17 подписчиков

От карандаша до… угля?! (Часть 4)

Вот мы и добрались до точки, которая, можно сказать, закольцовывает собой всю историю пишущих принадлежностей.

Вот мы и добрались до точки, которая, можно сказать, закольцовывает собой всю историю пишущих принадлежностей. Ведь, чтобы подробнее разобраться в теме, следует отправиться так далеко в прошлое, что на нашу воображаемую машину времени стоит установить твердотопливный бак, как в фильме «Назад в будущее». Ну и да – туда, куда мы отправляемся, дороги нам не нужны!

И вот представьте: оказываемся мы посреди пещеры. Незримо, разумеется, иначе её обитатели либо разбежались бы в ужасе, либо с тем же чувством применили на чужаках свои каменные изобретения. Итак, горит костёр, но люди в шкурах дружно собрались у стены. Один из них, удачно вляпавшись в угли от старого костра, под восторженное «о-о-о» оставляет след ладони на каменной стене. Итак, только что мы видели зарождение изобразительного искусства. Перенесёмся ещё немного дальше, и вот уже эти ребята малюют не только углём, но и другими цветными штуками, типа охры (такой природный пигмент). А ещё один умник где-то раздобыл разноцветные пигменты, что однозначно добавило живости произведениям пещерного искусства. А теперь внимание, вопрос: как так вышло, что уголь и пигмент и по сей день являются не последними по популярности средствами рисования? Человечество придумало даже кисти с резервуарами для воды или краски, а некоторые до сих пор создают шедевры углём. Что ж, попробуем найти ответ на этот вопрос.

Уголь действительно является древнейшей техникой для рисования. Грубо говоря, рисовать им человечество придумало на следующий день после изобретения огня, когда костёр догорел. И вот именно такой уголь, дошёл до нас в почти неизменном виде. Сегодня его чаще всего делают из винограда (веток), ивы или берёзы. В зависимости от типа материала, обожжённый уголь может быть как максимально чёрным, так и серым. Вообще, художники любят уголь за то, что материал этот весьма прощающий и, разделяя функции акриловой краски, обучающий. Разница лишь в том, что уголь стереть проще. Клячкой. Однако там, где есть плюсы в виде наглядного примера работы принципов светотени или глубины, есть и минусы. В данном случае – сыпучесть. Именно поэтому на простой бумаге им шибко не порисуешь, для таких задач есть специальная шероховатая для лучшего «схватывания» материала. Да и свои угольные работы художники предпочитают хранить под стеклом, а то ведь как оно бывает – один неловкий взмах и «Девочка с персиками» в монохроме стала «Девочкой с грязной скатертью». Но не стоит бояться начинать именно с классического угля – рисовать таким максимально приятно, а сыпучесть его можно даже отнести к плюсам, ведь вы, как художник, будете учиться и аккуратности в том числе.

С обожжённым разобрались. А как насчёт прессованного? След такого угля будет потемнее, ведь и состав посерьёзнее. Однако роль играет процентное соотношение компонентов в этом самом составе. В зависимости от этого след угля может быть насыщеннее или бледнее. В остальном – почти никаких отличий от старшего брата.

Что ж, вот вы купили натуральный уголь и приступили к созданию своего первого шедевра. Чёрная пыль, крошки, все измазанные так, словно не картину писали, а трубу чистили. И в этот самый момент приятного осознания процесса кто-то заходит в вашу импровизированную мастерскую и говорит: «А почему ты не попробовал/а масляный уголь?». Чувствуете некую… обиду за то, что не знали об этом изобретении раньше? Да, это всё ещё уголь. Всё ещё такой же, какой описан выше. НО! Он не крошится. Он не мажется. Он лучше крепится на поверхности. Просто потому, что в процессе создания обычную угольную палочку поместили на некоторое время в льняное масло. И да, если хотите знать, то цвет такого угля будет насыщеннее как раз из-за изменённой структуры состава. Впрочем, здесь можно, я думаю, спровоцировать неплохой спор в определённых кругах по поводу того, какой уголь лучше, но всё же пусть каждый выбирает сам. Как ни крути, каждой технике свой инструмент.

