451 подписчик

"Палач": кто на самом деле виноват в том, что случилось с Ольгой

553 прочитали

Единственное, что мне страшно нравится в картине "Палач", -- это кухонное окно в квартире главной героини, Ольги. Небывалое, шикарное (не только по меркам 1990-го, но и сейчас оно смотрится вполне себе экзотично), псевдорусско-расписное, причудливой формы, окошко это очаровывало меня с самого первого просмотра, привлекает и сейчас. Кажется, лишь ради сцен на Ольгиной кухне я раз в пару-тройку лет непременно пересматриваю этот фильм...

Справа - то самое окно.
Справа - то самое окно.

В остальном же, "Палач" -- среднестатистическая "чернуха", характерная для той эпохи, набитая под завязку всеми положенными атрибутами: групповое изн*силование, зачатки бандитского Петербурга, н*ркотики, погони, различные манипуляции с применением холодного и горячего оружия, а также какое-то количество обнажёнки...

Ольга (Ирина Метлицкая)
Ольга (Ирина Метлицкая)

Для тех, кто не видел или подзабыл, вкратце напомню нехитрый сюжет. Компания мужчин, традиционно собравшаяся для бриджа, помимо привычной игры, планирует посмотреть иностранный фильм. Ольгу приглашают в качестве переводчицы. Уже здесь лично для меня есть пара неясных моментов:

1) для чего им понадобилось обязательно переводить явно эротическую и поэтому не обремененную глубокими смыслами картину?
2) с какой стати не нуждающаяся -- как позже выяснилось -- в деньгах Ольга поперлась за этой спорной во всех смыслах подработкой в общество незнакомых ей прежде мужиков?

Ладно. Далее.

Её накачивают препаратами (поскольку один из этих нехороших бриджистов -- врач-нарколог, то создатели фильма нашли вполне естественным то, что у него всегда с собой доза, перманентно готовая к использованию в качестве последнего аргумента для особо строптивых девушек, не ведущихся на обычные ухаживания, принятые в цивилизованном обществе).

Сцену надругательства нам, к счастью, не демонстрируют, но она настоятельно подразумевается...

Ольга тяжело переживает произошедшее с ней. Через какое-то время, несколько придя в себя, она отправляется к подруге, по вине которой оказалась в той самой компании и, немного применив к девушке насилие, выуживает у неё контакты обидчиков.

Разборки с подругой ("блистательная", как всегда, роль Ларисы Гузеевой)
Разборки с подругой ("блистательная", как всегда, роль Ларисы Гузеевой)

В Ольгиной голове созревает план мщения -- женщина просит уже другую подругу познакомить её с криминальным авторитетом, неким Вольдемаром, руками которого она хочет свести счёты с теми, кто проделал с ней все эти ужасные вещи.

Машина мести запущена, акты возмездия происходят один за другим. В какой-то момент Ольга понимает, что дело зашло слишком далеко и намеревается всё остановить. Ан нет...

Тем временем, в насильничьем стане -- паника. С ними по очереди и по-разному расправляются, и они прекрасно понимают, по чьей воле вершится правосудие... Испуганные и возмущенные таким поворотом дела, мужики решают отправить своего представителя к Ольге для серьёзного разговора.

Таким образом, на Ольгином пороге материализуется Андрей. Да, он тоже там был, в тот злополучный вечер. В насилии участия Андрей не принимал, но, будем честны, ничего и не сделал для того, чтобы насилия не состоялось.

Беседа на повышенных тонах заканчивается тем, что девушка ударяет своего посетителя канцелярским ножиком, неожиданно сильно и глубоко. Раненый Андрей надолго зависает у Ольги, она его подробно лечит и всячески ухаживает за ним, попутно в него влюбляясь... Вскоре он уже может сползти с кровати и кособоко ковыляет по квартире, держась за раненую бочину и вызывая мучительное дежавю, -- пока не вспоминаешь, что вот так же, за пару лет до
"Палача", в "Маленькой Вере", персонаж того же самого Андрея Соколова, хромал по больничной палате, придерживая "ваву", полученную в бытовой разборке с отцом своей возлюбленной.

