Русский Туркестан прибыл вчера на Парад Победы в полном составе.
Я считаю это очень серьезным и позитивным знаком. Восточные Баи – это вам не истеричная визгливая суета англо-саксонских безумцев. Восток всегда внимательно и спокойно следит за мировой шахматной партией и видимо уже просчитал ходы. Алиев не приехал, скажете вы… это да. Но с другой стороны – это тот же восточный менталитет – не мог он не быть на столетии отца.
Восток – это действительно другое, чем мы. Хотя, нам, русским, всегда было проще понять восточный менталитет, потому что мы сами не одну сотню лет были «Ордынской Русью» (так нас называли когда-то византийские базилевсы), успели тогда познакомиться с Востоком. И совсем не исключено, что вот-вот откроется новая страница нашей общей новейшей истории.
Да, много публикаций на тему, мол, -- нынешние восточные лидеры все больше тянутся к западу... мол, Казахстан Парад Победы отменил... Я уверена, что все не так, как кажется -- читайте народный эпос про Ходжу Насреддина. Думаю так -- если Средняя Азия сейчас изображает любовь к западу -- то так нужно. В том числе старшему брату.
Небольшая экскурсия в ту часть Русского Туркестана, которая Казахстан. Про Казахские Жузы
В Казахстане есть патриархальный Юг – Старший Жуз, космополитичный промышленный Север – Средний Жуз и дикий Запад — Младший Жуз. Казахи говорят: «Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага».
Три жуза — загадочная веха казахской истории. Точно неизвестно, когда они появились. Слово «жуз» в переводе «союз» или арабское «ветвь». Разброс в датах порядка тысячи лет — от тех времён, когда тюрки расселились по Великой Степи до эпохи войн с джунгарами (XVII-XVIII вв), когда распалось Казахское ханство. Иногда жузы называют «ордами», «улусами», «ханствами» — но это неверно. Как бы то ни было, даже в те далекие времена, когда три жуза существовали как разные государства со своими ханами, казахи никогда не забывали, что они один народ, не воевали между собой и при надобности объединялись против внешнего врага. Их кочевья сходились близ одинокой горы Улутау в 120 км от нынешнего Жезказгана, в той стороне находится и мавзолей 13 века, где погребен мифический Алашахан — Объединитель.
Казашки отдыхают в степи. Это и далее фото Ильи Буяновского
Вообще, лишь в ХХ веке, под давлением неумолимой эпохи интеграции социумов, была затёрта главная степная единица — племена. Каждый кочевой народ – хоть башкиры, хоть казахи, хоть монголы изначально — это совокупность племён. Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена — дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением. Всю это информацию содержат «Жеты-ата» (Семь дедов), генеалогические справочники рода, племени, жуза.
И в нынешнем XXI веке казахи не забывают родства — каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то мне кажется, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают — скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей «неказахам» уже не понять.
Но в любой части Казахстана до сих пор при первой встрече, если ты азиатской внешности, то наверняка услышишь: «Руың кім?» (Какого ты рода?). А если не азиатской, то весьма вероятен такой диалог: «Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри – другие живут — злые, хитрые» (читай – «там другое племя живёт»).
Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошечном пятачке его огромной территории. В 1428 году распалась Золотая Орда. В её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана — одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь. Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей — потомки Орда-Эджена, старшего сына Джучи. Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения. Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками. Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.
Мавзолей Джучи, старшего сына Чингисхана
Столица Казахского ханства в разные годы менялась. Сыгнак и Сузак (посменно в 1465-1599 годах), затем Туркестан. Все они находились на стыке нынешних Южно-Казахстанской и Кызылординской области, то есть на северном краю Средней Азии с её древними городами и на южном краю беспокойной Степи. Этим районом традиционно владел Средний жуз, располагавшийся в основном гораздо севернее. Окончательно ханство распалось на жузы в 1720-е годы. Позже, на фоне войны с джунгарами, его объединял в 18 веке хан Абылай, а в 19 веке всеказахским ханом себя провозгласил мятежный Кенесары. Но тут уже сменились времена — теперь не степняки покоряли оседлые державы, а оседлые державы готовились делить Степь, и в этих реалиях жузы пошли разными путями. Пожалуй, в современном Казахстане жуз — это субэтнос.
