СЛОВО I.
Смысл и сущность нравственного закона
1.1. Предварительные замечания
Смысл – показывает зачем, с какой целью, во имя чего и кого что-то делается, происходит. Смысл – это миссия, предназначение. Смысл – это определение целей, приоритетов и предпочтений на пути служения.
Смысл – порождение попыток постижения бесконечного мира конечным, ограниченным в пространстве и времени существом, каковым является человек. Поэтому он вынужден относиться к миру с какой-то точки зрения, с какой-то позиции, в каком-то аспекте, в каком-то смысле.
Сущность – показывает как возможно, то или иное явление, как функционирует тот или иной объект. Сущность раскрывает механизм функционирования. Сущность показывает, какие связи и отношения определяют алгоритм протекания процесса, возможность его существования и осуществления.
Закон раскрывает существенные причинно-следственные, генетические, субстанциональные взаимосвязи между отдельными явлениями и процессами.
Закон раскрывает механизм взаимодействия элементов, частей и всего целого, взаимосвязи между целым и его частями (иерархические взаимосвязи).
Закон раскрывает механизм взаимодействия частей и элементов, существенные взаимосвязи между отдельными процессами и явлениями (сетевые взаимосвязи).
Закон – это свод правила взаимодействия частей между собой и с целым.
Закон вообще есть правило или совокупность правил, определяющих действие какой-либо силы. Например, механический закон тяжести определяет действие силы тяжести.
Закон раскрывает алгоритм и механизм взаимодействия элементов, сил и факторов.
Закон – это свод правил, в соответствии с которым протекает некий процесс. Закон раскрывает алгоритм и механизм протекания процесса.
Закон раскрывает механизм взаимосвязи и взаимодействия процессов и явлений.
1.2. Нравственность и закон нравственности
Как в физической природе господствует всеобщий и неизменный закон, производящий повсюду порядок и красоту, так и в мире духовном, и в частности в области человеческой жизни, господствует такой же всеобщий и неизменный закон, устанавливающий повсюду порядок и производящий благо. Оба закона имеют свое основание в святой, всемогущей и благой воле Бога. Но если в физической природе закон осуществляется с необходимостью, то в человеческой жизни он исполняется свободно. Там принужденность и неизбежность, а здесь обязательство (т.е. повеление без принуждения). Свободное или добровольное исполнение обязательств, налагаемых на нас законом или волей Бога, как Творца и как Искупителя нашего, называется нравственностью или нравственной жизнью, точнее – христианской нравственностью.
Олесницкий М.А. Нравственное богословие.
Отличительной чертой всякого закона является всеобщность, необходимость и неизменность. Этими свойствами обладает и нравственный закон.
Он всеобщ, так как тот самый закон, который я слышу в своей совести, слышат в себе и все другие люди: нет ни одного человека, ни одного племени или народа, который не сознавал бы, что одно должно делать, а другого избегать.
Он необходим – это значит, что он содержит непременное требование по отношению к человеку, хотящему достигнуть своей нравственной цели. Нет другого пути к этой цели, кроме пути исполнения закона.
Неизменность закона означает, что выражаемое им правило исключает всякую случайность и произвол, и управляет силой неизменно, как скоро она проявляется и начинает действовать.
Нравственный закон определяет способ действия нашей нравственной силы, т.е. свободы воли. Значит, нравственный закон указывает, как человек должен жить, что он должен делать, чтобы достигнуть своего назначения или своей нравственной цели.
Нужно понять, что – хотим ли мы того или нет, знаем ли мы то или нет – жизнь наша управляется некими независимыми ни от каких человеческих представлений, не подчиненными никакой моде и никаким историческим веяниям божественными началами. От нас зависит не создавать или изменять их, а только либо знать их и сознательно направлять по ним нашу жизнь, либо, не ведая, нарушать их и гибнуть от карающих последствий нашего неведения и нечестия.
Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Журнал «Путь» №1. Сентябрь 1925 г. С. 11.
Реальность нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, – это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, – это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни, явленная в нравственном законе.
«Нравственность в роде человеческом не есть явление ни случайное, ни искусственное, ни частное, ни временное, ни этнографическое или отдельно народное; а есть явление всемирно- и всеобще человеческое, необходимое, постоянное и вечное: нравственность есть существенный родовой признак человека и не может не воплощаться в обществах человеческих существ, будучи исключительно человеческою особенностью и принадлежностью воплощения жизни».
Иоанн (Иванов; протоиерей) Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания / прот. Иоанн (Иванов). – СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии, 2013. С. 12.
