История района - история машинно - тракторного хозяйства
От лошадиного плуга к "Фордзону"
В 1923 году образовался Манчажский национальный район, и начали появляться первые машинные товарищества. Так И. П. Филиппов и С. А. Шмаков, занимаясь организацией сельпо (сельских потребительских обществ), параллельно организовали машинное товарищество. Государство им выделило трактор "Фордзон", но управлять им было некому. Пришлось осваивать трактор Сергею Арсентьевичу (его избрали председателем) и Ивану Петровичу, которые стали первыми трактористами.
Машинное кооперативное товарищество "Друг крестьянина" существовало и в Кадочниково. Там свой первый трактор получчили в 1925 году, а первым трактористом стал Антон Дмитриевич Холмов.
В 1928 году развернулась кампания по созданию колхозов. В 1929 году машинное товарищество в Верхнем Манчаже стало колхозом "Луч" (позже его переименуют в "Красный Урал"). Председателем становится бывший доброволец Красной Армии, заведующий аптекой Степан Никанорович Анучин. Крестьян Нижнего Манчажа объединяют в колхоз "Урал", председателем избирается М. И. Русинов. Он же в начале 1930 года занимается организацией Манчажской МТС. Первыми специалистами стали С. В. Юшманов, младший агроном, Г. С. Казанцев, разъездной механик.
На весь Манчажский район приходилось всего девять тракторов, 11 тысяч лошадей, 2832 плуга, 338 сеялок, 1586 сортировочных машин, 1327 молотилок. В 1931 году в МТС поступают четыре "Фордзона", но к ним не было специального инвентаря и на вспашке полей к тракторам прицепляли конные плуги.
С 1 января 1931 года при МТС начинают работать курсы трактористов. Желающих стать курсантами оказалось немало, среди них были и женщины: Дуся Меньшикова, Нюра Смирнова, Нюра Просвирнина, Анна Кузнецова, Маруся Ахтарова, Хазина Пашкина, Таня Аликиева. Все они вошли в состав передового женского тракторного отряда. Бригадиром отряда до 1943 года будет являлась Е. И. Меньшикова (Щеткина).
К 1933 году закончилось возведение центральной усадьбы МТС, которая приобрела кузнечный, газосварочный, механический, слесарный, столярный и сборочный цеха. Позже появился цех ремонта комбайнов. В это время общий объем обрабатываемой пашни составлял 35614 гектаров.
В 1935 году в МТС поступили первые пять комбайнов. Ф. И. Баталов становится одним из лучших комбайнеров Свердловской области. Фотей Иванович - известная личность. Трудился кузнецом в Кадочниковском колхозе, затем трактористом и выездным механиком Манчажской МТС. 18 лет руководил МТС и тракторной бригадой совхоза "Манчажский".
Еще одним передовиком полеводства тех лет стал тракторист из Ювы Петр Апаев. Он вспахал на тракторе СТЗ 556 га и за сезон сэкономил 1300 кг горючего, что стало рекордом для области. Стахановца наградили орденом Трудового Красного Знамени. Впоследствии Петр Апаев стал Героем Социалистического труда, избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.
В 1935 году МТС имела 44 трактора, а на протяжении 1936 -39 годов станция обслуживала 32 колхоза шестнадцатью тракторными отрядами, в каждом из которых было по пять тракторов. На станции работало около двухсот трактористов и комбайнеров. Общая площадь обслуживаемых земель составляла более 67 тысяч гектаров.
В августе 1939 года Манчажская МТС по итогам работы за прошлый год стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). В это время директором станции был А. Ф. Огнетов, агрономом - семеноводом И. И. Худошина, механиком Лукоянов, директором машинно - тракторной мастерской Б. С. Кардашин. Почетного права быть участниками выставки удостоились 47 сотрудников МТС, многие получили медали и ценные подарки.
Работники МТС пользовались большим авторитетом, поэтому среди них в декабре 1939 года выбирались от Манчажа первые депутаты районного и областного Советов депутатов трудящихся.
