Распад Союза точно не случился бы, согласись руководство страны на постройку всего какой-нибудь сотни "лишних" заводиков.
Жвачковых, джинсовых и фирменно-этикеточных... Ну и еще центров по "размножению сортов" колбас и сыров на имеющихся уже в стране фабриках.
В истории не записано, но именно жвачка и джинсы развалили великую ракетную державу. Вернее, их принципиальное отсутствие.
Навязывать аскетизм в окружении яростных соблазнов - не самое умное мероприятие. Пролетарский аскетизм при буржуинских соблазнах. Давить на революционную сознательность хорошо, когда на кон поставлено выживание государства. Но в спокойный период люди поневоле хотят обживаться чем-то новым, приятным, вкусным, удобным и красивым.
Эту нехитрую науку буржуинство знало всегда. Оружие соблазнов - стократ мощнее скопища танков и ракет. Хитрый "условный тевтонец" умело сводил нас с ума именно этими погремушками. Потому что ему, тевтонцу, очень неловко коптеть в фамильной тесноте. Пока под боком у него - "широка страна не его родная"...
И всякий раз, лишь стоит чуть серьезнее всмотреться в нынешние события на "постсоветчине", как крепнет убеждение - ликвидация Союза оказалась нелепой, роковой совокупностью обстоятельств. Прорывной смесью отчаяния и соблазнов.
Абсолютное большинство не хотело, понятное дело, лишаться устойчивой жизни. В границах невиданного пространства, в лоне неслыханной силы...