Корпорация монстров (2001): Давление общества и гендерные стереотипы

«Корпорация монстров» принадлежит к истокам Pixar как анимационной студии; это был всего лишь их четвертый анимационный фильм, после таких хитов, как «История игрушек» (1995) и «История игрушек 2» (1999).

Занимательная история фильма, очаровательные персонажи и отличная музыка принесли ему номинации за лучший анимационный фильм и лучшую оригинальную партитуру в 2002 году.

Как и в большинстве фильмов Pixar, история оригинальна, хотя в данном случае в значительной степени основана на типичном детском страхе перед монстрами в шкафу. Писателям удается прочитать традиционную тему с совершенно новой точки зрения и создать новую историю, в которой напуганные – это не дети, а сами монстры, и в которой страшные качества монстров – это просто часть работы, а не внутренняя природа поведения монстров. Фильм повествует о двух друзьях-монстрах.

«Салли» Салливан и его друг Майк Вазовски невольно вовлечены в серию событий, которые навсегда изменят их жизни.

Есть много статей о данном мультфильме, и каждая отличается своим подходом. Тем не менее, гендерные проблемы в этом фильме, безусловно, заслуживают анализа и будут здесь главным его предметом. Начнем с того, что основная гендерная  проблема в «Корпорации монстров» заключается в том, что здесь практически нет женщин, которые играют важную роль в истории. Самое выдающееся женское представление исходит от Бу, младенца, слишком маленького, чтобы даже говорить. Интересно, однако, что сценаристы выбрали бы такую молодую девушку, как Бу, в качестве центрального источника конфликта в фильме. Даже в своем юном возрасте Бу доказывает, что она храбра и находчива так, как может быть только трехлетний ребенок, называя большого страшного Салли «Киса» и даже играя основную роль в победе над антагонистом Рэндаллом. Ребенок или нет, Бу, безусловно, персонаж, на которого мы можем равняться как на женщину-человека.

Две другие главные представительницы женского пола в фильме действительно требуют дальнейшего критического взгляда. Как указывалось выше, на фабрике, на которой работают главные герои, полностью доминируют мужчины.

По словам Джессики Бэртисел, «они не только ходят на работу, держа в руках стереотипные металлические коробки для завтрака, которые могут носить мужчины рабочего класса, но и выполняют центральную работу на фабрике», хотя, конечно, под мужчинами она подразумевает мужчин-монстров.

Действительно, на фабрике работают только две женщины-монстра, и обе они назначены на должность секретаря. Кроме того, их роли в фильме и сами персонажи в основном являются стереотипами представлений женщин. Селия – ревнивая симпатичная подружка, стремящаяся привлечь внимание своего парня, а Роз – точный пример типичной ведьмы из сказок, которую считают отвратительной грымзой, терроризирующая бедных мужчин мужчин, которые недостаточно прилежны, чтобы выполнять свою работу вовремя. Также интересно отметить, что, несмотря на то, что самцы монстров имеют разнообразный дизайн, в их внешности практически нет человеческих качеств; они «дезодорируют» себя такими запахами, как «вонючий мусор», парадируя человеческую гигиену и ещё больше утверждая свою чудовищную мужественность. С другой стороны, и Селия, и Роз представляют более антропоморфные рисунки: у Селии фигура в виде песочных часов, со змеями в виде волос, намекающими на Медузу, а Роз пользуется косметикой и очками и, в отличие от большинства монстров мужского пола, которые либо полностью волосатые, либо полностью лысые, у нее волосы только на макушке. Обе также носят  роскошную одежду, которую большинство монстров-мужчин (за исключением некоторых заметных исключений, таких как мистер Водоног), похоже, не могут себе позволить.

Все эти причины делают отсутствие взрослых женских персонажей действительно очевидным, что подчеркивается тем фактом, что две существующие женщины, похоже, сильно стереотипизированы и явно предназначены для того, чтобы быть более похожими на людей, чем их коллеги-мужчины.

Еще один важный момент в фильме поднимают сами главные герои, Салли и Майк. Общество имеет ряд ценностей и ожиданий, которые навязываются его членам просто из-за их пола, репутации, внешнего вида или даже работы. И город, полный монстров, не является исключением.

Салли – прекрасный пример того, как эти ожидания не обязательно должны соответствовать реальной личности человека (или монстра, в данном случае), но все же они вынуждены действовать в соответствии с этими предположениями, чтобы не потерять свое место в обществе.

Как объясняет Роулз, «оценка конкретных талантов (...) и успех отдельного человека зависят от того, что общество считает ценным».

В этом случае Салли, как лучший пугальщик в Монстрополисе и как большой и мужественный синий монстр, похоже, вызывает определенные ожидания, которым он должен соответствовать, чтобы сохранить свою роль лучшего работника и свое место на фабрике. Эти предположения особенно заметны в сцене, в которой мистер Водоног заставляет Салли продемонстрировать свои «настоящие» пугающие способности для группы студентов. Вынужденный повиноваться, чтобы не потерять свое место на фабрике, Салли приводит Бу в ужас. Позже, когда он видит себя глазами Бу, Салли понимает, насколько угрожающей является его внешность; внешность, которая сильно противоречит заботливой и доброй реальной личности Салли, но которая обеспечила ему его социальное положение и уважение со стороны сверстников.

В своей рецензии на фильм Дэвид Ансен сравнивает Салли с Баззом и Бадди из «Истории игрушек» и заявляет, что «Салли не лает и не кусает», описывая его как «мягкого» персонажа. Это показывает, что не только персонажи, но и сами зрители имеют определенные ожидания в отношении персонажей, основанные только на их внешности, и во много раз больше персонажей разочаровываются, понимая, что эти ожидания не соответствуют действительности.

С другой стороны у нас есть Майк и его нетрадиционные представления о мужественности. Майнель поднимает важный вопрос в своем эссе, описывая способы, с помощью которых персонаж Майка изображается как разрушающий гендерные ожидания. Это впечатление усиливается за счет изображения Майка на фоне Салли, которого легко можно воспринимать как стереотипное представление о мужественности. Однако точно так же, как и в Салли, в Майке есть нечто большее, чем его внешность и ожидания, которые общество навязало ему. О Майке можно сказать больше, чем о его очевидном отсутствии власти и его неопасном поведении. В конце концов, именно благодаря нетрадиционным подходам Майка фабрика может развиваться иначе, более здоровым образом после окончания основного сюжета; Майк – тот, кто заставляет Бу смеяться, и без него проблема нехватки электроэнергии, скорее всего, никогда бы не была решена.

Салли и Майк изображают прекрасный пример здоровых и очаровательных отношений между двумя мужчинами, и мультфильм данной студии показывает, как нетрадиционная мужественность, по-видимому, является средством, с помощью которого общество может развиваться, а не просто использоваться в качестве комического рельефа.

Источники:

Sara Martin Alerge “Gender in 21st Century Animated Children’s Cinema: Slow Progress”