Фильм основан на реальных событиях.
4 ноября 1979 толпа радикалов захватила американское посольство в Тегеране.
Иранцы были не довольны тем, что свергнутый Исламской революцией шах Мохаммед Реза Пехлеви
переехал в США. Они требовали выдачи шаха.
В плену у иранцев оказалось 60 с чем-то человек.
Первое, что интересно. Этот фильм как библейская притча о заблудившейся овце игнорирует судьбу большинства американских заложников. Он о тех 6 дипломатах, которые во время штурма смогли покинуть американское посольство и незаметно укрыться у канадского посла (посольства Великобритании и Новой Зеландии отказались их впустить).
Даже в эпилоге о судьбе большинства этих людей ничего не говорится. (Они пробудут в плену 444 дня. Их мирному освобождению поможет смерть шаха и начавшаяся ирако-иранская война). При этом фильм немного историчен.
Ираном многие века правили шахи. Вот так, согласно фильму, выглядит типичный шах:
В 1950м народ Ирана избрал премьер-министром Мохаммеда Массадыка.
Он национализировал нефтяные месторождения, вернул нефть народу.
В 1953м американцы свергли Массадыка. И поставили у руля шаха Резу Пехлеви.
Народ голодал, а шаху обед доставляли сверхзвуковыми «Конкордами» из Парижа. Хлестаков у Гоголя об этом только мечтал!!!
Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю. <...> На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах.
Шах опирался на жестокую внутреннюю полицию САВАК (1957-1979).
Итак, первый интересный момент – забыли хотя бы одним предложением в эпилоге сказать о судьбе большинства заложников.
Второй момент. Об этом ничего не говорится, но, получается, Америка в то время была увита жёлтыми бантиками… Их не раз видно в кадре. Знак внимания к судьбе своих дипломатов в Иране.
А ниже в кадре вход в Католический храм Святого Доминика. И рядом мощный стенд с надписью «Молитва за наших заложников».
Третий момент. Американцы в посольстве спешно уничтожали секретную документацию с помощью ШРЕДЕРов. И ЦРУ знает, что в Иране используют детский труд, чтобы восстановить уничтоженное.
Четвертый момент. Идёт 69-й день после взятия американских граждан в заложники, когда в доме главного героя, специалиста по ЭКСФИЛЬТРАЦИИ раздаётся телефонный звонок…
Это главный герой фильма и его режиссёр Бен Аффлек.
Он поддерживает себя алкоголем. Любит сына, но почему-то не живёт с женой и сыном.
Его прототип Тони Мендес был мексиканцем. На фото он с президентом Джимми Картером (1980).
Американцы планируют вывести 6-х дипломатов весной на велосипедах… через турецкую границу.
На 76-й день герой Бена Аффлека звонит сыну, который сделал домашку и смотрит «Битву за планету обезьян» по Пятому каналу.
Так рождается идея выдать дипломатов за канадских киношников, которые в Иране ищут натуру для съемок фантастического фильма.
Спешно создают псевдопроект фильма "Арго".
Приятные киношники. Один из них тоже оторван от любимых дочерей. Видит или слышит их раз в год.
Но слоган их фильма или девиз героев-освободителей просто ужасен. В русском звучании «Арго всем в (пятую точку)», в английском не лучше.
В таком доме под флагом США в мире разбросанных велосипедов и игрушек живет его сын и жена.
План Аффлека начинают осуществлять. Он летит в Турцию. В Святой Софии в Стамбуле получает инструктаж вот от этого агента.
При прилёте в Мехрабад (главный аэропорт Ирана до 2004, когда заработал аэропорт имени имама Хомейни) заполняют 2 дублирующие друг друга бумажные формы. Желтая остается у пассажира, белая в аэропорту. И всё равно будут пытаться вывести американцев через аэропорт, хотя белых бумаг на прилёт в Иран у них не будет.
Святая София в фильме – это тоже интересно. Агенты ЦРУ встречаются на втором ярусе. Я не думал, что туда пускают.
На полах нет ковров. Я думал, во всех мечетях на полу ковры.
