Найти в Дзене
#iNмузей

Где готовят музейных работников? МГИК

- Екатерина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как возникла ваша кафедра. - История кафедры начинается с 1989 года. Основателем является уникальный специалист по истории материальной культуры Леонид Васильевич Беловинский. Он и поныне преподает . На нашей кафедре мы ориентированы не только на изучение теории музейного дела, что является непременной составляющей обучения, но и на возможности освоения предмета на практике. - Какие направления в подготовке у вас сейчас есть? - У нас, как и в большинстве ВУЗов, две ступени обучения. Бакалавры проходят обучение по профилю «Выставочная деятельность» в очной и заочной форме, магистранты осваивают программу «Теория и практика музейного проектирования». - Что именно подразумевается под «музейным проектированием»? Разработка научных концепций? Дизайн экспозиции? - Мы не занимаемся дизайном экспозиций. Это отдельная профессия, которая требует особых знаний и навыков художника. Хотя с такой сферой деятельности, как «дизайн экспозиции» мы студентов з
© фотография предоставлена пресс-службой МГИК
© фотография предоставлена пресс-службой МГИК

- Екатерина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как возникла ваша кафедра.

- История кафедры начинается с 1989 года. Основателем является уникальный специалист по истории материальной культуры Леонид Васильевич Беловинский. Он и поныне преподает . На нашей кафедре мы ориентированы не только на изучение теории музейного дела, что является непременной составляющей обучения, но и на возможности освоения предмета на практике.

- Какие направления в подготовке у вас сейчас есть?

- У нас, как и в большинстве ВУЗов, две ступени обучения. Бакалавры проходят обучение по профилю «Выставочная деятельность» в очной и заочной форме, магистранты осваивают программу «Теория и практика музейного проектирования».

- Что именно подразумевается под «музейным проектированием»? Разработка научных концепций? Дизайн экспозиции?

- Мы не занимаемся дизайном экспозиций. Это отдельная профессия, которая требует особых знаний и навыков художника. Хотя с такой сферой деятельности, как «дизайн экспозиции» мы студентов знакомим, несомненно. Но под «музейным проектированием» понимаются процессы, знание которых необходимо музейному работнику: проектирование научно-исследовательской работы, экспозиционной деятельности, проектирование культурно-просветительной деятельности музея и т.п.

- Ваши выпускники становятся сотрудниками музеев. Существует ли обратная связь? Какие специалисты сегодня наиболее востребованы в музеях?

- Востребованы специалисты, которые могут работать в сфере коммуникации, развивать ее. Сегодня это очень актуальное направление. В последнее время музеи делают акцент на активную работу с посетителями.

Увы, научные исследования в музеях чаще отодвигаются на второй план.

- А какие настроения и предпочтения среди самих абитуриентов и студентов? Сейчас часто можно услышать жалобы на общее снижение уровня эрудиции у молодежи. На одной из последних конференций Любовь Ивановна Скрипкина из Исторического музея сетовала на то, что молодые музейщики нередко «изобретают велосипед», придумывая музейные подходы, которые сто лет, как существуют, и давно описаны.

- Студенты бывают разные. Бывают мотивированные, бывают очень формально подходящие к процессу обучения. Если говорить о сферах интересов внутри музейного дела, то сегодня студенты часто интересуются интерактивными мероприятиями в музее, мультимедийными технологиями, но действительно меньше интересуются тем, что было раньше.

Если вернуться к вопросу о востребованности, то востребованы специалисты, которые знают музейный предмет, историю материальной культуры – таких людей относительно немного, увы. Поэтому они ценны.

На экзаменах в магистратуру мы даем задание атрибутировать некоторые предметы - и, увы, далеко не все с этим заданием справляются.

- По-вашему, с чем это связано?

- Это связано с тем, что не все готовы погружаться в материал.

- Сегодня университеты все чаще сокращают бюджетные места. Мне кажется, что для будущих музейных работников в этом есть некая драма – понятно, что будущая работа по специальности вряд ли окупит затраты на обучение. Какова ситуация в вашем институте?

- У нас тенденции к сокращению бюджетных мест пока нет. На бакалавриате последние несколько лет стабильно сохраняются 15 бюджетных мест и 5 внебюджетных. Стоимость обучения 167 000 рублей за семестр. В магистратуре 7 бюджетных мест.

Изменения постигли только заочную форму обучения. В будущем году заочное обучение в магистратуре будет только на договорной основе.

- В самом начале разговора Вы сказали, что большое внимание уделяете практическим навыкам. Я часто слышу, что сегодня многие молодые музейные работники не умеют написать научную концепцию или составить ТЭП (тематико-экспозиционный план).

- Мы как раз уделяем большое внимание таким вопросам. В процессе обучения студенты разрабатывают собственную идею экспозиции (или хотя бы выставки), пишут концепцию, научное обоснование, разрабатывают тематико-экспозиционный план — все это в рамках курсовой работы. Выпускную квалификационную работу так же можно защитить в формате проекта экспозиции.

Бакалавры профиля «Выставочная деятельность» учатся составлять сопроводительные документы - договоры, акты временного хранения, оформлять документы для страхования и транспортировки музейных предметов.

Опять же все наши студенты проходят практику – в том числе в самом институте. Например, сейчас силами студентов готовится выставка «Символы честного служения», посвященная таможенному делу. Это предметы из личной коллекции одного из преподавателей МГИК Андрея Викторовича Котяева. По нашей задумке эта выставка должна быть полностью реализована руками студентов кафедры музейного дела и факультета государственной культурной политики.

#музеология #музееведение #музейное образование #кудапойтиучиться #искусствоведение