1,4K подписчиков

Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке

539 прочитали

Одно из красивейших зданий исторического центра Москвы – это бывшая усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке (улица Маросейка, 17). Сегодня здесь находится посольство Белоруссии. За свою историю дом не раз менял и хозяев, и свой внешний вид. В его облике органично сочетаются элементы барокко, классицизма и эклектики. Предлагаю вспомнить интересные факты, связанных с этим памятником архитектуры.

Бывший главный дом усадьбы Румянцева-Задунайского, а ныне - посольство Белоруссии. Угол Маросейки и Армянского переулка. Фото автора
Бывший главный дом усадьбы Румянцева-Задунайского, а ныне - посольство Белоруссии. Угол Маросейки и Армянского переулка. Фото автора

Усадьба графа Румянцева

Особняк построен в 1782 году по заказу полковника Михаила Хлебникова. Кто выступил в качестве архитектора, доподлинно неизвестно – до сих пор ведутся споры. Большинство считают, что это был Матвей Казаков, но некоторые настаивают на авторстве Василия Баженова.

Непросто определить и архитектурный стиль здания. Это было соединение барокко и классицизма. Первоначальный облик дома значительно отличался от современного.

В 1793 году усадьбу приобрёл командир Хлебникова – генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев (1725 – 96 гг.), один из величайших полководцев XVIII века. Военную службу Румянцев начал в чине подпоручика, но к середине 1750-х годов был уже генералом. Во время Семилетней войны с Пруссией Румянцев участвовал во многих сражениях, в том числе в битве при Кунерсдорфе (1759 год). В 1761 году командовал осадой и взятием крепости Кольберг. А в ходе Русско-турецкой войны 1768 – 74 годов разгромил многократно превосходящие силы противника в битвах при Ларге и Кагуле (1770 год). За эти победы Екатерина II наградила полководца орденом святого Георгия 1-й степени, а также титулом графа Задунайского.

Пётр Александрович Румянцев. Старинная гравюра с портрета Дмитрия Левицкого. Фото автора
Пётр Александрович Румянцев. Старинная гравюра с портрета Дмитрия Левицкого. Фото автора

По заказу Румянцева интерьер особняка на Маросейке был украшен живописными картинами со сценами выигранных битв.

Впрочем, имений у фельдмаршала было много, причём в разных областях Российской империи. В одном из них, в селе Ташань (в Малороссии), прославленный военачальник скончался в 1796 году. Смотря на годы жизни Румянцева, невольно отмечаешь интересную деталь: полководец родился в год смерти Петра I, а ушёл из жизни в один год с Екатериной Великой. Усадьба на Маросейке перешла сыну фельдмаршала, графу Николаю Петровичу Румянцеву – государственному канцлеру и министру иностранных дел в 1808 – 14 годах.

Николай Петрович Румянцев. Старинный портрет
Николай Петрович Румянцев. Старинный портрет

Николай Румянцев – один из наиболее просвещённых людей своего времени, страстный библиофил. В круг его общения входили знаменитые писатели и поэты. В их числе – историк и писатель-сентименталист Николай Карамзин, поэт Пётр Вяземский, баснописец Иван Дмитриев, ярчайший представитель русского романтизма (и воспитатель наследника престола) Василий Жуковский. Все они нередко гостили в доме на Маросейке.

Коллекция старинных книг и рукописей графа Румянцева стала основой для библиотеки Румянцевского музея, на базе которой в последствии создали Российскую государственную библиотеку.

После кончины Н.П. Румянцева дом перешёл его брату Сергею.

Новые владельцы

Во второй половине XIX века особняк разделил судьбу многих дворянских усадеб, перейдя в купеческие руки. Новые хозяева не слишком бережно отнеслись к интерьеру, уничтожив картины с баталиями, написанными по заказу Петра Румянцева.

Дом несколько раз менял владельцев, пока в 1877 году его не приобрёл богатый купец Митрофан Грачёв. По заказу Грачёва в 1880-х годах архитектор Георгий Кайзер перестроил здание, придав ему элементы эклектики. Именно в этом в таком виде дом дошёл до нашего времени.

Вид на особняк со стороны Армянского переулка. Фото автора
Вид на особняк со стороны Армянского переулка. Фото автора

Именно после реконструкции, заказанной Грачёвым, на фасаде появились женские скульптуры – олицетворения земледелия, скотоводства и свободных художеств. На месте сада был выстроен корпус, где жилплощадь сдавалась арендаторам. В те годы были очень популярны доходные дома, и Грачёв построил нечто подобное прямо рядом с собственным жилищем.

От тех времён сохранилась надпись «Свободен от постоя». Она указывала на уплату домовладельцами особого налога – на содержание военных казарм. Если хозяин был неплательщиком данного сбора, в его доме могли временно разместить солдат «на постой». Судя по сохранившейся надписи, Митрофан Грачёв платил налоги исправно.

Табличка "Свободен от постоя", сохранившаяся до наших дней. Фото автора
Табличка "Свободен от постоя", сохранившаяся до наших дней. Фото автора

После революции всё имущество семьи Грачёвых было национализировано. Особняк занимали различные госучреждения, а в середине ХХ века его отдали Постоянному Представительству Совета Министров Белорусской ССР. С начала 1990-х и по сей день здесь находится посольство Республики Беларусь.

Напротив посольства – церковь святых Косьмы и Дамиана. Этот храм в стиле классицизм построен в 1791 – 93 годах по проекту М.Ф. Казакова. Интересный факт: деньги на сооружение церкви дал полковник Хлебников – первый владелец румянцевской усадьбы, о котором уже рассказывалось выше.

Храм святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. Угол Маросейки и Старосадского переулка. Фото автора
Храм святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. Угол Маросейки и Старосадского переулка. Фото автора

Спасибо за прочтение!

Подписывайтесь! Ставьте лайки!