Продолжим разговор о недействительных сделках, который мы начали в прошлой статье.
Сделка является недействительной, если не соблюдены условия её действительности, а это:
- надлежащий субъект или субъекты сделки;
- свободное волеизъявление субъекта(ов), совпадающее с их истинными, внутренними намерениями и желаниями;
- содержание сделки, не противоречащее закону;
- надлежащая форма сделки.
Соответственно, выделяют недействительные сделки:
- с пороками субъектного состава;
- с пороками воли;
- с пороками содержания;
- с пороками формы.
Начнём по порядку.
Сделки с пороками субъектного состава
Сделка как волевой акт должна быть совершена надлежащим лицом, имеющим на это право.
К порокам субъектного состава относятся случаи, когда лицо выходит за пределы его правоспособности или дееспособности. Например, когда сделку совершил гражданин, признанный недееспособным вследствие психического расстройства, или несовершеннолетний до 14 лет (статьи 171, 172 ГК РФ). Закон объявляет такие сделки ничтожными.
Это не относится к мелким бытовым и другим сделкам, которые в силу статьи 28 ГК РФ могут совершать дети в возрасте от 6 до 14 лет.
Недееспособный – это не просто психически ненормальный человек, у которого, по мнению соседей, «поехала крыша». Гражданин признается недееспособным по решению суда после проведения судебно-психиатрической экспертизы, и ему официально назначается опекун.
А вот сделки, совершенные несовершеннолетними от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными судом в дееспособности (а это бывает как с психическими нездоровыми людьми, так и теми, кто впал в зависимость от азартных игр, алкоголя или наркотиков) без согласия родителей, усыновителей или попечителя, когда такое согласие требуется, являются оспоримыми.
В отличие от физических лиц у юридических лиц может быть ограничена не дееспособность, а правоспособность. Например, специальной правоспособностью обладают некоммерческие организации, а быть страховщиками или выдавать кредиты могут только соответственно страховые и кредитные организации. Сделки, выходящие за пределы правоспособности юридических лиц, являются оспоримыми.
Всяческие нарушения внутренних правил деятельности юридических лиц, отсутствие согласия на совершение сделки какого-то органа юридического лица или государственного органа, по общему правилу, могут повлечь только оспоримость сделки (статьи 173, 173.1, 174 ГК РФ). Да и то в большинстве случаев при условии, что другая сторона сделки знала или должна была знать об этих нарушениях. Дело в том, что внутренняя «кухня» юридических лиц не должна влиять на права и обязанности посторонних лиц и подрывать стабильность гражданского оборота.
Вот эта самая стабильность гражданского оборота и стоит во главе угла в законодательном регулировании и судебной практике!
Сделки с пороками воли
Это случаи, когда волеизъявление субъекта, выраженное вовне, не совпадает с его внутренней волей.
Порок воли содержат сделки, совершенные хоть и формально дееспособным человеком (то есть субъект нормальный), но находившимся в таком состоянии, что он не мог понимать значение своих действий или руководить ими, то есть в неадекватном состоянии (статья 177 ГК РФ). Такие сделки являются оспоримыми.
Довольно часто встречаются споры о признании сделок мнимыми и притворными. Это сделки, когда стороны вовсе не желают наступления последствий, которые должны наступить. Они притворяются, играют спектакль.
Мнимая сделка – это сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Притворная сделка – та, которая совершена с целью прикрыть другую сделку (например, вместо договора дарения заключается договор купли-продажи или купля-продажа прячется за договором подряда).
Такие сделки ничтожны (статья 170 ГК РФ). При этом к притворной сделке применяются правила, регулирующие ту сделку, которую стороны действительно имели в виду.
Пороки воли – это также существенное заблуждение субъекта (статья 178 ГК РФ), а также совершение сделки под влиянием насилия, угрозы или обмана (статья 179 ГК РФ). Такие сделки являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными по иску потерпевшей стороны, то есть той, которая находилась под влиянием заблуждения, насилия, угрозы или обмана.
Гражданский кодекс довольно подробно регулирует сделки, совершенные под влиянием заблуждения. Ведь заблуждение – понятие растяжимое, и далеко не всякое заблуждение может повлечь «обнуление» сделки, а только самое существенное, такое, что заблуждавшаяся сторона вообще бы не совершила сделку, если бы знала о реальном положении вещей.
Обман тоже может повлечь признание сделки недействительной, только если он касался существенных моментов, определивших решение заключить сделку. При этом необходимо установить умысел обманщика.
Есть еще кабальные сделки – те, которые совершены лицом на крайне невыгодных для себя условиях, вынужденно, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась. Такие сделки тоже оспоримы (пункт 3 статьи 179 ГК РФ).
На этом мы сегодня прервёмся. О сделках с пороками содержания – во второй части статьи. Там же подведём итоги, каких сделок больше: ничтожных или оспоримых, и определимся, почему. Но вы, наверное уже сами догадываетесь?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!