Отечественная психология об основных методах диагностики мотивационно - потребностной сферы человека

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.

Прежде чем этот образ сформируется в голове человека в качестве мотива, должно возникнуть потребностное состояние, когда человек еще не определился с тем, в чем конкретно он нуждается. Например, человек собирается в отпуск. Сначала он решает, что весь месяц проведет на диване возле телевизора, затем немного подумав, решит, что неплохо бы сходить на рыбалку. Тут он слышит, как его сослуживец с восторгом рассказывает о своих приключениях в теплых странах, где он побывал в свой прошлый отпуск и мечтает снова их посетить. Тогда человек обращается к бескрайним просторам интернета и узнает все о тех теплых странах, о которых с таким восхищением отзывался его сослуживец. Человек смотрит на загорелые тела счастливых людей, экзотические растения, которые яркими красками разбавляют морские голубые пейзажи, и понимает, что это все - не для него. Его светлая кожа не терпит прикосновений горячих солнечных лучей, а сам он побаивается крупных насекомых и с опаской смотрит на морскую гладь, под которой мало ли кто может обитать. И тут человек встречает картинку, где не раздетые, а наоборот одетые, но не менее счастливые люди стоят на фоне красивых белоснежных гор. И пусть там нет красочных экзотических растений, зато виднеются родные сердцу вечнозеленые ели и сосны. И тогда словно стрелой пронзает человека догадка, что он хочет именно туда, в этот снежный край, в горы на лыжах, и чтобы дух захватывало от красоты и скорости.

Возникновение желания говорит об актуализации мотива, после чего наступает определение цели и планирование способов ее достижения. Как правило, у человека всегда много желаний, поэтому в каждый момент времени человек стоит перед выбором того какой мотив в данный момент времени будет ведущим. Например, хочется в горы на лыжах, и в то же время не хочется обижать жену, которая зовет к маме на дачу.

Мотивы делятся также как и потребности на материальные (комфорт, развлечения, биологические удовлетворения), социальные (статус, отношения) и духовные (познавательные, эстетические, творческие). Каждый человек в силу своего воспитания и образованности будет ставить некоторые мотивы ведущими независимо от вида деятельности. Например, в школе все дети занимаются учебной деятельностью. Но понятно, что ведущие мотивы у разных школьников могут отличаться. Кто-то учится из-за отметок, похвалы, кто-то из-за страха перед наказанием, кто-то из-за поддержки статуса в коллективе, а кто-то тянется к новым знаниям.

Диагностика мотивационно - потребностной сферы человека направлена на решение следующих задач:

1. Диагностика степени осознания человеком своих ведущих мотивов и потребностей в определенный момент времени.

2. Диагностика внутренних условий (потребностные состояния, установки) для формирования новых мотивов.

3. Выявление устойчивых мотивов, которые вошли в структуру личности.

4. Выявление мотивов, которые преобладают в определенных видах деятельности (трудовой, учебной, общении).

Существуют довольно простые в использовании методики, направленные на осознание своих ведущих мотивов.

Например, методика «Мои мотивы».

Инструкция. Ранжируйте по степени значимости для себя 10 существительных.

Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения.

Что будет помещено на 1, 2-е место, те ориентации и будут преобладать в деятельности испытуемого. Этот тест не только диагностирует ведущие мотивы, но способствует их переосмыслению.

Для диагностики осознания ведущих потребностей и структуры потребностей можно выполнить методику «Мои потребности».

Инструкция. В течение 5 минут на каждую букву алфавита в столбик следует написать по одному наиболее значимому для Вас слову.

Обработка результатов. Все написанные слова нужно отнести к определенным видам потребностей (материальные, социальные, духовные). Слова, относящиеся к духовным потребностям, в свою очередь можно классифицировать на познавательные потребности и потребности соответствующие мотивам трудовой деятельности. Все слова, относящиеся к каждой из групп, подсчитываются. В какой группе больше слов, те потребности и преобладают. Данный метод позволяет также установить, насколько испытуемый ориентирован на познавательную и трудовую деятельность.

Мотивы не даны человеку изначально, а формируются в процессе деятельности при определенных условиях. А вот вероятность образования того или иного мотива зависит от степени готовности человеком его принять. Диагностика такой готовности или другими словами установки личности позволяет корректировать процесс мотивообразования.

Некоторые такие установки выявляет методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной

Методика состоит из 80 вопросов о том, что важно в жизни.

Первая часть (40 вопросов) показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть (следующие 40 вопросов) направлена на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Инструкция. Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение, и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовое задание

Часть I. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат».

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.

Часть II. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги»

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-2

Ключ к методике.

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-3

Обработка и анализ. За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится профиль (в виде лепестковой диаграммы или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок.

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-4

Интерпретация результата.

Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.

Ориентация на процесс

При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс, например, игра в театре. Обычно люди, которые более ориентированы на процесс, меньше задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат

Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам. Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»).

Ориентация на альтруизм

При больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной, а человек, обладающий ею, – заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма – но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно загонять человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и при этом чувствовать себя от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно... Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм

Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде – просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся разумного эгоизма. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля разумного эгоизма не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей интеллигентных профессий встречается довольно часто.

Ориентация на труд

Большое значение по шкале говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс здесь человеку важно чувствовать, что он не просто занят, а именно работает. При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка – одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.