СРЕДНИЙ ЖУЗ
Области: Акмолинская (Астана, Кокчетав), Кустанайская, Северо-Казахстанская (Петропавловск), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), Карагандинская, север Алматинской (Талды-Курган), Южно-Казахстанской и Джамбулской.
Главные реки: Иртыш, Ишим, Тобол
В составе России с: 1759 (протекторат), 1779 (прямое подчинение).
Старейшие города: Семипалатинск (1782), Петропавловск (1807)
Крупнейшие города: Астана (около 700 тыс.), Караганда (480 тыс.).
Исторические центры: Улутау, Бурабай.
Народы (кроме казахов и русских): татары, украинцы, немцы, чеченцы.
До революции: Акмолинская (Омск), Семипалатинская, Тургайская (Кустанай) области; казаки Сибирского войска.
Средний жуз (Орта-жуз) значит не «средний по старшинству», а срединный, то есть центральный. Это самый большой из казахских жузов, занимающий в основном север и восток страны, а также образующий длинный «отросток» к Сырдарье — на территории Среднего жуза находились и Туркестан, и Сузак, хотя сейчас по ним об этом ни за что не скажешь. Большая часть его земель — это холодная влажная степь и лишь на самом юге пустыня.
Степь близ Караганды
Здесь холоднее и влажнее климат, на сопках и в городах исправно растут сосны, а деревянные дома — не такая уж редкость. Средний жуз больше похож на Сибирь, чем на Среднюю Азию... да это и есть Сибирь в физико-географическом смысле, так как его главные реки текут в Северный Ледовитый океан.
Средний жуз — это Целина, поэтому неотъемлемая часть его пейзажа — грандиозные элеваторы едва ли не на каждой станции: они, конечно, везде есть, но в этих степях от каждого виден другой.
Степи Среднего жуза очень богаты полезными ископаемыми. В первую очередь это медь (Жезказган и Балхаш), железо (Рудный, а выплавка в Темиртау), бокситы (Аркалык), редкоземельные металлы, свинец, титан и магний (Усть-Каменногорск), уголь (Экибастуз, Караганда), и только вот нефти тут не особо.
Города Среднего жуза в основном индустриальны, но обратная сторона — в его степях как нигде много городов-призраков у закрывшихся в 90-е годы шахт.
А ещё здесь много старых русских городов разной степени сохранности, и почти в каждом есть Татарский край: татары осваивали Среднюю Азию бок о бок с русскими, будучи тюрками и мусульманами, они гораздо лучше находили общий язык с коренными жителями. Здесь же обитали и немцы — частью дореволюционные переселенцы, частью депортанты, в 1977 году чуть не получившие собственную АССР с центром в Ерейментау. Во многих этих городах ещё в 1980-е удивлялись, увидев казаха на улице.
Здесь редко донимают вопросами о возрасте и составе семьи. Да и в принципе редко донимают вопросами — казахи Среднего жуза сдержаны, отрешены и все-в-себе, первыми на контакт идут неохотно, и многим на первый взгляд кажутся недружелюбными.
Но и порядка в Северном Казахстане больше всего, и думается дело тут не только в том, что русские (с украинцами, татарами и немцами) составляют в крупных городах 40-60% населения, но и в специфике самих местных казахов. Которые, кстати, и сами в большинстве своём русскоязычны.
Конечно, процесс выдавливания русской диаспоры из Казахстана идет, хотя и не так стремительно, как в других странах Средней Азии. Тем не менее, всем понятно, что рано или поздно русские уйдут совсем. И в этом неминуемом процессе для Казахстана есть проблема – ножницы ухода профессионалов.
Дело в том, что у Казахстана есть сложности с воспитанием своих этнических специалистов в сложных отраслях. Это одна из причин, которая заставляла Казахстан все эти годы удерживать от утекания русскую диаспору, насколько позволяла политика балансирования между жузами и кланами власти. И в то же время Казахстан всеми силами пытается вырастить своих, казахских специалистов-профессионалов.
И надо сказать, что для выращивания своих этнических специалистов Назарбаев когда-то создал сказочные, даже фантастические условия. Если казахский ребенок проявлял хоть какие-то способности к обучению – семья получала государственную стипендию. Ребенок этот за счет государства обучался во всевозможных лагерях разных стран. Таким детям Казахстана давалась господдержка для получения высшего образования – стипендии, оплата обучения за рубежом, в любой стране мира... Но беда в том, что не так много у Казахстана детей, которые могут и хотят обучаться. В основном этими благами пользуются все те же русские жители Казахстана, их дети. И работают на сложных производствах, естественно, не казахи — русские. А русские уходят из Казахстана.
МЛАДШИЙ ЖУЗ
Области: Актюбинская, Западно-Казахстанская (Уральск), Атыраусская, Мангышлакская (Актау), частично Кызылординская.
Главные реки: Сырдарья, Яик (Урал), Эмба.
В составе России с: 1731 (протекторат), 1738.
Старейшие города: Уральск (1584), Кызылорда (1820)
Крупнейшие города: Актюбинск (372 тыс.)
Исторический центры: Сарайчик (близ Атырау)
Народы (кроме казахов и русских): корейцы (Кызылординская область)
До революции: Уральская, Закаспийская (Мангышлак), Сырдарьинская области; казаки Уральского (Яицкого) войска.
Младший жуз — это вошедшая в состав Казахского ханства Ногайская Орда. Западная часть Казахстана от Урала до Каспийского и Аральского морей. Считается, что в его основе Алшынский племенной союз, в 18 веке отколовшийся от Среднего жуза. После распада Казахского ханства Младший жуз пробыл независимым совсем недолго — первый же хан Абулхаир привёл его в русское подданство. Но хотя Младший жуз объединился с Россией первым, русское влияние тут минимально. И вот почему:
Младший жуз — это Дикое Поле Казахстана. Огромный и пустынный край. Бесконечные засушливые степи, в лучшем случае слегка холмистые, а чаще просто плоские, утлые грязные аулы, редкие города, чаще всего при месторождениях и железнодорожных станциях, пыль, ветер и пустота. Плотность населения здесь 3-4 человека на квадратный километр. Причём даже неясно, какая часть Западного Казахстана безлюднее — степь или пустыня... в пустыне, тут, кстати, много домашних верблюдов.
Впрочем, основа процветания Казахстана залегает именно в степях Младшего жуза... конечно же, я говорю про нефть, важнейшие месторождения которой находятся в Атыраусской (бывшая Гурьевская) и Мангыстаузской (бывшая Мангышлакская) областях. Впрочем, местные с этого имеют немного. Другие ресурсы — уран (Кызылординская область) и хром (Актюбинск).
Фото: Осетры на рынке. Бывший русский город Гурьев. Сейчас Атырау
При всём том русские тут жили аж с 16 века, когда ещё было сильно Казахское ханство — речь, конечно же, про яицких казаков, главных бунтарей степи в 18-19 веках и последних в общем-то казаков в исходном смысле слова — сухопутных пиратов, ушедших на поиски «вольной волюшки». Но здесь не казахи обрусели рядом с казаками, а казаки превратились в полноценных степняков, пускай и православной веры.
Одно из первых казацких поселений — Яицкий городок появилось на месте старого поселения кочевников XIII века, расположившемся на небольшом полуострове между реками Чаган и Яик. Его остатки удалось найти при археологических раскопках городища Жайык.
В настоящее время бывший Яицкий городок, тот самый средневековый город, в котором изначально жили казаки, называется Уральск. Он является административным центром Западно-Казахстанской области, в нем проживают более трехсот тысяч жителей. Это именно оттуда начал свое удивительное восстание Емельян Пугачев.
Фото: Курени - предместье Уральска, бывший Яицкий городок. Справа дом Емельки Пугачёва.
Первое упоминание о Яицком городке относится к 1584 году. Принято считать, что впервые на службу к русскому царю местные яицкие казаки поступили в 1591 году. При этом до прихода к власти Петра I они находились практически полностью на автономном положении.
В остальном же Младший жуз — самый казахский, другие народы в этой глуши просто не прижились, кроме депортантов-корейцев, выращивавших рис вдоль Сырдарьи. Русскоязычные казахи тут — редкость, а не владеющие русским — обыденность. Как и в Среднем жузе, казахи здесь не религиозны, сельские мечети более-менее регулярно попадаются лишь в Кызылординской области.
СТАРШИЙ ЖУЗ
Области: Южно-Казахстанская (Чимкент), Джамбульская (Тараз) и юг Алматинской, частично Кызылординская.
Главные реки: Сырдарья, Или.
В составе России с: 1867
Старейшие города: Тараз, Туркестан (с незапамятных времён)
Крупнейшие города: Алма-Ата (более 1,5 миллионов), Чимкент (более 600 тыс.).
Исторические центры: Туркестан, Тараз, Отрар, Сайрам, Сауран, Сузак.
Народы (кроме русских и казахов): узбеки, уйгуры, дунгане, киргизы, чеченцы.
До революции: Сырдарьинская, Семиреченская области; казаки Семиреченского войска.
Старший жуз в Казахстане самый маленький, но самый обособленный. Во-первых, он и в Средние века входил не в улус Джучи (как Великая Степь), а в улус Чагатая — вместе с «глубокой» Средней Азией и Синьцзяном. Во-вторых, он и в составе России оказался последним: Южный Казахстан отвоевали (с согласия казахов) в 1860-е у Кокандского ханства, в свою очередь завоевавшего его ещё в 18 веке, а за Семиречье пришлось ещё дипломатически побороться с Китаем. В общем, самый дальний и экзотический, Старший жуз — это безусловная Средняя Азия.
Здесь совсем другая природа — глинистая пустыня с замысловатыми формами выветривания, от которых почти не отличить руины древних крепостей и городища с черепками и костями на земле. Извилистая Сырдарья, зелёные оазисы с остатками древних городов да пасущиеся среди глины и колючек верблюды... в том числе одногорбые, как на Ближнем Востоке.
А за пустыней возвышаются величественные седые горы Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, близость которых здорово отличает Старший жуз от двух других.
Южный Казахстан и Семиречье отличаются очень сильно. В домонгольские времена эти территории относились к разным сферам влияния — Мавверанахру ( Персия и Аравия) и Могулистану (Китай). Соответственно Семиречье — это часть Восточного Туркестана, не ставшая Синьцзяном. Тут огромное разнообразие ландшафтов, порой чрезвычайно экзотических. В аулах Старшего жуза многие не владеют русским языком, но здесь же стоит город Алма-Ата — самый открытый и космополитичный казахстанский город. И в целом, если Средний жуз оставляет ощущение порядка и поступательного развития, а Младший — злой и дикой вольницы, то Старший жуз — это в первую очередь горячая жизненная сила, бьющая ключом на улицах городов и аулов.
Именно из Старшего жуза происходит большая часть казахстанской элиты. В том числе Назарбаев и Токаев.
Назарбаев – это род Шапрашты. Этот род правил Казахстаном 200 лет. Сейчас власть перехватил род Токаева – Жалайыр. Надолго ли… посмотрим, понятно, что на востоке все не просто. В Казахстане я слышала такую версию, мол, Шапрашты утратили власть потому что не осталось наследников – у Назарбаева три дочери. Как мы помним, Назарбаев даже пытался дочь провести во власть, но, увы, это вам не запад… Девушка просто погибла. Может быть смена родов во власти и действительно из-за отсутствия мужчин-наследников у Шапраштов... хотя эта версия мне кажется сомнительной.
Здесь же, на земле Старшего Жуза – святыня всего тюркского мира — мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, «мусульманского апостола» Средней Азии. Гигантский мавзолей над его могилой построил сам Тамерлан, а казахским ханам он служил по совместительству церемониальным дворцом и некрополем.
Раскопки древнего города Отрар (или Фараб) близ могилы святого Арыстан-баба
Не все казахи распределяются по жузам.
В старину к жузам не относились торе (чингизиды), ходжа (потомки Мухаммеда, его споджвиников и арабских миссионеров) и толенгиты (потомки джунгарских военнопленных). Из известных нам торе – Чокан Чингисович Валиханов, который дружил с Федором Михайловичем Достоевским, в том числе во время ссылки Достоевского в Семипалатинске.
Сегодня есть еще две категории современных казахов, которые не относятся ни к какому жузу — это оралманы и шала-казахи.
Оралманы — это репатрианты, это их официальное название в Казахстане.
Шала-казахи — в переводе значит «полукахази», а еще их называют «асфальтовые казахи», то есть для которых почва — не родная степь, а асфальт городов. Шала-казахи почти всегда русскоязычны, часто даже не владеют родным языком, среди них много интеллигентных людей с западным образом жизни и мышления. Больше всего их, как нетрудно догадаться, в Алма-Ате и Астане.
Автор - martalorens