Все для фронта, все для победы
В военные годы женщины заняли мужские должности. Так токарем МТС стала Пелагея Семеновна Миковорова, а электросварщиком - Н. М. Воеводина. Всего в колхозах, обслуживаемых Манчажской МТС на мужских постах стали трудиться около двухсот женщин.
Заведующий тракторными курсами Озорнин писал: "При нашей МТС главным образом обучаются женщины. Особенно отлично овладевают знаниями товарищи Бунакова, Овчинникова, Некрасова, Русинова и другие. На днях курсанты были на практике в МТМ. В один день они разобрали и промыли трактор СТЗ - 33. Раньше такого не было. На выполнение такой работы требовалось не менее двух дней. На ремонт заднего моста трактора отличники учебы затратили 16 часов вместо 40".
В школах района ввели обязательное обучение учеников старших классов работе на тракторе и комбайне. Организовали кружок трактористов среди учителей, который вел старший механик МТС Петр Моргунов.
Первая военная посевная стала трудным испытанием: не хватало техники, частей для ремонта. Крепких лошадей забрали для фронта, поэтому вновь в работу вовлекался крупный рогатый скот.
В районе объявляется сбор бесхозных частей по колхозам. В основном этим занимались бригады пионеров и комсомольцев.
Девушки - комсомолки изготовляли мешки для зерна, а каждая колхозная комсомольская организация должна была подготовить не менее двух бестарных повозок для вывозки урожая.
На полевые работы привлекались все сколько - нибудь пригодные к труду манчажцы. Учащиеся средней школы работали на прополке овощей, младшие школьники и воспитанники детского сада собирали колоски и лекарственные травы для санитарной службы Красной Армии.
Был проведен подсчет: если на одном квадратном метре оставить 5-6 колосьев, то потери с одного гектара составляют 32 килограмма зерна, этого хватит на дневную норму питания 40 бойцов на фронте, поэтому в поле за каждым комбайном или молотилкой во время уборочной шли дети, подбирая каждый выпавший колосок.
Учащиеся старших классов работали машинистами сложных молотилок и комбайнов, в том числе в ночную смену. Пенсионеры вязали снопы.
Из- за отсутствия освещения работа в поле в темное время суток давалась с огромным трудом. Часто применялись керосиновые лампы.
Как ни старались колхозники и механизаторы МТС, район не смог даже наполовину выполнить план обязательных поставок хлеба государству.
Вторая военная весна опять проходит тяжело - планы вновь увеличены. Но все же у механизаторов были успехи, так членам тракторного отряда (под руководством П. Аплаева): Капитонову, Юшакову, Иванову, Илюшкину, Ивакину, Илюшкиной была объявлена личная благодарность Верховного главнокомандующего Сталина. А Свердловский облисполком отметил почетными грамотами труд трактористок М. Смирновой, Д. Дрокиной, С. Бадретдиновой, П. Илюшкиной, Е. Озорниной, А. Токаревой.
Манчажцы терпели лишения: голодали, ходили зимой полураздетыми, но приближали своим трудом победу. Очень тяжелой оказалась зима 1943-44 года - все было сдано государству. От истощения умирали люди и животные. И все же весенний сев манчажцы впервые провели в установленные сроки. А летом за успешную заготовку сена и закладку силоса район получил красное знамя обкома партии и облисполкома. Осенью колхозники выполнили план хлебоздачи.
Председатель колхоза "Урал" Григорий Русинов и бригадир транспортной бригады Иван Кондрашин удостоились чести быть занесенными на районную Доску почета.
Послевоенные ремонтно - тракторные станции
В августе победного года вернувшиеся механизаторы принялись за восстановление полуразрушенного МТС, ремонт техники. А уже к посевной Николай Лукоянов, возглавивший тракторную бригаду, вызвал на соревнование знаменитого Петра Апаева из Ювы. Работая круглосуточно, бригада Лукоянова вырвалась вперед, за что получила переходящее Красное знамя райкома партии и райисполкома.
