Сайт госуслуг не видит ЭЦП: что делать

2K прочитали
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП или ЭЦП) используется не только для подписания цифровых документов. УКЭП подтверждает личность на различных торговых площадках или порталах.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП или ЭЦП) используется не только для подписания цифровых документов. УКЭП подтверждает личность на различных торговых площадках или порталах. Случается, что по причине технического сбоя, неисправности оборудования или программного обеспечения Госуслуги не видят ЭЦП.

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как электронная цифровая подпись. В настоящее время используется более ёмкое название ЭП, которое расшифровывается как электронная подпись.

Подробно расскажем, что делать, если портал Госуслуги не видит ЭЦП.

Что делать, если не работает электронная подпись на Госуслугах

Для начала следует установить причину, почему ЭЦП не работает на Госуслугах. Ошибка может быть связана с неисправным ключевым носителем, несовместимым оборудованием или устаревшим программным обеспечением.

Первым делом, проверьте срок действия сертификата УКЭП. Если он закончился, то электронная подпись не будет действительна и не подойдёт для подтверждения личности пользователя. Просмотр актуальности даты осуществляется с помощью браузера, криптопровайдера или встроенного сервиса электронной подписи.

Как это сделать, мы подробно описывали в нашей статье.

Если срок действия сертификата ЭЦП действительно закончился, обратитесь в удостоверяющий центр и выпустите новую подпись на своё имя.

Рекомендуем квалифицированные электронные подписи от УЦ «Калуга Астрал». В каталоге представлены тарифы для физических лиц. Индивидуальные предприниматели и руководители организаций могут воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ.

Основные причины, по которым Госуслуги не видят ЭЦП

Рассмотрим, по каким ещё причинам электронная подпись не работает на Госуслугах и что делать пользователю:

1. Неисправный ключевой носитель или неустановленный сертификат.

Если УКЭП хранится на ключевом носителе, проверьте работоспособность разъёма, вставьте в него другое устройство. Также убедитесь, работает ли носитель, подключите его к другому ПК. Обычно о работоспособности свидетельствует световой индикатор на корпусе устройства. Посмотрите, установлен ли сертификат УКЭП на компьютере.

2. Закончился срок действия лицензии криптопровайдера.

Криптопровайдер — это программа для создания электронной подписи, шифрования передаваемых файлов и защиты их от изменений после подписания. Одной из популярных программ, является КриптоПро CSP. Она работает бесплатно первые три месяца использования, далее необходимо купить лицензию. Чтобы проверить срок её действия, запустите КриптоПро CSP и перейдите во вкладку «Общие». В строке «Лицензия CSP» будет указана необходимая информация.

Выбрать подходящую лицензию КриптоПро для УКЭП рекомендуем в нашем интернет-магазине. Оставьте короткую заявку, для бесплатной консультации специалиста.

3. Неверная настройка браузера.

Не все сайты и электронные площадки имеют функционал взаимодействия с электронной подписью. Для этого в браузер устанавливают специальный плагин. Он обеспечивает работу ЭЦП на веб-страницах. Например, КриптоПро Browser plug-in (CADESCOM). Получите его бесплатно. Дистрибутив для установки представлен на официальном сайте разработчика. Обратите внимание: для различных операционных систем представлена своя версия плагина. Пользователям ОС MacOS стоит обратить внимание: при входе на портал нужно использовать собственный плагин Госуслуг — IFCPlugin.

Подробнее о том, как настроить КриптоПро Browser plug-in, читайте в нашей статье.

4. Блокирует антивирус.

Доступ к сайту может блокировать антивирусное программное обеспечение. Временно отключите его и повторите попытку воспользоваться сертификатом. Также внесите адреса портала Госуслуги в список надёжных сайтов: esia.gosuslugi.ru, gosuslugi.ru, zakupki.gov.ru.

5. Зависает портал.

Возможно, сбой происходит на самом портале Госуслуги. Например, в последний день сдачи отчётности сайт не справляется с трафиком. Посмотрите, есть ли данная информация на главной странице сайта или на других новостных порталах. Очистите кеш и куки, перезапустите браузер.

Если ничего не помогает, обратитесь в службу поддержки портала Госуслуги. Перед обращением сделайте скриншоты вкладок браузера по каждому пункту, в том числе предоставьте скриншот списка установленных программ. Его делают, перейдя по следующему пути в ОС Windows компьютера: «Пуск» — «Панель управления» — «Программы и компоненты».

По всем вопросам, связанным с УКЭП, вы можете проконсультироваться у наших специалистов. Просто позвоните нам или оставьте заявку на сайте.

Контакты Госуслуг

По вопросам работы на портале и ошибкам, не связанным с настройкой рабочего места и электронной подписью, обратитесь в службу поддержки портала Госуслуг:

Что делать, чтобы Госуслуги не выдавали ошибку

Обращайте внимание на технические требования Госуслуг, касаемо электронной подписи. Следите за сроком действия лицензий и сертификатов УКЭП. Устанавливайте программы и проводите настройку исходя из параметров своей операционной системы. Используйте актуальное программное обеспечение.