Ключевым, основополагающим звеном, несущей конструкцией социально-культурной генетической программы общественного организма является нравственный закон (закон нравственности), в соответствии с которым выстраивается система духовно-нравственного служения человека.
Слово «нравственность» одного корня со словами «нрав» и «нравиться». «Нрав» – есть нечто постоянное, присущее человеческому духу, проявляющееся и во внешней жизни. Глагол же «нравиться» указывает на приятные чувствования, внутреннюю удовлетворенность. Внутреннюю же удовлетворенность и приятность чувств вносит в душу добро, осуществление добра в жизни. Отсюда – общее определение нравственности – доброделание.
Нравственность есть определенный, устойчивый образ внешнего поведения и внутреннего самосознания и настроения человека, вырабатываемый им самим при помощи собственного свободного самоопределения во имя чувства долга и направленный к осуществлению внешнего блага-добра. Истина есть единство добра и правды. Добро есть единство блага и благодарности.
Нравственная потребность в виде влечения к добру и правде является врожденной человеку, дана человеку в его собственной духовной природе как живая сила, находящаяся в глубине его духа. Нравственность вообще есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния (т.е. мысли, чувства и желания) человека, на основании врожденных человеческому духу идей добра и правды, выразительницею которых является совесть.
Нравственное чувство человека есть переживание потребности в гармонии его ощущений и действий с высшей мировой жизнью, с самой ее сущностью и смыслом. Человек желает быть в единении с Вселенской Жизнью, помимо всяких расчетов о выгоде или невыгоде. Он находит во всем, что ему может дать жизнь, наивысшую отраду в сознании своего единения с самой основой мировых сил. Это чувство в нас природно. Его проявление можно наблюдать даже при материалистическом воспитании. В огромном большинстве случаев (это общий факт истории) люди сами прямо связывают источник своего нравственного чувства с Божеством. Они видят именно в Боге ту высшую силу, гармония с которой составляет их нравственность.
Когда нравственное чувство осознано и многократно проявляется в человеке, по поводу его намерений и действий, тогда оно выступает в роли устойчивого фактора, формирующего сознание и характер человека. Наше сознание и мышление тогда уже постоянно обращаются на движения нравственного чувства. Таким путем в нас образуются нравственные понятия, или правила свободных нравственных действий, что и носит название нравственного закона. Таким образом, нравственный закон есть правило, обязывающее человека к добрым намерениям и действиям силою его собственного нравственного чувства. Нравственный закон – это основанное на нравственном чувстве сознание того, что должно и чего не должно делать.
Источник нравственного закона в воле Божией. Воля Божия, будучи законом для всего мира, служит основанием и нравственного закона для всех разумно-свободных существ. Отсюда легко объясняется и властный авторитет нравственных требований. «Един есть законоположник и Судия», говорит ап. Иаков. Воле Божией повинуется вся природа, ее исполняют ангелы, для ее исполнения приходил на землю Христос, ее исполнять должны все люди.
Сущность нравственного закона состоит в том, что человек может поступать нравственно, т.е. создавать блага и делать добрые дела, только пребывая во власти Бога, только исполняя Его волю, строя свою жизнь в соответствии с Божественными заповедями: системой нравственных принципов и правил.
Нравственный закон задает критерии, позволяющие определить характер дел и поступков человека, отличать правду от кривды, доброе от злого.
1.3. Нравственный закон – закон Вселенского синтеза
Основная идея мироздания – идея единства – «все во всем» – ни в чем и ни в ком так полно не осуществлена, как в человеке. Недаром уже давно всеми мудрецами мира человек признан микрокосмосом, или малой вселенной, а Макрокосмос, или Великая Вселенная, назван «Большим Человеком». Таким образом, в человеке, как в самом полном отражении Вселенной, находится все то, что находится в Макрокосмосе, то есть в Великой Вселенной. Все силы и все могущество Космоса, которыми осуществляется жизнь во Вселенной, находятся в потенциальном состоянии в каждом человеке. Сказано: «Центры Космоса равны центрам человека. Человек несет в себе все проявление Космоса».
Клизовский А. Беспредельность.
Основой, точкой опоры бытия, сознания и жизни человека и общества является Истина: Бог является Источником и Первопричиной бытия мира. Божественная Истина состоит в том, что Бог есть Жизнь, есть источник, основа, опора всякой жизни. Все формы жизни рождаются из единого живого Начала. Всякая тварная жизнь проистекает из Жизни Божественной, имеет в ней свой источник. Жизнь каждой частицы, каждого элемента мироздания возможна лишь во взаимосвязи и взаимодействии с Жизнью Божественной.
