Особенность колоды "vice-versa" заключается в том, что у колоды нет рубашки: с обеих сторон карты изображения. Аркан — вид спереди и аркан — вид сзади. Точнее, с другой стороны. Это двустороннее прочтение Уэйта. Итого в этой колоде 78 карт и 56 изображений. «Уточнить», какая перед тобой сторона, если используешь колоду «на обе стороны», можно по расположению декоративного элемента: на лицевой стороне карты завитушка справа, на оборотной — слева.
Художник колоды — Davide Corsi (Дэвид Корзи). Ему же принадлежат Таро Универсальный Ключ и Таро Призраков. Это такое красивое и правильное 3D, что поначалу казалось мне чересчур правильным и рафинированным. Но здесь манера чуть иная: местами более лапидарная, местами по 3D идёт тонкая паутинная проработка линиями (и масть Чаш вот прямо очень красиво так прорисована).
Как читать обратную сторону карт? Можно случайным порядком: на все четыре стороны. Хорошенько перемешать колоду так, чтобы карты легли разными сторонами, а часть перевернулась вверх ногами, и выкладывать в расклад. Удобнее заранее определиться, какой смысл придавать прямым и оборотным значениям и как читать прямые и перевёрнутые карты. Например, параметру «прямая/перевёрнутая» можно придать смысл «явно выраженное/скрыто присутствующее», а саму карту читать по системе+нюансы прямого или оборотного изображения.
В общем, всё читаемо, понятно и не без изыска. Колода хороша как методическое пособие — для поразмыслить над арканами, порасширять границы привычного восприятия сюжета. Некоторые повороты особенно хороши.
Например, если посмотреть на Смерть и на Суд «с оборотной стороны», может выясниться, что ни смерти, ни суда нет. Эта трактовка образности может быть несколько иной, нежели в классической интерпретации прямого и перевернутого аркана. Но на мой взгляд, также очень информативна и, при " сдруженности" таролога с колодой, может полностью отражать суть ситуации. Хотя лично мне, больше подходят значения классической колоды в ее образных проявлениях положительных и отрицательных черт арканов.
Лев, обычно укрощаемый на Силе, появляется ещё на Умеренности: он где-то там, за спиной умиротворённо переливающего водичку ангела. А Дьявол, обычно занимающий своё почётное 15-е место, засвечивается ещё и на обороте Силы.
Вот в этом всем проявление нового прочтения. Так например, перевернутое значение аркана Умеренность, читаемое как экстремизм. решительный, но неправильный поступок, наделяется внутренней силой и потенциалом без негативной окраски, скорее показывает какая мощная сила кроется за видимым спокойствием, готовая обрушиться в любой момент.
А вот Повешенный в Нью Вижн, например, был решён несколько иначе — там перед ним стояла целая гневная толпа («распни его, распни»), а он невозмутимо свисал, разглядывая эти перекошенные рожи. И тот вариант лично мне кажется более радикальным — и напоминающим о смысле 12 аркана как «наказания». Он исторически и был наказанием, казнью, это в эпоху нью-эйджа фокус чтения карты сместился в сторону духовных трактовок. Хотя в Вице-верса, если подсмотреть в книгу, тоже есть интересный поворот — поясняется, что вот эти двое, стоящие у места казни и смотрящие на Повешенного, — ученики Иерофанта с пятого аркана.
Хорошие темы есть на Солнце, 9 Жезлов, 5 Мечей, 10 Мечей. На некоторых картах изменения кажутся минимальными, но если копать в символику — а почему это вот здесь нарисовано вот так и что это значит — то смысл обнаруживается. И многие «оборотные смыслы», несмотря на то, что в общем это вполне себе Уэйт, расширяют поле карты, а главное — приучают быть внимательн_ой к деталям изображения.
«Фигурные» старшие арканы (Жрица, Императрица, Император, Иерофант) с оборотной стороны выглядят выставкой мебели, но там тоже есть что поизучать. Так, у Иерофанта за спинкой кресла обнаруживается младенец с ключом, фигурка палеолитической Венеры и разрезанное пополам яблоко, а на спинке его кресла нарисован магический пентакль с символами планет и мастей Таро (не сильна в магических пентаклях: такой вообще есть или это художественная фантазия?); у Правосудия за спинкой кресла — меч и весы (очевидно, запасные, потому что другую пару реквизита Фемида держит в руках). Очень радуюсь черепу за троном Императрицы — вот прямо круто, что он там; ну и буква Далет тоже там, на спинке; у Императора куб и факел, у Жрицы — две чаши с синим и красным сиянием, бассейн с водой и два ключа — серебряный и золотой — на подушечке (те же ключи будут у Жреца напоказ)… На спинке её трона — символ Исиды.
Вообще символики — астрологической, каббалистической, египетской — много. Есть даже руна — Райдо, на Колеснице, конечно же, и седьмой аркан с оборота хорош: дорога осыпается, открывая там, где только что проехали колёса, лиловую бездну. Есть змеи, яйца, египетские боги (Маат, Ра, Амат-пожирательница), гексаграмма как символ алхимического брака, созвездия… Короче говоря, даже кустики с цветами следует рассматривать внимательно — ибо, к примеру за троном Императрицы растут асфодели, в которых символики напихано под завязку. И в этом, опять же, большая методическая ценность: на такой колоде можно воспитывать привычку изучать изображение карты в мелочах и составлять свой собственный символизм.
Подытожив свои впечатления и Ольги Бахтиной, наблюдения которой я использовала в описании колоды, могу сказать следующее. Колода может прийтись по душе и приверженцам классической школы и тем, кто вышел из нее в поисках более объемного восприятия образов. Кроме того - увеличенное количество карт вдвое, дает возможность шире и глубже смотреть на ситуации и вопросы. Цитируя Тарословку Ольгу Бахтину: карты "создают ощущение стереоскопичности, нелинейности, единого проницаемого пространства"