Буон Фреско придумали в Иордании, а не на Крите. Но это не самое странное.

Репродукция фрески с процессией - Pontificio Istituto Biblico, Иерусалим. Фото - The Jordan Museum, Амман, Иордания.
Репродукция фрески с процессией - Pontificio Istituto Biblico, Иерусалим. Фото - The Jordan Museum, Амман, Иордания.

Забудьте, чему вас в школе учили про первобытных людей. Археологи уже столько всего откопали, чего тогда не должно и быть - сами не знают, что с этим делать. Смотрю, даже Википедию переписывают.

Реальную историю расскажу. 43 года назад Папский Библейский Институт из Иерусалима искал Содом и Гомору, а нашёл Телейлат Гхассул. Это в Хашимитском королевстве, на севере Мёртвого моря.

Археологи откопали какие-то кремниевые топоры, мотыги, серпы и каменные ножи - обрадовались! А уж когда черепушка какая попадалась - вообще восторг! Датировки сразу сообразили - почти 6,5 тысяч лет. Версию выдвинули - деревня колхозников-скотоводов.

Воодушевленные кинулись дальше копать. И тут - Бац! Фреска. Самая настоящая! А кто её здесь оставил и как? Их только греки на Крите через 2 000 лет придумают. А до этого ни-ни.

Всё, что осталось от фрески с процессией - оригинал в The Jordan Museum, Амман, Иордания. Фото автора.
Всё, что осталось от фрески с процессией - оригинал в The Jordan Museum, Амман, Иордания. Фото автора.

Но у нас всё по правилам: подготовительные слои для окраски по сырой глине сделали из измельченного арагонита, а сами краски - из минералов и древесного угля.

Поковырялись археологи, а там в некоторых местах аж 20 слоёв! Это какой-то маньяк ремонтов почище моей мамы будет.

А сюжет-то какой - ни тебе быков с бизонами, ни охотников с копьями. Видать, пообедав, малевали. Процессия. Решили учёные - в первый раз предки нарисовали людей в полный рост в костюмах и в ритуальном шествии.

Репродукция деталей фрески с процессией - Pontificio Istituto Biblico, Иерусалим. Фото - The Jordan Museum, Амман, Иордания.
Репродукция деталей фрески с процессией - Pontificio Istituto Biblico, Иерусалим. Фото - The Jordan Museum, Амман, Иордания.

Краснотелые фигуры в чёрно-белых масках и украшенных костюмах держатся за руки. Ведущий у них - с самой высокой маской - несет в правой руке что-то типа серпа. Хотя по мне, так это первобытный саксофон - фото ниже посмотрите и скажите, на что похоже. И все они будто идут к зданию слева - то ли в храм, то ли к главному в деревне на чай с пряниками.

Все бы ничего, но линейную композицию в искусстве лет через 1 000 только использовать начнут, когда писать научатся. А наша деревенщина даже записки никакой не оставила - просто буквы тогда ещё не придумали. Примитивные. Куда им до абстракции? Правда, есть один момент.

Нарисовали эту прелесть всё там же, где первобытные люди космическую звезду от скуки намалевали. А почитать про неё можно здесь:

Но и это не всё.

Пейзаж ещё нашли. Да-да. Правда, археологи сначала подумали - тигр, но присмотрелись и с местностью сопоставили. Нет сомнений - пейзаж. Даже похож на теперешний - за 6 000 лет почти не изменился. А почему на тигра грешили? Так там одни полосы. Это потом рассмотрели - стиль такой, как на гравюрах, которые китайцы в 6 н.э. придумали. Всё-таки деревня навевает особую любовь к природе - даже в столь далёкие времена.

Репродукция фрески с пейзажем - courtesy: Drabsch & Bourke, www.mdpi.com
Репродукция фрески с пейзажем - courtesy: Drabsch & Bourke, www.mdpi.com

Получается, древние люди не такие уж и первобытные. А вы как думаете? Полудикие они были или кое в чём разбирались всё-таки, а мы просто этого не знаем?

Если статья была интересная, не забудьте поставить лайк и поделиться с друзьями - так больше людей узнает об этом чуде.