Найти тему
4,5K подписчиков

Обязанности ученика и права учителя.

697 прочитали

Хотя, правильно говорить о конфликте не учителя и ученика, а ученика и образовательной организации. Учитель не является субъектом права.

Если репетитор - индивидуальный предприниматель или самозанятый, то можно говорить о конфликте педагога и ученика. А если речь о школе - это конфликт ученика и школы.

_______________________________________________________________________________

Почему появилась эта статья ЗДЕСЬ и несколько последующих публикаций.

Да, даже самые, что ни на есть сторонники насилия над детьми в процессе обучения, правы в том, что у обучающегося есть обязанности. Закон их четко определил в статье 43 Закона об образовании. Полностью статью можно посмотреть по ссылке.

Сколько не реформируется система образования, как она не пытается дать возможность для саморазвития учеников, столько же времени ломают копья сторонники авторитарного подхода к обучению и воспитанию.

Мал еще, своего слова не имеешь! Но с взрослением по мановению волшебной палочки человек не станет самостоятельным и ответственным, эти качества воспитываются годами.

Порой несамостоятельность принимает совсем уж гротескные формы: мы пришли подписать договор (кто это "мы"), мы пришли на медкомиссию.

Так вот, закон возлагает на ученика школы ряд обязанностей.

Обучающийся обязан

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Все. Пять закрепленных на законодательном уровне обязанностей.

А вот далее в этой статье прямо указано, что :

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Кто прочел мою статью, а уж тем более комментарии к ней, нашли ли вы хоть проблеск уважительного отношения к ученице?

Нет, учитель предпочел проигнорировать ее просьбу о возврате вещи (во время урока педагог забрала мобильный телефон и отказалась его отдать после урока, мотивируя желанием отдать лично родителям ученицы).

Учитель вправе воздействовать на нерадивого ученика, но исключительно через администрацию школы, руководство которой, в том числе , обязано регламентировать внутренними актами все правила поведения в школе: во время проведения урока и во время перемен.

Закон разрешает образовательному учреждению

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом, при выборе меры ответственности для обучающегося принимается во внимание очень много факторов:

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

В качестве меры ответственности может быть применено и отчисление из образовательного учреждения.

Учитель (как и врач) не является субъектом права и отдельно от школы (или медицинского учреждения) его права как учителя не защищаются.

Корректно говорить о конфликте не учителя и ученика, а ученика и образовательной организации. Вот есть репетитор - индивидуальный предприниматель или самозанятый, то можно говорить о конфликте педагога и ученика. А если речь о школе - это конфликт ученика и школы.

Общегражданские права учителя защищены наравне с правами учеников и их родителей, но не более того.

И самозащитой своих гражданских прав имеет возможность воспользоваться как учитель, так и ученик.

Что-то не так стало с педагогическим составом в целом по стране, если факты прямого нарушения требований Закона об образовании со стороны учителей становятся достоянием общественности.

А ведь то, что мы знаем - это капля в море: не каждое нарушение удается заснять на камеру или доказать.

Хотя,  правильно говорить о конфликте не учителя и ученика, а ученика и образовательной организации. Учитель не является субъектом права.