А теперь делаем шажок в сторону от чёрного к белому и поговорим про мел. Все мы в школе им писали, он ещё так противно по доске скрипит. Наверное, такой же популярный и древний материал, как и уголь. Однако именно мел лежит в основе большей части мягких материалов для рисования. Что ж, начнём с того, что мел – это по сути карбонат кальция. Да, с примесью карбоната натрия, оксидами металлов, псевдоморфоз кальцита и прочих сложных слов, похожих на названия мутантов из одной популярной игры. В конце концов, я не умничать сюда пришёл, а интересно рассказывать! Так вот, рассказываю: мел это мел. Белый, мажется, прикольно рисует почти везде, где можно. У всех в классе был интересный гражданин (или гражданка) который предпочитал применять школьные мелки не на доску, а во внутрь, то есть ел. Удивительно, но в нашем мире даже есть специальные мелки, которые, подчёркиваю, можно есть в том числе и беременным. До чего техника дошла! А если серьёзно, то лучше обратиться к врачу, ведь явно не хватает каких-то элементов или что-то в этом роде. Добавлю лишь небольшой повод гордиться: если верить учёным (а как им не верить?), то мел имеется лишь на Земле и, возможно, на Марсе. И вот теперь, когда мы знаем, что предложить инопланетянам в качестве редкого минерала, двигаемся дальше.

Как уже было сказано выше, мел является важным компонентом в составе весьма широкого спектра мягкий художественных материалов. И первой на очереди рассмотрим сухую пастель. «Что? Зачем вы показываете нам цветной мелок, где пастель?» спросите вы. А это она и есть. Конечно, состав детских мелков для рисования на асфальте и художественной пастели отличается, но технически это одно и то же. Делается сухая пастель из мела, пигментов и связующего материала типа смолы. Стереть её уже сложнее, нежели уголь. Благодаря обилию пигментов, мы имеем и большой спектр доступных цветов, насыщенность которых зависит от производителя. Все мы видели как совсем бледные мелки, так и насыщенные «неоновые». И, как и в случае с углём, там где есть сухие крошки, появляется и масло…

И получается масляная пастель! Правда, мел в данном случае уже не нужен. Пигмент плюс воск, плюс масло и всё, можно рисовать! Схватывается такая пастель лучше своей сухой коллеги, поэтому для рисунка подойдёт и обычный лист бумаги, и холст, и даже керамическая… что-нибудь. А после картину можно покрыть акриловым лаком и всё, работа сохранена навеки! Ах да, вас ведь интересуют цвета… насыщеннее. Это мягко сказано. В виду того, что в составе основой является именно пигмент, на холсте мы видим насыщенные чёткие линии, от чего надобность иметь под рукой пару дополнительных коробочек от других производителей, как в случае с сухой пастелью, чаще всего отпадает. Конечно, не забываем о том, что у разных производителей разный состав, поэтому подходим к выбору данного инструмента с не меньшей ответственностью.

И вот, мел снова в игре! Сангина, дамы и господа! Мадмуазель, заключённая в определённом цветовом спектре. Имеет в своём составе мел, каолин (на слух звучит, словно добывается из коал, но это белая глина) и окись железа. В чём же особенность этого инструмента? Хм, как насчёт спектра? Он красный. В том смысле, что палитра начинается с нежно-розового и упирается в коричневый. И зачем нам такое надо? Ну, Рафаэль и Микеланджело зачем-то её использовали. Сикстинская капелла чего стоит! А да Винчи? Вот-вот. В целом сангина прекрасна в работе с натурой, так как те же человеческие тела обретают на картинах, кажется, тот самый, природный цвет. Помимо этого, она очень устойчива к солнечным лучам и весьма недорога в покупке. Этим мы рисуем.

Вы могли заметить, что все выше перечисленные инструменты весьма просты по своему составу. Что ж, это вы не слышали про сепию! Процесс её создания начинается как у угля – с природы, а заканчивается как «питательные» батончики – химией. Да, снова химия, снова сложно. Раньше вот проще-то было! Брали чернильный мешок каракатицы какой-нибудь и вот вам сепия! Да, было время… К слову, сама по себе она очень близка к сангине, но гораздо темнее и легко размывается водой, а по красящим свойствам редкий обыватель отличит одно от другого. Ну, разве что по цвету или чёткости линий при ближайшем рассмотрении.

Соус. К пельмешкам или макарохам острый, да, было бы неплохо. Звучит вкусно, а на деле грустно, ведь речь не о гастрономических мечтах, а о созвучном материале для рисования. Да о каком! Соус! И вот вы начинаете думать, чего же там намешано, что такое название… мел, глина, растительный клей, красители. По сути своей это пастельный мел, которым при должной сноровке можно вполне удачно имитировать масляные картины. Такие мелки оставляют жирный, яркий след при рисовании, легко смешиваются и разводятся водой. Кстати, жидкие они больше напоминают акварельные краски.

Вот, вроде как, и всё, что хотел рассказать о карандашах, мелках, ручках и всяком таком разном. А о чём будет разговор дальше? А это мы узнаем когда-нибудь завтра! А чтобы оперативно узнавать обо всех новостях, подписывайтесь и следите за лентой!