Найти тему

Прогулки по городу Вологде.Часть VII. Архиерейский двор.

В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывший Архиерейский дом. Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом – комплекс сооружений двора вологодских архиепископов.

-2

В центре Архиерейский двор обнесённый крепостными стенами. На дальнем плане река Вологда.

-3

На карте схеме показана площадь Архиерейского двора в XXI веке.

-4

Вид крепостных стен с Кремлёвской площади, слева юго-западная башня.

-5

Часть крепостной стены внутри Архиерейского двора с северо-восточной башней.

-6

Экономский корпус или Палаты Казенного приказа, построенные в 1650-е годы. Это самое древнее каменное здание в Вологде. В нижнем этаже размещались погреба и ледник, во втором этаже казённые кельи, а ценности и важные документы хранились в мезонине с двумя маленькими окнами.

-7

Симоновский корпус (1667-1670 годы) , названный , как и некоторые другие постройки двора ,по имени владыки ,при котором он появился. Фотография 1898 года.

-8

Фотография середины XX века во дворике установлена скульптура Ильича.

-9

Современный вид Симоновского корпуса с домовой церковью Рождества Христова. Нет и следа от суровости экономического корпуса. В Вологду приходит стиль "московского узорочья", предвестника барокко, отличающийся повышенным вниманием к декоративному убранству.

-10

Справа на лево. Гавриловский и Иосифовский корпуса . Фотография конца XIX века.

-11

Современный вид. Справа на лево. Гавриловский корпус (1680-1690-е годы, крыльцо XIX века). Иосифовский корпус (1764-1769-е годы) Здание, продолжающее Гавриловский корпус, без всякой натяжки можно назвать дворцом.

-12

Фасады палат богато декорированы различных форм вычурными наличниками, пилястрами. Главный фасад украшает лёгкий балкон из просечного железа.

-13

Гравюра середины XIX века. Соборная горка . За колокольней Архиерейский двор. На берегу реки Вологды вынесен летний домик архиерея с фруктовым садом.

-14

В центре двора можно увидеть деревянный Архиерейский летний дом. До середины XVIII века он стоял на Соборной горке за пределами стен Архиерейского двора. Сейчас в нем размещена дирекция музея-заповедника.

-15

Крыльцо летнего домика.

То, что сейчас называют Вологодским кремлем, на самом деле является Архиерейским двором. Здесь размещалась резиденция вологодских епископов. Этот комплекс построек образовался вокруг Софийского собора и датируется в основном серединой XVII века.До середины XVII века Архиерейский двор был обнесён деревянным забором с несколькими воротами. Каменные стены и башни были возведены в 1671—1675 гг., когда старый кремль начали разбирать на кирпичи. Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Возведение столь мощных стен вологодского двора было вызвано идеологическими задачами возвеличения и прославления церкви и самого архиерея.

До середины XVII века все постройки Архиерейского двора были деревянными, из-за чего неоднократно страдали при пожарах и набегах на Вологду. Со второй половины XVII века Архиерейский двор начали перестраивать в камень.
Во второй половине XX века проводилась реставрация некоторых кремлевских зданий. До этой реставрации Иосифовский корпус по нарядности и роскоши был лучшим среди кремлевских построек зданием, в настоящее время внимание посетителей кремля явно привлекает еще одно старинное здание – Симоновский корпус (XVII век). Научная реставрация возвратила зданию его былую нарядность вместе с пышными формами его древнего декора.

Сейчас территорию Архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник. Архиерейский двор принимает на себя основную нагрузку международного театрального фестиваля спектаклей под открытым небом "Голоса истории" и фестиваля "Лето в кремле". Архиерейский двор дает возможность для развития не только режиссёрского воображения. Здесь можно проследить путь развития русского зодчества: от традиционных форм, восходящих к образцам национальной деревянной архитектуры, через "московское узорочье" к европейскому стилю барокко.

С уважением к своим читателям и зрителям М.В.