат, плату потребуют...

Кадр из мультфильма "Как казаки соль покупали" 1975 г.
Кадр из мультфильма "Как казаки соль покупали" 1975 г.

Дорогих, драгоценных образов с собой не захватишь — опасно, а такие вот, кустарные "рыбные" иконы оказывались в самый раз. Поэтому чумакам нестрашно. Раскачиваются прикрепленные к возу лики Святых, вроде иконок в машинах современных водителей. Помолишься перед ними и успокоишься: все в руках Божьих. Какова же была дальнейшая судьба таких икон? Если "рейс" был удачным, чумаки жертвовали эти образы в храм вместе с рыбой и солью, благодаря за покровительство Святых, поэтому несколько экспонатов — буквально считанные экземпляры! — сохранились до наших дней. В России образы Богородицы и Христа на рыбе писали не в столь отдаленные времена – в XIX веке. "Экзотическую" иконописную традицию от южных торговцев солью и рыбой переняли поморы и монахи Соловецкого монастыря.

Связь рыбы с христианством

Рыба – древнейший христианский символ. Именно ей уделено особое значение в библейских текстах. Первые апостолы Мессии были рыбаками. В Евангелии от Иоанна так же сказано, что двумя рыбами и пятью хлебами Христос накормил множество людей. По-гречески слово рыба - ΙΧΘΥΣ (ихтис). Это аббревиатура греческой же фразы, которая читается как Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Образы Христа и Богородицы на сушеной камбале – одна из редчайших разновидностей иконописи и таких уникальных экземпляров сохранилось не так много.-7

В эпоху гонений на христиан во II–III веках изображение рыбы с монограммой ΙΧΘΥΣ или без нее помогало определять "своих". Если при встрече один незнакомец чертил на земле дугу, а другой дорисовывал вторую, они понимали, что исповедуют одну веру. Не исключено, что древние чумаки выбрали такой "материал" для икон не только из практических, но и из религиозных соображений. Развитие железных дорог сделало чумацкий промысел невыгодным и иконы на рыбе начали постепенно исчезать. Чумаки же остались только на полотнах именитых русских художников Архипа Куинджи, Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова.

"Волы на перешейке" Иван Айвазовский 1860 г.
"Волы на перешейке" Иван Айвазовский 1860 г.

Современные художники предпринимали попытки воспроизвести рыбные иконы. С нанесением самого изображения проблем не возникло. Но оказалось, что от засушенной камбалы сильно пахнет рыбой. Видимо, во время движения соляных караванов у чумаков этот нюанс дискомфорта не вызывал, а вот в современных условиях такой иконописный формат вряд ли приобретет широкую популярность и всё-таки останется явлением музейным.