О великой отечественной войне написано много художественных произведений. С одной стороны, она затронула практически каждого советского человека, поэтому многим есть что про неё сказать. С другой стороны трудно сделать что-то по-настоящему душевное, избежав клише, пафоса или «казёнщины». Вот несколько замечательных картин, авторы которых не только известные художники, но и фронтовики.
Юрий Михайлович Непринцев - известный художник, видевший войну своими глазами. Ю. М. Непринцев родился в Тифлисе в семье архитектора М. С. Непринцева. Живописью он начал интересоваться рано, сначала учился у Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии, затем в 1926 году приехал в Ленинград. В 1926—1930 годах он занимался в студии академика В. Е. Савинского, а в 1934 году поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где его наставником был известный живописец и один из основателей соцреализма И. И. Бродский. Во время войны художник служил на Ленинградском фронте, с июля 1941 по октябрь 1942 года был командиром взвода морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. Затем до конца войны он был художником Политического Управления Балтийского Флота.
«Отдых после боя» - самая известная картина Непринцева. Считается, что она навеяна поэмой А. Твардовского «Василий Тёркин». Художник работал над ней с 1949 по 1951 год. Считается, что Тёркин похож на Твардовского, хотя художник и поэт знакомы не были. Себя художник тоже изобразил в образе стоящего справа от главного героя смеющегося бойца. Многие из персонажей картины писались с однополчан художника. Все пейзажные зарисовки делались в окрестностях Зеленогорска. За работу художник получил Сталинскую премию первой степени. Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю КНР Мао Цзэдуну. В 1953 году Непринцев пишет вторую авторскую копию для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию для Государственной Третьяковской галереи
У художника много и других картин военной тематики. Также много графических работ, посвящённых жизни блокадного Ленинграда.
«Наши пришли» (1948) - одна из самых тиражируемых советских картин о войне. Михаил Иванович Лихачев с детства хотел стать художником. В 1939-м он сдал экзамены в художественное училище, но был призван армию, а затем на фронт. Подо Львовом он попал в плен. С 1946 по 1947 годы Лихачев учился в Московской центральной студии «Всекохудожник». Первое широко известное полотно – «Наши пришли», и сразу успех.
Лихачев работал в жанре соцреализма. Картины на военную тему художник писал редко, и они больше посвящены памяти о погибших. Более подробный рассказ о нем тут
Раиса Дмитриевна Зенькова с детства мечтала быть художницей. Она закончила художественное училище в Благовещенске, год преподавала в школе рисование и черчение, а в 1940 году она поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, однако учёбу прервала война. Молодая художница ушла на фронт. Сначала она трудилась медсестрой, а затем стала снайпером, сражалась под Ленинградом и отправила к праотцам 18 фашистов, имела боевые награды. В 1944 году она вернулась с фронта и продолжила учёбу. На освобожденной земле» - ее дипломная работа.
«Песня о Родине» - тоже дипломная работа выпускника Академии художеств и при этом фронтовика. Алексей Леонидович Гландин родился в 1922 году в Одессе, и назвали его Андрео Энглянди. Отец Леонардо Энглянди был итальянцем и умер, когда сыну исполнился один год. Поначалу мальчик воспитывался в доме итальянского консула, и тот собирался вывезти воспитанника в Италию, но мать в последний момент отозвала своё разрешение. Первым его учителем стал Григорий Цейтлин. В 12 лет Гландин стал одним из лучших учеников изостудии под руководством итальянца Антонио Дивари. В 1940 году он по рекомендации И. И.Грабаря без экзаменов был принят сразу на второй курс живописного отделения Одесского художественного училища. В первые дни войны будущий художник записался добровольцем и тогда же изменил итальянское имя на более привычное для советского уха. На фронте Гландин часто делал зарисовки , писал портреты однополчан. В итоге молодой художник был отправлен в штаб картографом к командующему 62-й армией генералу Василию Чуйкову. Со штабом Чуйкова Гландин дошел до Берлина. Считается, что он первым поднял телефонную трубку, когда на связь выходили представители немецкой армии с предложением о капитуляции. Вернуться в училище молодой художник смог только в 1949 году. Жена и единственный сын Гландина - тоже художник
Николай Константинович Соломин - еще один молодой художник, в чью жизнь неожиданно вмешалась война. Он родился в 1916 году в Москве. В 1931 году он закончил семилетку, затем поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. Сначала учился на оформителя, потом перевелся на отделение станковой живописи, которым руководил известный художник Николай Петрович Крымов. В 1936 году Соломин с отличием закончил училище и по рекомендации Крымова без экзаменов поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Не доучившись, он был отправлен на фронт, где пропал без вести. Много лет спустя сын художника Николай Николаевич Соломин в интервью вспоминал: «Первые годы я папу, в общем-то, не видел. Он ушел на фронт добровольцем — как мои дед и дядя. Те с войны не вернулись, а отец попал в плен. Угодил в лагерь. Потом немецкая помещица забрала его на работы: здоровый парень был, вырос в деревне, косил хорошо. Нам пришла бумага, практически похоронка: “Пропал без вести”. Вернулся он только в ноябре 1945 года. А мама молодая была — родила меня в 16 лет — и буквально за неделю до его приезда вышла замуж».
Соломин позже снова женился. А еще стал известным советским живописцем. Сын продолжил династию. Более подробно о Соломине-старшем тут
Художница Серафима Васильевна Рянгина, в отличие о остальных героев поста, сама на фронте не была, но ее картины о войне тоже одни из самых душевных.
Еще пара интересных картин
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #история #живопись #искусство #война #вов