Найти тему
А - Кадастр

X. О некоторых аспектах градостроительного развития Москвы и ее скоростного внеуличного транспорта

Оглавление

Москва - это город федерального значения и столица нашей Родины - России. В XXI веке Москва продолжила свое стремительное развитие: строятся новые микрорайоны, активными темпами обновляется жилой фонд в рамках программы Реновации, расширяется улично-дорожная сеть, пополняясь новыми магистралями и скоростными шоссе, модернизируется инфраструктура, в том числе транспортная и особенно железнодорожная (на месте МКЖД запущено современное Московское центральное кольцо, вводятся в эксплуатацию Московские центральные диаметры).

Кроме того, стахановскими темпами растет и столичная подземка - Московский метрополитен, гордо носящий имя создателя первого в мире социалистического государства - В.И. Ленина.

У данной статьи нет какой-либо фундаментальной идеи или глубокого анализа архитектуры, планировки территорий Москвы, однако на некоторые моменты хотелось бы обратить внимание читателя.

Спутники и "Большая" Москва

На протяжении XX века Москва расширялась, постепенно "поглощая" близлежащие деревни и поселки, которые активно застраивались и становились новыми микрорайонами столицы.

Интересным переломным этапом в развитии Москвы была идея создать город-спутник - им стал Зеленоград: научный и производственный центр расположился анклавом к северо-западу от основной территории Москвы. Зеленоградский АО притягивал на себя трудовые ресурсы с ближайших населенных пунктов Подмосковья и районов Москвы, что было логично для снятия напряженности на основных транспортных артериях, ведущих в город.

Отдельные архитекторы выдвигали смелые идеи по созданию целой сети таких городов-спутников, а также проект так называемой "Большой Москвы". Главной идеей которого был тезис о необходимости развития города в тесной взаимосвязи с прилегающими территориями Подмосковья.

Конечно же проект по созданию сети спутников или "Большой Москвы" прежде всего сохранил был природу и экологию территорий, окружающих столицу. Однако, такие спутники или обособленные населенные пункты необходимо было обеспечить скоростными транспортными связями.

Зеленоград кроме шоссе был обеспечен только обычной железной дорогой... скоростной ее назвать конечно нельзя. И только в наши дни - в 2023 году - планируется запуск Московского центрального диаметра МЦД-3 "Ленинградской - Казанский", который обеспечит скоростную связь Зеленограда и Раменского с центральными районами Москвы.

Самая большая в мире кольцевая линия метро

Московский метрополитен в XXI веке по протяженности сети, количеству станций вырос, если не в вдвое, то в полтора раза точно. Подземка пришла практически во все спальные районы города, сильно вытянувшись в своих радиальных направлениях, некоторые из которых даже перебрались за МКАД. Нагрузка на линии и станции стала достигать критических показателей, когда уже через 3-4 станции от конечно в часы пик зайти в вагон просто невозможно.

Именно поэтому стоит отметить недавно запущенную в эксплуатацию Большую кольцевую линию не только как самую протяженную кольцевую линию метро в мире, но и как проект, который существенно разгрузил центральную часть столичной подземки, создал множество вариантов для пересадки между линиями, а также обеспечил шаговой доступностью к метро множество районов.

Не хотелось бы показаться банальным, но для полной оптимизации работы скоростного внеуличного транспорта Москвы необходимы полноценные связи районов друг с другом не только через центр, поэтому уже сегодня стоит проектировать следующую кольцевую линию, а также радиальные, хордовые по отношению к МЦК и БКЛ, линии метро.

Карта-схема Москвы и ближайшего Подмосковья с линиями метрополитена (в том числе новой Большой кольцевой линией), МЦК и Московскими центральными диаметрами. Источник - https://2gis.ru/moscow?m=37.567575%2C55.774145%2F12.62&layer=metro
Карта-схема Москвы и ближайшего Подмосковья с линиями метрополитена (в том числе новой Большой кольцевой линией), МЦК и Московскими центральными диаметрами. Источник - https://2gis.ru/moscow?m=37.567575%2C55.774145%2F12.62&layer=metro

"Молодая" Москва

Чуть больше 10 лет назад Москва увеличилась по площади в два раза, сделав решительный "выпад" на юго-запад, поглотив районы Солнцево и Новопеределкино, а за одно и аэропорт Внуково (которые ранее имели анклавное положение по отношению к основной территории столицы).

Московскому руководству наскучило расширяться за МКАД робкими шажочками (Митино, Куркино, Новокосино, Некрасовка и так далее), поэтому было выбрано самое не освоенное в градостроительном смысле направление, примыкающее к Москве. Так образовались Троицкий и Новомосковский административные округа, именуемые сокращенно ТиНАО или "новая" Москва, а в красивых рекламах счастливых девелоперов - "молодая Москва".

Все бы ничего, ибо логика в выборе направления здравая действительно есть: присоединять к Москве уже застроенный Красногорск, Подольск или Люберцы не имело никакого смысла. Решение развивать неосвоенные территории было верным, но есть несколько но:

1. Во-первых, зачем так далеко, до самой Калужской области, что у нас появились юридические москвичи, которые собственно и в Москве то не были никогда (не в обиду жителям дальних районов ТАО) ?

2. Во-вторых, зачем территории отдали девелоперам под тотальную застройку многоэтажным жильем? А как же инфраструктура? Пойдем по пути "старой" Москвы: сначала транспортную проблему создаем, а потом уже решаем (как поется в одной песне: сначала сделай - потом подумай). Таким образом получилось очень много жилья, но очень мало инфраструктуры...

Отсюда следующие но:

3. Слишком мало рабочих мест - и жители "молодой Москвы" все равно вынуждены ехать на работу в центр, тем самым транспортные и трудовые потоки ситуацию только усугубляют.

4. Аналогичная ситуация с образованием и досугом. В ТиНАО сегодня есть хотя бы половина одного объекта, сопоставимого с ВДНХ, Сокольниками, парком Горького, Ботаническим садом?

Метро конечно спешно пытается догнать стремительное расширение Москвы в сторону Калуги... но очевидно, что даже действительно стахановских темпов строительства (а они достойны высшей похвалы) все равно не хватает для обеспечения "молодой Москвы" быстрыми скоростными связями с центральной частью мегаполиса, в котором, на минуточку, по словам градоначальника Собянина С.С., в рабочий день находится до 40 (!!!) миллионов человек!

Метро в аэропорт

Еще одним положительным моментом создания ТиНАО конечно же является острая необходимость продления желтой ветки метро - Солнцевского радиуса Калининско-Солнцевской линии метро.

И пусть в центре Москвы два радиусам пока так и не соединили, зато совсем скоро мы получим метро прям до аэропорта Внуково. Никаких тебе дорогостоящих такси или неудобных аэроэкспрессов, а прямиком по "тройке" из любой точки Москвы в аэропорт. Который, кстати, на мой взгляд, самый удобный их столичных, а по официальной статистике еще и наиболее точный в части соблюдения графика и расписаний.

Подводя итоги этой краткой зарисовке о некоторых аспектах градостроительного развития Москвы и ее скоростного внеуличного транспорта хочется прежде всего пожелать родному городу скорейшего решения транспортных и инфраструктурных проблем, чтобы столица была не только городом для работы, но и для жизни.