8,7K подписчиков

«Классический балет! Искусство лучших дней!»

106 прочитали

Двадцать девятого апреля на Малой сцене Севастопольского академического драматического театра имени А. В. Луначарского прошел мой творческий вечер, посвященный Международному дню танца. Видимо, рождается добрая традиция – отмечать этот праздник на главной театральной площадке города-героя в формате встречи с поклонниками хореографического искусства.

Если в прошлом году я преимущественно вела монолог-размышление о судьбе балета, то на сей раз главным «героем» представления стали три картины моей пьесы «М. Петипа», которая вошла в репертуарный резерв СТД России, в фонды Российской библиотеки искусств и Центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.

Чтение пьесы «М. Петипа» Евгений Журавкин и Валентина Огданская
Чтение пьесы «М. Петипа» Евгений Журавкин и Валентина Огданская

«Сцены из закулисной жизни», увлеченно прочитанные заслуженным артистом РФ Евгением Журавкиным, заслуженными артистками Севастополя Татьяной Бурнакиной и Марией Кондратенко, актрисами Валентиной Огданской, Александрой Михайловой и Светланой Спиновой, перемежались авторскими комментариями и вариациями из постановок великого балетмейстера в исполнении Софии Левандовской, Виктории Рыковой, Александры Чалой и Марьи Баталовой. Юные воспитанницы ансамбля классического танца «Надежда», прекрасно подготовленные выпускницей Пермского хореографического училища, заслуженным деятелем искусств Республики Крым Еленой Ольховской, осенили очаровательным флёром весь спектакль, придав ему должный хореографический контекст.

Названием пьесы послужили имена ее главных героев – Мариуса и Марии Петипа. Мария Сергеевна, в девичестве Суровщикова, в течение 15 лет блистала на императорской сцене. В 1869 году, после своего прощального бенефиса, она сказала супругу, тогда же ставшему главным балетмейстером Мариинского театра: «Будущее – в твоих руках. Что – будущее! Настоящее – все твое. Я осталась в прошлом. Через сто лет никто и не вспомнит Марию Петипа. И балетоман, увидав на старых афишах “М. Петипа”, непременно подумает, что речь идет только о тебе, Мариус».

Танцует София Левандовская
Танцует София Левандовская

Сейчас мало кто помнит, что благодаря хлопотам Суровщиковой Петипа создал свой первый многоактный балет «Дочь фараона», открывший блистательный ряд русских хореографических произведений «большого стиля». Именно Мария Сергеевна сумела в полном смысле слова «поставить на ноги» карьеру мужа. Связанная с этим поворотным для мирового театра событием искрометная интрига 160-летней давности легла в основу первой части пьесы, которая неожиданно обрела актуальность в связи с недавней премьерой-возрождением легендарного спектакля на родной Мариинской сцене. Личность играет роль в истории только с согласия сформировавшей ее истории. И Суровщикова тому яркий пример.

Вторая часть читки представила диалог-расставание Мариуса и Марии Петипа в 1869 году, третья – монолог Мастера на даче в Гурзуфе, где он любил отдыхать последние десятилетия своей жизни. К сожалению, до сих пор никто так и не занялся изучением «крымской осени» балетмейстера. Под занавес прошлого столетия Юрий Николаевич Григорович вроде бы подступился к этому вопросу, но перипетии тех неспокойных лет увели его далеко от «прекрасных брегов Тавриды».

Вообще, тема «Петипа» не чужда Севастополю. Здесь жили и скончались внучка хореографа Нина Юльевна и правнучка – член-корреспондент Академии наук УССР, главный научный сотрудник Института биологии южных морей Тамара Сергеевна Петипа, с которой я была близко знакома. Благодаря предоставленным ею раритетным материалам мне удалось достаточно подробно написать о личной и творческой судьбе Суровщиковой в книге «Повседневная жизнь балерин русского императорского театра» и ряде статей. Так, через столетие «проклятие памяти» обратилось в благословенное воспоминание.

Ольга Ковалик  представляет свою пьесу
Ольга Ковалик представляет свою пьесу

И еще один – неожиданный – балетный поворот, связанный с городом-героем. Здесь прошли последние годы Аполлинарии Прокофьевны Сусловой – возлюбленной Достоевского, ставшей прототипом «инфернальной», мучительно-загадочной Настасьи Филипповны. Не случайно героиню романа «Идиот» писатель определил в балетные завсегдатаи и поселил неподалеку от Большого театра, «почти тут на площади, в бельэтаже». А наслаждалась она искусством героев моей пьесы Марии Суровщиковой, Анны Прихуновой, Любови Радиной, Марии Соколовой и, конечно же, Мариуса Петипа, бывшего тогда первым танцовщиком.

«Сегодня же можешь Настасью Филипповну в Большом театре видеть, в балете, в ложе своей, в бенуаре, будет сидеть, У нас, у родителя, попробуй-ка в балет сходить, – одна расправа – убьет! Я, однако же, на час втихомолку сбегал и Настасью Филипповну опять видел», – говорил Парфен Рогожин князю Мышкину.

Нынче трудно представить себе тот балетный «разгул наслаждения», те сценические чудеса и «эдемскую негу», что до крайности изумляли зрителей. Уже не всполошится публика театральным «волшебным краем», в котором все должно закончиться посрамлением злодейства и торжеством светлой, обворожительной поэзии любви. Но жива еще надежда, что суть русского балета – «душой исполненный полет» – никогда не будет попрана.

Премьера костюма Лебедя. Автор - Наталья Духневич
Премьера костюма Лебедя. Автор - Наталья Духневич

Международный праздник танца отмечается в день рождения великого теоретика балетного искусства Жан-Жоржа Новерра. Ровно 220 лет назад вышел в России его труд «Письма о танце», где автор ввел термин pas d’action, то есть, определенная последовательность действенных частей. Этого правила придерживалась и я, работая над программой вечера в честь Терпсихоры. Поэтому завершилось представление премьерой великолепного костюма «Лебедь», созданного художником по костюмам, заслуженным деятелем искусств Севастополя Натальей Духневич и показанного юной танцовщицей Марией Калашниковой.

Выход на поклоны
Выход на поклоны

Еще одна двухчасовая встреча со зрителями показала, что любовь к русскому балету, его истории, исполнителям, легендарным спектаклям и пленительным темам неисчерпаема. Это ли не повод к последующим представлениям в честь русского хореографического театра.

Ольга Ковалик,

писатель, искусствовед

* В заголовке - строка из стихотворения Иосифа Бродского, посвященного М. Барышникову.