По итогам 1946 года колхозы "Урал" и "Красный Урал" стали районными передовиками. В 1947 году Манчажская МТС под руководством Петра Моргунова, несмотря на плохое обеспечение запчастями, выполнила план тракторных работ.
В мае 1948 года в МТС доставили новинку советского машиностроения - самоходный комбайн, тракторы СТЗ - НАТИ, сеялки и молотилки. 13 тракторных бригад приступили к обслуживанию колхозов, теперь каждый трактор имел электроосвещение и работал круглые сутки.
В 1949 году в МТС был осуществлен ремонт машинно - тракторной мастерской: сооружены теплый склад запчастей и инструментальная мастерская; оборудован стан приработок моторов, где будут испытывать двигатели; утеплен общий цех и установлен подъемный кран, который позволит свободно доставлять тяжелые части машин из края в край цеха; оборудована специальная мойка, где детали кипятятся в горячей воде, что сократило расход горючего при чистке частей; переоборудовано машинное отделение -поставлено два двигателя и два генератора.
С 1950 года коллектив МТС начинает обслуживать животноводческие фермы и появилась новая должность - механик по животноводству. На фермах установили автопоилки, соломорезки, кормозапарники, аппараты для электродойки коров.
В конце 1950 года МТС получила передвижную зерносушилку "Кузбасс". С ее помощью в первый же день за шесть часов колхозники пересушили 90 центнеров зерна.
В 1955 году МТС реорганизовали в ремонтно - технические станции (РТС). Техника передавалась колхозам в полное владение после выкупа, а ее ремонт возлагался на РТС. Процессом занимался И. М. Бранец, ставший директором РТС. В колхозах появились собственные тракторные бригады и новые должности: механик, тракторист, заправщик, комбайнер, прицепщик…
Совхоз "Манчажский" в Артинском районе
В феврале 1960 года организуется совхоз "Манчажский" на базе Манчажской РТС, Манчажского, Кадочниковского, Токаревского, Бакийковского, Усть - Манчажского и Бихметковского колхозов. Совхозная форма подняла дух крестьян: они получили паспорта (колхозники паспортов не имели), стали получать гарантированную зарплату.
В самом начале своего пути совхоз "Манчажский" имел 1327 работников, 47 тракторов и 27 комбайнов. Посевная площадь составляла 6449 га.
Руководил совхозом И. М. Бранец. За три года его деятельности увеличился тракторный парк до 56 единиц, появились новые производственные помещения, повысились показатели по урожаю и молоку, осуществилась выбраковка из стада малопродуктивных коров. А еще Иван Максимович оставил о себе память, возведя березовый парк (где теперь располагается здание детского сада), который в народе прозвали "Сад Бранца". В саду была построена летняя веранда и проводились танцы под живую музыку.
Здесь сделаю отступление об общем положении дел в стране. Н. Хрущев, занимаясь новаторством, перекроил области и районы на промышленные и сельские зоны. С 1962 года Красноуфимский, Артинский, Ачитский, Манчажский и Сажинские районы объединяются в одну Красноуфимскую зону. Все структуры управлений в районах упраздняются. В октябре 1964 года Хрущева смещают с высших постов. Но только при возврате к прежней структуре не все оставляют, как было. Так в 1965 году создается Артинский район, в территорию которого включают села и деревни, входившие ранее в Манчажский и Сажинский районы.
В 1963 году директором совхоза "Манчажский" становится Михаил Михайлович Караваев и исполняет эту должность до 1976 года.
Основой растениеводства в совхозе выступают зерновые культуры. Урожайность зерновых по совхозу за 1963 -1969 годы составляла в среднем 16, 8 центнеров с гектара. Агроном - семеновод Галина Дмитриевна Кондрашина ориентировала совхоз на перспективные сортовые семена. Ежегодно на поля вносились около 20 тысяч тонн навоза и минеральных удобрений, активно известковались кислые почвы. Для борьбы с сорняками и вредителями полей применялась авиация.
