Найти тему

Неонацизм и расизм. Болезни общества в современном кино.

Расизм – это не вера, не религия, это болезненное состояние разума. Дэвид Айк

Тема нетерпимости в современном обществе актуальна как никогда. В 21 веке все еще притесняют по цвету кожи, все еще превозносят свою расу над другими - все еще в мире распространен расизм. Расовые гонения и конфликты на этой почве присутствовали и будут присутствовать в мировой литературе и мировом кинематографе.

Фильмов на тему межрасовых конфликтов достаточно. Это и «Абсолютная власть» Даниэля Рагуссиса, и «Сделано в Британии» Алана Кларка. Гай Наттив - израильский кинорежиссер, обладатель Хрустальных медведей Берлинского кинофестиваля и лауреат премии "Оскар". Его фильмография небольшая, однако все его фильмы удостоены наград и внимания: "Потоп", "Кожа" и "Дорогой Бог". Работы автора не направленны на массу, это не мейнстрим, это авторское кино.

Для режиссера фильм, на тему неонацизма, расизма и преодоления психологических и социальных барьеров, не первый. Наттив раскрывает тему современного нацизма и расовых конфликтов в двух своих фильмах, в названии которых легко запутаться: это "Skin" (полный метр) и "Кожа" (короткий метр). Короткометражка взяла Оскар в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» в 2019 году, это еще раз доказывает, что тема расизма волнует мировую общественность.

Главный герой фильма - Брайон
Главный герой фильма - Брайон

Второй фильм о неонацизме "Скин" (так его перевели на российском рынке) глубокий, жёсткий и далеко не для всех. Главный герой был написан с реального человека, действительно вышедшего из-под влияния нацистской семейной секты. Именно гриф «по мотивам реальных событий» делает сюжет фильма действительно интересным и одновременно тяжелым.

Режиссерская работа шикарна. Композиционные решения кадров, особенно момент со стычкой толп в начале фильма, снятый сверху, показывает масштаб проблемы. А нить повествования и кольцевая композиция (фильм начинается с медицинской ламы, которую мы увидим в конце) не дает зрителю расслабиться и отвлечься. А кадры, с реалистичным отражением передозировок, психологических срывов героя и давления окружения на него, наполняют кинокартину особым трагизмом. Зритель проходит тяжелый путь изменений вместе с главным героем. Чувства сменяются от неприязни к нему до искреннего сожаления.

Брайон и Джули
Брайон и Джули

Брайон – главный герой фильма, тело и лицо которого покрыто символичными татуировками. Такая отличительная черта является как отражением внутренних изменений героя, так и запоминающийся деталью внешности. Что уже делает героя необычным. К концу фильма Брайон хочет избавиться от них: это апогей внутренних изменений героя. Но, жизнь штука сложная и нацистские штампы и такое прошлое навряд ли отпустят Брайона навсегда. Это прошлое останется с ним и, несомненно, влияние прошлого на психику оставило неизгладимый отпечаток. Избавиться от тату можно, а вот от прошлого человек вряд ли способен убежать.

В фильме отражены национал-социалисты, которые так упорно отстаивают свои взгляды о "белые выше остальных". И чего они добиваются? Ровным счетом ничего. Агрессия и борьба ни к чему не приводят и, в этом хаосе рождается семья с абсолютно иными взглядами. Из чего следует, что потраченное время и столько причинённой боли по отношению к своим же родным уничтожают саму идеологию нацизма изнутри. В закрытой группе неонацистов они сжирают сами себя, давят друг на друга, пытают сами себя своими же взглядами.

-3

Что касается цветовой палитры и звуковых сопровождений – они прекрасно дополняют и отражаю темную реальность фильма. Цвет картины также подкрепляет изменения главного героя и усиливает настроение сцен. Путь перехода от убежденного скинхеда в человека с семьей и любовью в сердце подкреплен цветовыми решениями. Чем ближе к развязке и чем больше столкновений на экране, тем темнее и холоднее становиться картинка. Это хороший визуальный ход, который помогает зрителю прочувствовать настроение сцены. А соотношение синего, черного и красного цветов - отражение гнева секты. Все сцены срывов или гнева сопровождаются красным или желтыми оттенками. А чем спокойнее сцена (так Брайон вернулся к Джули в конце фильма без тату), тем проще и светлее цвета на экране.

-4

Звук и выбор саундтрека отлично показывают настроение и особенно ярко подчеркивают все агрессивные моменты, связанные с деяниями неонацистов. Интершум во время выступления детей Джули, нагнетающий гул машины, когда отец и Брайон молча едут в ней. Все акцентные звуковые сопровождения, такие как усиление звука огня, выстрелов или наоборот заглушенные крика толпы, определяют пафос всей кинокартины. Саундтрек состоит преимущественно из нагнетающей музыки: это и тяжелый андер, и даже классика, основу которой составляют скрипки. Это интересный выбор инструмента: скрипка набирает столько разных оборотов, что не в каждой сцене поймешь скрипка это или нет. Заглавная музыкальная тема фильма: концерт для фортепиано №21 Вольфганга Амадея Моцарта.

Фильм несомненно интересен. После просмотра остается ощущение, что это все нереально и что быть не может такого в современном мире. Однако, все увы реально. После просмотра фильма хочется еще больше разобраться во всей подноготной темы, узнать историю реальных прототипов героев лучше. В конце фильма нам рассказывают о них, в этот момент ощущение тяжести после просмотра усиливается вновь, ведь такие неонацистские и белые движения превосходства до сих пор существуют.

Фильм «Скин» наполнен жесткостью и пропитан темой неонацизма, расизма и нетерпимости. Но, именно такие «опасные», неоднозначные и актуальные проблемы делают «Скин» важным и ярким представителем биографической драмы.