Ольга и Андрей (Андрей Соколов)
Ольга и Андрей (Андрей Соколов)

С вашего позволения, я не буду дальше пересказывать сюжет этой фильмы. Кто смотрел, тот и без меня знает, как развивались события. А кто нет -- поглядит, если захочет. Сразу перейду к главному на сегодня.

А именно к Ольге. Этот персонаж непрост, многослоен. Какая она на самом деле? Резкая, отрывистая, кусачая, грубоватая, замкнутая? Пожалуй... А ещё -- тонкая, нежная, эмпатичная... Да много там ещё чего под этой специально нарощенной толстой кожей, под этими искусственно выведенными колючками.

Единственное, что мне страшно нравится в картине "Палач", -- это кухонное окно в квартире главной героини, Ольги.-5

Наверняка можно сказать лишь одно -- Ольга несчастлива. Красивая, образованная, интеллигентная девочка из хорошей питерской семьи... Что с ней не так? Кто так ожесточил её (явно гораздо раньше случившегося с ней в тех самых гостях)? Почему у неё, такой прекрасной, очевидные проблемы в отношениях с противоположным полом? (вспомним единственного мужчину, который находится около неё -- хирурга Сергея;

Ольга и Сергей (Аристарх Ливанов)
Ольга и Сергей (Аристарх Ливанов)

он -- Ольгин друг, притом давний, их явно раньше связывало нечто большее, чем просто дружба, Сергей теперь женат, но всегда готов примчаться на помощь, чтобы врачевать не только тело, но и душу, а на этом всё -- она его дальше не пускает, да он и сам не больно-то туда стремится)... Налицо явное отсутствие навыков выстраивания отношений системы м/ж... Но почему?

Единственное, что мне страшно нравится в картине "Палач", -- это кухонное окно в квартире главной героини, Ольги.-7

Думается мне, что к этому -- невольно, не специально -- приложил руку дедушка Ольги. Да-да, тот самый благообразный старичок в академической ермолке... Когда девушка приходит к нему в гости, он зовёт ее не "внучка", а "внука", не "Оля", а "Олежка"... Позже, в разговоре с Андреем, она признается, что дед хотел мальчика, но родилась она... Не оправдала ожидания...

Дедушка, источник всех бед (Николай Крюков)
Дедушка, источник всех бед (Николай Крюков)

И с тех пор, то есть всю свою жизнь, Ольга -- милая и женственная от природы, -- только и делает, что старается соответствовать. Она убеждена -- чтобы её любили и хвалили, нужно быть немного Олежкой, этакой пацанкой... Что идёт совершенно вразрез с её истинно женским естеством. Отсюда и весь этот разлад и с окружающими, и с самой собой. Где-то здесь же, думается мне, и глубинная причина того тяжкого и чёрного, что с ней сотворили и те трое...

Даже в общении с обеими подругами (каждая из которых -- и манекенщица, и ресторанная певичка -- уж слишком женщина, со всеми этими истинно-феминными штучками и ужимочками) Оля отыгрывает чисто мужскую -- чёткую, грубую, прямолинейную -- роль.

Впрочем, этот доморощенный психоанализ никак не влияет на моё восприятие
"Палача"; я как считала, так и продолжаю считать его посредственной, наспех слепленной на потребу того времени, картиной.

Лишь один момент (никакой, впрочем, художественной ценности не представляющий), всегда трогает моё сердце. Но это личное, очень личное.

Сцена в милиции, куда Ольга, вскоре после случившегося с ней, пришла дать (или не дать) показания. Следователь допрашивает её, а за соседним столом -- печатает что-то на машинке и тоже немного вмешивается в беседу молоденький милиционер. Его играет
Никита Михайловский.

Никита Михайловский в фильме "Палач"
Никита Михайловский в фильме "Палач"

И вот, значит, сидят они рядышком -- Ирина Метлицкая (Ольга) и Никита Михайловский. Оба уйдут вскоре непоправимо молодыми -- он через год после выхода "Палача", в возрасте 27 лет, она -- через шесть, будучи 35-летней... Причина будет одна и та же -- лейкоз. Я, к несчастью, соприкоснулась с этим недугом однажды -- болел мой близкий, очень близкий человек...

И всякий раз, когда доходит дело до этого эпизода, я не могу не думать, не вспоминать, не жалеть, не плакать.

Вот, собственно, и всё.

С о в а.