Ориентация на деньги

При больших значениях по шкале человек имеет установку на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у такого человека денег нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть – как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя, скорее всего, обратит внимание на зарплату, чем на интересность.

Ориентация на свободу

При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него – главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности). Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание свободы и денег.

Ориентация на власть

Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может стать и неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Знание особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности, семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик выявить несколько групп испытуемых:

1) группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени;

2) группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо;

3) группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

После выявления степени готовности к формированию некоторых мотивов можно приступать к диагностике степени выраженности мотивов, которые считаются наиболее важными в жизни человека, например для успешного взаимодействия с другими людьми, для достижения поставленных целей и т.п.

Для выявления степени выраженности тех или иных мотивов в структуре личности в основном используются опросники, которые содержат вопросы, способствующие самоанализу и осознанию своих мотивов.

Например, опросник мотивационной структуры личности (В. Гербачевский)

Инструкция: прочитайте каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ними в данный момент. Отметьте (обведите в кружок) соответствующую цифру в опроснике: +3 – если полностью согласны с высказыванием, +2 – если просто согласны, +1 – если скорее согласны, чем не согласны, -3 – если вы совершено не согласны, -2 – если просто не согласны, -1 – если скорее не согласны, чем согласны. Если вы не можете согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, отметьте 0.

Важно отметить, что некоторые авторы предлагают отвечать на вопросы опросника после выполнения какого-то задания, например, решения задачи. Другие авторы предлагают испытуемым высказывать свое отношение к самой процедуре тестирования.

Текст опросника:

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-5

Обработка данных. В мотивационной структуре личности автор выделяет 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа и правил перевода ответов испытуемого в баллы.

Ключ к компонентам мотивационной структуры личности:

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-6

Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы:

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-7

Интерпретация данных исследования.

Компоненты мотивационной структуры можно условно разделить на четыре блока (группы).

1. В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности.

Компонент 1 – внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, его привлекательность для обследуемого.

Компонент 2 – познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.

Компонент 3 – мотив избегания. Свидетельствует о боязни низкого результата, вытекающего из этого последствий.

Компонент 4 – состязательный мотив. Показывает, какое значение придает субъект высоким результатам в деятельности других субъектов.

Компонент 5 – мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает имеющиеся у субъекта тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.

Компонент 6 – мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более сложные цели в однотипной деятельности.

Перечисленные компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

2. Вторую группу составляют компоненты, связанные с достижением достаточно сложных целей, относящихся к положению дел в настоящий момент.

Компонент 7 – придание личностной значимости результатам деятельности.

Компонент 8 – уровень сложности задания.

Компонент 9 – проявление волевого усилия.

Компонент 10 – оценка уровня достигнутых результатов.

Компонент 11 – оценка своего потенциала.

3. В третью группу компонентов входят прогнозные оценки деятельности субъекта.

Компонент 12 – намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.

Компонент 13 – ожидаемый уровень результатов деятельности.

4. Четвёртая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента.

Компонент 14 – закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.

Компонент 15 – инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед ним задач.

Каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого. Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Методики, направленные на выявление мотивов определенной деятельности (трудовой, учебной, общении) применяются перед поступлением в школу, или перед трудоустройством, а также для выявления причин конфликтов, трудностей в обучении или ошибок в работе сотрудников.

Например, пользуется популярностью методика «Структура мотивации трудовой деятельности».

Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.

В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция. Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих четырех случаях:

1) как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?

2) как оценивает их ваш руководитель?

3) как оцениваете их вы сами в своей работе?

4) как оценивают их ваши коллеги?

Для ответа пользуйтесь следующей шкалой.

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-8

Обработка результатов и выводы.

После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами по каждой строчке в отдельности:

ВМ = (баллы за ответ 6+ баллы за ответ 7)/2

ВПМ = (баллы за ответ 1+ баллы за ответ 2+ баллы за ответ 5)/ 3.

ВОМ = (баллы за ответ 3+ баллы за ответ 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Впишите полученные показатели в следующую таблицу.

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-9

Интерпретация данных.

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности — соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.

Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение человека к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.

Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их эффективности.

При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотношение, но и показатели отдельных видов мотивации.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми:

С точки зрения отечественной психологии мотив – это образ (представляемый, воображаемый, реально воспринимаемый), который является предметом потребности. Потребностью называется состояние нужды.-10

Оба они относятся к одному и тому же неоптимальному типу: ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя внешней отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По некоторым данным, удовлетворенность работником избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной. Кроме того, установлено, что чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность работника мотивирована самим содержанием трудовой деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность работника обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой трудовой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Кроме вербальных методов существуют проективные методики, направленные на изучение различных сторон личности, в том числе ее мотивационно-потребностной сферы. Они информативны для диагноста, который не только имеет таблицу признаков, по которым анализируется результат, но и опыт проведения данных методик при непосредственном общении с людьми. Это необходимое условие, так как проективные методики не отличаются надежностью. О некоторых проективных методах диагностики личности, разработанных отечественными учеными, мы познакомимся в статье об исследовании личностных особенностей.

Таким образом, исследование мотивационно-потребностной сферы человека направлено не только на выявление уже сформированных мотивов, но и на диагностику еще только формирующихся и готовых занять свое место в структуре личности мотивов, которые присутствуют в психике человека в качестве потребностных состояний и установок.

Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология о воле».

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!