Мир, как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, не возник сам собой, самопроизвольно или случайно, он имеет источник и основание своего бытия в Боге. В Священном Писании есть множество свидетельств того, что мир сотворен Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1); «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс 134:6); «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3); «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол 1:16).
Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в самой себе источника бытия, но существует благодаря своей онтологической причастности к божественному Началу. Бог является метафизическим основанием каждой человеческой личности в ее реальной конкретности и в беспредельности перспективы открывающегося для нее бытия. Человек создан по образу Божию, и подобию, а потому он есть целый мир, в нем есть все его законы, все его возможности.
Нравственный закон – закон гармонизации человека с Горним миром и со Вселенной. Жить как должно, по воле Божьей, по совести, жить, отвечая за собственные мысли, слова, дела и поступки перед Богом, перед людьми, перед самим собой. Человек должен стремиться к тому, чтобы жить так: иметь силы, стремление и желание ежедневно и ежечасно искренне благодарить Бога за все, возносить хвалу и славу Богу.
Нравственность человека проявляется в потребности гармонии его ощущений, желаний и действий с высшей мировой жизнью, с самой ее сущностью и смыслом. Потребность гармонии с высшей мировой силой у человека совершенно бескорыстна. Человек желает быть в единении с Вселенской Жизнью, помимо всяких расчетов о выгоде или невыгоде. Он находит во всем, что ему может дать жизнь, наивысшую отраду в сознании своего единения с самой основой мировых сил. Это чувство в нас природно. Можно наблюдать его проявление даже при материалистическом мировоззрении.
С точки зрения неверующего ее ничем нельзя объяснить, и приходится определить как некоторое основное психологическое свойство, подобное физической силе тяготения. С точки же зрения верующих, в этой психической черте проявляется тот факт, что наш дух, Богом в нас вложенный, чувствует свое родство с Наивысшей Силой, тянется к Ней, ищет единства с Ней. Человек, духовно пробужденный, не способен почувствовать себя удовлетворенным жизнью иначе, как достигая действительного объединения своего внутреннего мира с Наивысшей Силой, какую только он сумел отыскать в мире внешнем.
Закон всеединства. Истина смысл и правда Мира в его всеединстве, проявляющемся во множественности, разнообразии и многообразии. Единое целое одновременно должно быть и каждой своей частью и самим собой как целым, иначе единство целого будет нарушено. Смысл каждой части, каждого единичного бытия содержится в смысле Единого бытия, а смысл Единого бытия проявляется в смысле его частей, как проявлений Его инобытия. Единое бытие должно различить смысл в себе и в своих частях, и только после различения, т.е. понимания различия бесконечных смыслов своих частей и самого себя возможен синтез, в котором Единое бытие достигает понимания самого себя.
Смысл и правда индивидуального бытия определяется тем, что оно есть часть целого, наполнено его жизненными токами и тем, что оно обладает индивидуальностью, качественной неповторимостью. Смысл и правда единичного бытия – части определяется тем, что часть несет в себе целое, она есть качественно своеобразный аспект, органическое членение целого. Смысл единичного бытия определяется его индивидуальностью, и тем, что единое, целое раскрывается в каждой части, единичном аспекте в своеобразных, неповторимых тональностях индивидуальности.
Вселенная вечно создается и вечно разрушается; она не имеет границ ни во времени, ни в пространстве, но в каждый данный миг она рождается из Непроявленного Абсолюта и вновь в Нем растворяется. Источник всякого движения, этот Абсолют находится в вечном покое, ибо протяжения по всем продлениям для Него сливаются в одно вечное, настоящее, здесь. Лишь для познания вещей, для изучения духа своего, человек расчленяет единое вечное мгновение на абстрактные этапы мирового творчества, которые в действительности, как принципы эволюционирующего бытия, вечно взаимно переплетаясь, ткут мировую жизнь.
Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. – Киев: София, Ltd., 1993. С. 244.
Каждое человеческое существо в Мире Бытия, порожденное Атманом, несет в себе два элемента: с одной стороны оно является микрокосмом, т.е. целым миром, независимо существующим самим по себе, а с другой стороны частью макрокосма. Атман сам по себе является частью Целого и целым в части. Эта-то его двойственность и является первоисточником одновременного существования в целостном человеческом существе макрокосмичности и микрокосмичности. Весь Космос одновременно является, с одной стороны, целостным и нераздельным, а, с другой стороны, состоит из бесчисленного множества отдельных индивидуальностей.
В соответствии с нравственным законом человек должен гармонически соответствовать установленному Богом Миропорядку, для чего человек должен нести в себе образ и подобие Божие. Мироздание – это вселенская симфония. Для того чтобы участвовать во вселенской музыке сфер человек должен исполнять свою партитуру данную ему в заповедях и установлениях Священного Предания и Священного Писания.