Там целы христианские фрески. Лица не закрашены.
А это наверно снято в Голубой мечети.
Я вначале подумал, что это мечеть Сулеймание, но там в центре внутреннего пространства нет конструкции, увенчанной куполом.
Сулеймание
И вот Аффлек летит в Тегеран (его инструктировали, что в случае провала ЦРУ откажется от него).
Его как любого прилетевшего в Тегеран встречает башня Азади.
Антон Гладышев в своем блоге на Ютубе сказал, что Бен Аффлек проехал мимо башни Азади НА ХРОМАКЕЕ (16:07).
Я думал, хромакей – местная марка авто, а это
технология совмещения двух и более изображений.
Американцам дорога в Иран до сих пор закрыта.
Что он видит?
Кентукки чикен работает.
Иранских женщин никто не притесняет. Сидят, кушают.
(Наше знакомство с популярным блогером Ильёй Варламовым началось когда-то с Сент-Люсии. Он показал там KFC и сказал фразу, ставшую в нашей семье мемом: «В каждой (пятой точке) мира есть KFC».
И мы после этого стали видеть KFC везде).
По улицам разъезжают грузовики с автоматчиками.
Висят повешенные.
Уже в аэропорту кого-то хватают и тащат под жуткие женские крики.
Дипломаты как якобы киношники проходят по рынку. Торговец (вот этот седобородый) набросился на них. Его сын погиб при шахе. «Кто дал им право фотографировать»??? Иран охвачен антизападными настроениями.
Демонстранты не дают проехать по городу…
Стражи исламской революции не дремлют. Они приехали к дому посла.
Их встретила служанка.
-Надеюсь, вы в добром здравии? Как Вас зовут? К тем, кто верит в посланника Аллаха, мы всегда милостивы.
Служанка обманула стражей. Она сказала, что гости посла прибыли 2 дня назад… Киношники!
Вот канадский посол. Он, получается, женат на иранке.
И посол, и служанка показаны как просто хорошие люди. Помогают по доброте душевной.
Тут не всё так просто.
6 дипломатов улетают. И в это же время посол уезжает на поезде, а служанка переходит иракскую границу… Это не просто хорошие люди. Это агенты.
И ещё немного нереального. От плана Аффлека решено отказаться, вышел правительственный указ. Но Аффлек упорен и неудержим, он везет своих подопечных дипломатов в аэропорт и требует от своего руководства спешно достучаться до Белого дома. И достучались, успели. Начальники – это такие золотые люди. Им только скажи, и они тебя послушают. Фантазёры!!!
Дипломаты смогли пройти проверку в аэропорту.
Был сделан звонок в Голливуд. Вот по такому иранскому телефону
Люди Аффлека в Голливуде подтвердили, что он в отъезде ищет место для съемок.
Лишь только посадка завершилась, стражи революции поняли свою ошибку и на 3 машинах бросились останавливать взлетающий самолёт. Киношники! Без глупых погонь они не могут. В жизни такого не было.
Героя Бена Аффлека представляют к высшей награде. Но всё должно пройти тайно. На церемонию он не может пригласить своего сына!
Ну и в завершении о позиции Ирана и об отражении исторических фактов.
Ирану этот фильм не понравился. Википедия пишет, что в Иране хотели создать фильм, отражающий иранскую т.зр. Но он, к сожалению, если и создан, то не получил известность.
Хотя надо сказать, может быть сгустили краски, показывая ужасы исламской революции, но критика Резы Пехлевы огромна. Утверждается, что когда он бежал, самолёт от тяжести наворованных золотых слитков не мог взлететь. Вывозили и изощренное орудие пыток. При шахе насаждалась порнография и западные ценности… Американцы откровенно грабили страну…
P.S.
Странно получается, но лидер Исламской революции 1979 аятолла Хомейни упомянут в моей статье только как аэропорт.
На фото ниже иранец-участник штурма американского посольства держит в руках портрет Хомейни. Он в ярости, он возмущён. Его использовали как мишень для игры в дартс.
Спасибо за внимание.