839 подписчиков

Графский проказник. Призраки невской дельты. Серия V

Продолжение. Предыдущие "серии":

Чем мы обязаны графу Шувалову?
Чем мы обязаны графу Шувалову?
Между Большой и Малой Садовыми улицами, там, где они пересекаются с Итальянской, стоит роскошный барочный дворец. А рядом с ним - «дом с четырьмя портиками» в стиле классицизма. У этого дома скандальная репутация. И это не случайно, ведь курьезы сопровождали его с момента закладки фундамента.

В середине XVIII века и барочное здание, и дом с портиками были дворцом графа Ивана Ивановича Шувалова. Архитектор Дмитрий Кокоринов, трудившийся над проектом, к огромному своему изумлению обнаружил, что в его чертежи са­мым невероятным образом закрадываются нелепейшие ошибки и просчеты.

Дом с четырьмя портиками
Дом с четырьмя портиками

О случившемся зодчий в конце концов доложил графу. Шувалов, как человек рациональный, хотя и не придал никакого значения тревогам мастера, но ради его успокоения повелел отслужить молебен на месте закладки дворца. Однако эти меры не дали желаемого результата. В бумагах Кокоринова, датированных 1753 годом, содержатся жалобы, что на чертежах сами собой появляются кляксы, а на свежевыкрашенных стенах новая штукатурка осыпается, обнажая арматуру.

24 октября 1754 года празднование новоселья Шувалова было омрачено пренеприятнейшим инцидентом. По воспоминаниям очевидца, поэта Тимковского, в большом зале внезапно рухнула тяжелая бронзовая люстра, лишь по счастливой случайности, не причинив никому вреда.

Дом с четырьмя колоннадами
Дом с четырьмя колоннадами

Мало того, дом Шувалова еще при жизни Ивана Ивановича постоянно сотрясался от «гуманитарных баталий», которые вели друзья хозяина - российские литераторы. Особенно свирепствовали Ломоносов с Сумароковым. Они поносили друг друга последними словами, нередко дело доходило до драк. Однажды Ломоносов чуть было насмерть не зашиб Сумарокова, о чем сви­детельствуют писания самого Шувалова.

Слева направо: Ермил костров, граф Шувалов, Николай Тимковский
Слева направо: Ермил костров, граф Шувалов, Николай Тимковский

Поэт Ермил Костров, первый русский переводчик Гомера, в своих записках отмечает, что в гостях у лучшего друга, графа Шувалова, он постоянно видит... чертика с рожками, который корчит ему «изрядно потешные мины».

В аристократических кругах Петербурга шли разговоры, будто чертик был подарен Шувалову в Швейцарии, где граф гостил за несколько лет до постройки дворца.

Оригинальная публикация 2003 г.
Оригинальная публикация 2003 г.

Историю «графского проказника» изложил в книге «Петербургские забавы», изданной в Лионе в 1832-м, экс-камердинер Шувалова Пьер Бернар. Заканчивается это повествование следующим анекдотом. Граф, отчаявшись избавиться от докучливого «жильца», совершил паломничество в Троице-Сергиеву пустынь, и там монахи посоветовали Шувалову обзавестись черным котом - мол, два нечистых под одним кровом не уживутся. На этом история шуваловского черта оканчивается. Иноземную нечисть одолел русский кот.

Не ему ли благодарные петербуржцы год назад установили памятник на углу Невского и Малой Садовой?

Иноземную нечисть одолел русский кот
Иноземную нечисть одолел русский кот
Текст: Елена Никитина ©
Статья опубликована в журнале "PROспект Санкт-Петербург", 2003
Подпишитесь и следите за публикациями
StranTV
💥 StranTV и 😇Ангел Странствий лично благодарят Вас💖💖💖 за визит, прочтение, комментарии, подписку на канал✅ и интерес к проекту в целом! 🙏
💥 StranTV и 😇Ангел Странствий лично благодарят Вас💖💖💖 за визит, прочтение, комментарии, подписку на канал✅ и интерес к проекту в целом! 🙏

#ЦарскийПетербург #ДомнаИтальянской #ПризракиНевскойДельты #ИсторияПетербурга #ЛегендыПетербурга #Петербургскиепубликации #журналПроспект #Петербургскаяпресса #Графскийпроказник #графШувалов #МагияПетербурга