Видите взорвавшуюся машину на кадре сверху? Легковушку разорвало пополам. Взорвался газовый баллон. Как позже установят - из-за жары. О том, что ставить такое оборудование рискованно, знают многие автовладельцы. Но не менее опасно возить с собой и обычную пластиковую канистру с бензином.
"Бензин, как и любой нефтепродукт, по сути - растворитель. И рано или поздно он может разъесть пластик," - предостерегает автожурналист Александр Виноградов.
А еще обычный пластик может накапливать статическое электричество. Одной искры достаточно, чтобы машина взлетела на воздух. Поэтому хранить и перевозить бензин нужно только в канистрах из специального стойкого полимера. Его обозначают маркировкой: HDPE.
Еще одна обязательная маркировка, которая должна стоять на канистре - UN. Это значит, что тара соответствует международным стандартам и прошла ряд испытаний на прочность. А если изделие отечественного производства, дополнительно ищите еще и знак ГОСТа (26319).
Но все ли канистры с необходимыми маркировками качественные? Мы купили 3 образца. На всех есть нужные отметки. Но почему тогда так отличается цена?
1) Канистра 3ton PROFI для топлива + крышка и лейка, 10 л - 300 РУБ.;
2) Канистра для бензина 10 л STVOL SKP10s - 550 РУБ.;
3) Канистра ГСМ Black, 10 л, Kessler - 1050 РУБ.
Заявленная вместимость у всех образцов одинаковая - 10 литров. Но по ГОСТу реальный объем канистры должен быть на 20% больше. "Бензин имеет склонность к расширению, - объясняет автожурналист Александр Виноградов. - И как раз вот для этого существует запас".
1️⃣ТЕСТ: ВМЕСТИМОСТЬ
Если запас недостаточный, канистру попросту раздует и топливо просочится наружу. Проверим, соответствуют ли этому требованию, наши образцы. Для этого в каждую ёмкость зальем сначала 10 литров подкрашенной воды из двух баклажек.
А потом добавим жидкость из мерной колбы.
В самую дешевую канистру вместилось чуть больше 12 литров. Тара соответствует ГОСТу.
Во время эксперимента мы заметили - у первой канистры пластик сильно просвечивает. Эксперт уверяет: долго хранить бензин в такой канистре нельзя - топливо просто испортится. "Солнечный свет разрушительно сказывается на бензине; происходит и окисление, и разрушение присадок, поэтому для длительного хранения, однозначно, уже вот из такого пластика канистра не пойдет", - заключает автожурналист.
Второй образец проверку тоже прошел. А вот самая дорогая канистра неприятно удивила.
У третьего образца вместо положенных 20 всего 10% дополнительного объема. Пользоваться такой тарой нельзя! Но мы решили рискнуть и допустили ее до следующего испытания.
2️⃣ТЕСТ: УСТОЙЧИВОСТЬ
Добротная канистра в дороге не должна падать и переворачиваться. Иначе топливо может попросту разлиться, если тару плохо закрыть. Проверим, насколько устойчивы наши образцы.
Сделаем мы это с помощью подвижной платформы. Мы помещаем на нее канистру, и медленно поднимаем площадку вверх. Как только канистра опрокинется, мы зафиксируем градус с помощью угломера. Полученные результаты сравним.
Эксперт уверен: красная канистра может опрокинуться на скорости уже в 40 км/ч. Чуть лучше результат у второго образца.
"Скорее всего, в основании канистры больше пластика, - предполагает Александр Виноградов. - А отсюда и другое распределение веса. Но на небольшой скорости при заходе в поворот эта канистра тоже окажется на боку".
Самой устойчивой оказалась канистра за тысячу рублей. Упала лишь на отметке в 36°. И по идее, должна выдержать езду на высокой скорости. Это хороший результат. Но если вы везёте канистру в багажнике, какой бы она устойчивой не была - ее нужно закреплять.
3️⃣ТЕСТ: ПРОЧНОСТЬ
Одно дело, если канистра упадет сама. И совсем другое, если вдруг тяжелый предмет упадет на канистру. Тот же набор инструментов или шина с литыми дисками. Выдержат ли наши образцы такой краш-тест?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы приготовили блины от штанги: по 5, 10 и 15 кг. Самые слабые места у пластиковых канистр - боковые стенки. Туда и будем метить. Первой в бой идет тара за 300 рублей.
Удивительно, но на дешевой канистре никаких повреждений! Теперь испытаем образец подороже. Первые два удара ёмкость выдержала. А вот от груза в 15 кг на пластике появился сильный залом.
Если на эту канистру уронить что-то потяжелей, скажем несколько колёс, то в этом месте она может не выдержать. Не выдержала нагрузки в 15 кг и канистра за 1000 рублей - на ней образовалась вмятина.
Но такое повреждение можно исправить. В отличие от зелёной, у черной канистры - это просто деформация, которая обратно выпрямится, и канистрой можно будет пользоваться в дальнейшем.
4️⃣ТЕСТ В ЛАБОРАТОРИИ
Чтобы окончательно убедиться в надежности наших образцов - отправим их в испытательный центр. Будем проверять их на взрывоопасность. Проводить эксперименты с топливом - рискованно. Поэтому накачаем канистры воздухом. По ГОСТу, они должны выдерживать давление не меньше одного бара.
Ведущий инженер испытательного центра Александр Смольников комментирует результаты: "Все представленные образцы канистр испытание выдержали. Все показали один и тот же результат – 7 бар. Самая дорогая канистра черного цвета разорвалась по шву, две остальные канистры - в районе отливок".
Наши эксперименты показали: выбирать пластиковую канистру лучше не по цене, а по характеристикам. У тары для хранения и перевозки топлива должны быть плотные стенки, которые не будут пропускать свет, запас объёма, и устойчивое дно. И, конечно, помните про маркировки. Если все необходимые отметки на месте, в канистру можно заливать топливо на заправке. Сотрудники АЗС не вправе вам отказать!
================================
Посмотреть сюжет целиком можно тут 👇🏻
Герой этого выпуска - автожурналист, редактор журнала «За Рулем» Александр Виноградов
А полный выпуск "Самой полезной программы" вы можете найти тут: