24 мая в нашей стране отмечается День кадрового работника. О тонкостях профессии мы побеседовали с главным специалистом группы учета кадров управления по работе с персоналом ПАО «Якутскэнерго» Ольгой Кирилловной Бялыницкой.
— Ольга Кирилловна, расскажите, пожалуйста, как вы начали работать в ка-дровой службе?
— Я попала в кадровую службу совершенно случайно, в трудный в моей жизни период. После окончания факультета журналистики Дальневосточного государственного университета я работала во Владивостоке в газете одновременно корреспондентом и ответственным секретарем. Работа очень захватывала и радовала, но по семейным обстоятельствам, оставшись с маленьким сыном одна, я уже не могла так же активно отдаваться журналистике с ее постоянными командировками и бессонными ночами. Я переехала в Якутск и устроилась на временную работу в отдел кадров Северных электрических сетей. Тогда директором там был Юрий Николаевич Саввинов, который впоследствии работал генеральным директором и председателем совета директоров «Якутскэнерго». Считаю, что мне очень повезло попасть в такой замечательный коллектив энергетиков.
Мне пришлось досконально изучать не только трудовое законодательство, в котором очень много нюансов, но и большое количество различной документации — всевозможные приказы, должностные инструкции, ознакомиться с организационной структурой всего «Якутскэнерго», с азами энергетики. И это было совершенно новое для меня направление, которое затянуло.
У меня были такие замечательные учителя, как Людмила Алексеевна Фалина, которая тоже работала в Северных электрических сетях, и такие мэтры Районного энергетического управления «Якутскэнерго», как Людмила Михайловна Федорова и Людмила Михайловна Ведерникова, работавшие в управлении по работе с персоналом и подготовке кадров РЭУ. Помню, как Людмила Михайловна Федорова при каждой встрече говорила мне: «Учи Трудовой кодекс — это главное». Гоняли нас, кадровиков, и за отчеты неправильные, и за коряво написанные им письма. В общем, учили уму-разуму, ведь раньше не было никаких консультирующих программ — все познавали на практике. И сейчас основной акцент в профессиональном развитии я делаю именно на практике применения трудового законодательства.
— В чем заключается ваша работа?
— Работа специалистов по кадрам очень разнообразна, через нас проходят все, кто приходит устраиваться на работу. И на этом этапе мы оцениваем, насколько кандидат подходит для работы в энергетике. В настоящее время работа кадровых служб во многом автоматизирована, поэтому каждому кадровику необходимо освоить несколько совершенно разных программ, но при этом все равно остается очень много кропотливой бумажной работы.
На моих глазах кадровая работа, заключавшаяся в издании приказов и заполнении трудовой книжки, превратилась в систему управления персоналом. Сейчас специалисты кадровых служб решают множество основополагающих задач, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Это перспективное и текущее планирование финансово-экономической деятельности общества в области численности персонала, оплаты и мотивации его труда, привлечение работников требуемых специальностей и квалификации, профессиональная и социально-психологическая адаптация работников, обеспечение закрепления молодых специалистов. Специалисты кадровых служб проводят систематическую оценку деятельности работников, организовывают непрерывное профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, осуществляют управление кадровым резервом. Мы с коллегами обеспечиваем также комплексную систему мотивации персонала, занимаемся реализацией программ социальной политики общества, поддержанием социально-психологического климата и корпоративной культуры общества. Ну и, конечно, в наши обязанности входят организация и ведение кадрового делопроизводства в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренних нормативных документов общества.
— Сильно ли изменилось трудовое законодательство за последние годы?
— Да, за время моей работы трудовое законодательство претерпело огромные изменения, Трудовой кодекс постоянно дополняется новыми главами — расширяется перечень льгот и гарантий для работающих граждан, повышается ответственность работодателей. На предприятиях вводится электронный документооборот, введены электронные больничные, и теперь работнику в личном кабинете в «Госуслугах» обязательно и напишут даты больничного листа, и предоставят сведения по оплате больничных. В связи с введением электронного документооборота кадровики сейчас обязаны в течение одного рабочего дня передавать в СФР (Социальный фонд России) информацию обо всех кадровых изменениях по каждому работнику.
— Удобны ли электронные трудовые книжки?
— Формирование электронных трудовых книжек в России началось с 1 января 2020 года. Для всех работающих переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и осуществляется только с согласия человека. По ПАО «Якутскэнерго» на электронные трудовые книжки перешли около 30 % сотрудников. Начиная с 2021 года на впервые устроившихся на работу сразу заводятся электронные книжки, то есть у них все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде, без оформления бумажной трудовой книжки.
— Как взаимодействует управление по работе с персоналом с кадровыми службами филиалов?
— В ПАО «Якутскэнерго» сплоченный стабильный коллектив специалистов кадровых служб. Не хочу никого обидеть, но кадровики — это самые привлекательные, доброжелательные, высококвалифицированные профессионалы.
— И хотя наша служба не централизована, мы все дружно, оперативно и качественно работаем в одном направлении.
Мы постоянно взаимодействуем друг с другом по новеллам законодательства. В связи со стремительно развивающимся трудовым законодательством и новыми задачами по управлению персоналом ПАО «РусГидро» регулярно проводит вебинары по повышению квалификации и обучению специалистов кадровых служб.
— Для чего необходим кадровый учет персонала?
— Ведение кадрового учета подразумевает фиксирование численности сотрудников, что возможно только при качественном отслеживании всех перемещений — начиная от приема на работу, перевода на другую должность, оформления всех видов отпусков и заканчивая увольнением. У нас масса разнообразных отчетов по всем направлениям. От того, насколько качественно ведется кадровый учет, зависит и работа всего общества, и личная жизнь каждого работника — вовремя ли он пойдет в отпуск и получит отпускные или заработную плату, вовремя ли и без проблем оформит пенсию и так далее.
— Ольга Кирилловна, что, на ваш взгляд, способствует закреплению кадров на предприятии?
— Я думаю, что человеческое участие. Процесс адаптации к новым обязанностям, к новому коллективу — очень волнительный для каждого работника. Большое значение имеет работа наставников и руководителей, благодаря которым у новых сотрудников сокращается период адаптации. Они быстрее приобретают нужные навыки и включаются в активную работу. В ПАО «Якутскэнерго» действуют План мероприятий по адаптации персонала и Положение о наставниках. Большой вклад в закрепление вновь принятой молодежи до 35 лет вносит наше Молодежное объединение «Энергия». Так, закрепляемость молодежи до 35 лет в ПАО «Якутскэнерго» составляет 90–95 % ежегодно.
— Сталкиваетесь ли вы с кадровым дефицитом?
— Сложность с подбором кадров, конечно, имеется, особенно в отдаленных районах республики. Нам нужны квалифицированные специалисты, ведь требования к работе в энергетике очень высокие. В ПАО «Якутскэнерго» высшее и среднее профессиональное образование имеют 78 % сотрудников. Для привлечения новых работников кадровики проводят большую работу с вузами и ссузами, в том числе находящимися и в других регионах. Мы участвуем в ярмарках вакансий и в различных региональных программах, размещаем объявления о существующих вакансиях на портале «Работа в России» и на сайте общества.
— Какими качествами должен обладать человек, который решил стать специалистом в области управления персоналом?
— Работа специалистов в области персонала многогранна, но главные качества — ответственность, профессионализм и надежность.
Кадровики работают с программами электронного документооборота и информационными системами, поэтому важно уметь находить, анализировать правовую информацию и применять ее на практике. При этом нужно быть гибким, оперативно перестраиваться под текущую ситуацию. Хороший кадровик — внимательный, аккуратный, грамотный, обучаемый. Он даже немного психолог, знакомый с техникой ведения переговоров. Когда-то в ранней молодости я прочла слова японского поэта Дзюн Таками: «Стекло прозрачно. И это свойство, а не работа. Как прекрасно, когда свойство становится работой!» Быть кадровиком — это точно свойство, которое приносит всем нам профессиональное счастье и удовлетворение, а ПАО «Якутскэнерго» — успех и процветание!
Самые искренние поздравления и слова благодарности нашим ветеранам, внесшим большой вклад в развитие политики управления персоналом в ПАО «Якутскэнерго», — Ирине Петровне Сысолятиной, Михаилу Михайловичу Меснянкину, Антонине Вадимовне Дьячковской, Андрею Николаевичу Васильеву и многим другим!