В совхозе также выращивали картофель. Его возделыванием занимались картофелеводческие механизированные звенья. Знатным звеньевым был И. Е. Просвирнин, чьи успехи отмечались орденом Трудового Красного Знамени, медалью "За трудовое отличие" и двумя серебряными медалями ВДНХ СССР. В 1975 году Иван Егорович стал победителем Всесоюзного конкурса механизаторов.
Хороших результатов добивались звенья картофелеводов под руководством Ф. П. Озорниной, В. И. Просвирнина. Чуть позже картофелеводы второго отделения под руководством Б. И. Катырева получат 110 и более центнеров с гектара.
В 1976 году директором совхоза назначают А. В. Рогожкина, который считал своим наставником Ивана Максимовича Бранца, у которого брал "уроки". Владимир Алексеевич создал мощную команду специалистов и руководителей подразделений.
Итоги работы Манчажского совхоза за пятилетку намного превосходили показатели предыдущих лет. Средняя урожайность зерновых за 1976 -1980 годы по совхозу составила 18, 4 центнера с гектара (по району -15, 2); средний надой на одну фуражную корову равнялся 2695, 6 килограмма (на 256, 8 кг больше, чем в другие пятилетки).
В 1983 году средняя урожайность уже составила 27, 5 центнеров зерновых с гектара, а молока доярки надоили 3330 килограммов.
Такие результаты стали залогом победы в социалистическом соревновании сельхозпредприятий России, посвященном 60- летию образования СССР. И в 1982 году Манчажскому совхозу присвоили почетное наименование "имени 60- летия СССР". Его название занесли на Всесоюзную Доску почета ВДНХ.
Главной фигурой производства выступает механизатор. Одним из передовиков являлся А. Д. Лукоянов, кавалер ордена Октябрьской революции, заслуженный механизатор сельского хозяйства России. На первой странице трудовой книжки Алексея Дмитриевича одна запись: "Принят в колхоз в октябре 1943 года". Вторая страница в благодарностях за безупречный труд в годы Великой Отечественной войны и мирного труда. В 1969 году ему было присвоено почетное звание "Заслуженный механизатор Российской Федерации".
Известными комбайнерами в совхозе были Михаил и Александр Булатовы - братья, работающие в Кадочниковском отделении. А Андрея Ивановича Мельцова называли мастером комбайновой уборки. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью "За трудовую доблесть", серебряной медалью ВДНХ СССР. Хлебороб Александр Иванович Русинов был отмечен орденом "Знак Почета" и такими же медалями. Механизатор Павел Михайлович Русинов получил звание "Заслуженный рационализатор Свердловской области"
Иван Егорович Просвирнин стал победителем Всесоюзного конкурса механизаторов, а его однофамилец Василий Ильич признан мастером высокой культуры земледелия и награжден орденом Трудовой славы 3 степени.
В числе награжденных государственными наградами в те годы - управляющий Кадочниковским отделением Иван Кириллович Булатов, бригадир тракторно - полеводческой бригады Владимир Дмитриевич Скурихин. Имя механизатора Юрия Дмитриевича Быкова вошло в Книгу почета Артинского района.
Безусловно, что высокие награды имели и животноводы, и водители, и различные специалисты хозяйства, внесшие свой вклад в развитие совхоза, но наш материал о механизаторах, истории развития в районе тракторного парка.
Время идет, и новыми страницами истории станут имена механизаторов: В. М. Булатова, В. И. Федосеева, А. И. Власова, В. И. Мешавкина, А. П. Изгагина, Г. П. Зимина, А. Ф. Боталова, И. Л. Тюрина, Л. М. Илюшкина…
Сегодня в ООО "Агрофирма Манчажская" под руководством О. В. Шестакова механизаторы все также каждую весну выводят на поля мощные трактора, возделывающие землю, которая помнит еще лошадиный плуг, и которая готова одарить все новым зерном за любовь и заботу, труд и пот, сопровождающие ее через века.
Татьяна Костырева
2023 г