Быть нравственным это, значит, предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственном духе: воле, душе, разуме, и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях Вселенной: видимой физической Вселенной, и невидимой духоносной Вселенной.
1.4. Христианская нравственность
Христианское православное нравоучение, исходя из учения Христова, определяет: с одной стороны, сущность, высший смысл и конечную цель жизни человека-христианина, с другой, указывает тот путь, которым должен идти христианин для достижения предназначенной ему Богом цели. Христианская нравственность – это жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя.
Христос сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы для того чтобы указать и проложить своим личным примером и опытом жизненный путь для человека, основанный на богообщении. Путь поклонения Богу, познания Бога и божественной Истины, путь покаяния и очищения, путь спасения. Для того чтобы восстановить канали взаимодействия Бога и человека, человека и Бога Иисус Христос своим жертвенным служением установил крест справедливости, поставив во главу его нравственный закон, – закон Божией правды и совести.
Когда пришла полнота времен, связь Бога с людьми его солидарность с ними, ответственность Бога за судьбу человека и человечества с наибольшей полнотой, наиболее совершенно проявляется в Воплощении Сына Божия, Который становится Сыном Человеческим. Это не просто солидарность извне, будто с другом, она становится таким единством, что человек и Бог оказываются связанными одной судьбой неразрывно.
Можно было бы сказать, что Бог обретает бывание во времени и пространстве и общую с человеком судьбу, и вместе с тем человек в таинстве Воплощения превосходит, преодолевает время и пространство и уже вступает в тайну вечности, пришедший в Лице Того, Кто есть Альфа и Омега, начало и конец всего.
Крестная жертва Христа – это свидетельство того, что Бог не снимает с себя ответственности за свои творенья. Через жертву Христа – сына Божия, Бог показывает, что он знает о немощах, болях и страданиях людей и делает все возможное, чтобы помочь им и словом, и делом, вразумляя и наставляя их. Христос принял на себя боль и страдания мира, как свидетельство ответственности Бога перед своими творениями. Иисус Христос своей крестной жертвой и крестными страданиями восстановил верховенство нравственного закона, сделал его опорой – краеугольным камнем спасения человека из плена греха.
Апостол Павел нам говорит, что смерть – расплата за грех: грех как разделенность от Бога. Смерть – результат этой разделенности; никто не может умереть, если не познал эту разделенность. И предельная трагедия, высшая трагедия, благодаря которой мы можем благоговеть перед нашим Богом и уважать Его, в том, что ради того, чтобы разделить нашу судьбу, Он принял даже и это. Вспомните крик, который Он испустил на Кресте, самый трагичный вопль Истории: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» В Нем как бы померкло сознание Его Божества, и в этом «метафизическом обмороке» Сын Человеческий разделяет ужасную судьбу человека, который потерял Бога и от этого умирает; Он остался без Бога...
Смысл и содержательное наполнение нравственного закона, его требования в христианской религиозной традиции раскрываются в совокупности заповедей, установлений и принципов, изложенных в книгах Ветхого и Нового Завета, и прежде всего, в Четвероевангелии. Священное писание – Библия служит тому, чтобы мы помнили и знали, проникались сознанием, что подлинно есть вечные незыблемые законы и начала человеческой жизни, установленные самим Богом, и вытекающие из самого существа человека, и попытаться вспомнить хотя бы самые основные и общие из этих начал.
Христианская нравственность – это жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя, данных нам в виде притч в четырех Евангелиях.
Христианство есть домостроительство (созидание) нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, то христианская вера (религия) учит: с одной стороны, тому, что Бог сделал для спасения человека (вероучение), с другой, тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись.
Если же люди отказываются исполнять нравственный закон, попирают его требования, отказываются нести нравственную ответственность, то тем самым они разрушают опору своей жизни и губят себя. Ибо сказано: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7:24-27).
1.5. Закон нравственности – это путь духовно-нравственного
возрастания и преображения человека
Закон нравственности – это закон, регулирующий взаимоотношения Бога и человека, людей между собой и с окружающим миром. В его основе система принципов, норм и правил, соблюдение которых является залогом обретения человеческим существом человеческого достоинства, превращения человекообразного, человекоподобного существа в человека, созданного по образу и по подобию Божию. Духовно-нравственное служение позволяет человеку обрести и сохранять в себе образ и подобие, нести их через всю свою жизнь, т.е. сформировать, воспитать в себе личность.
Приходя в мир для самоутверждения и самопознания, человек с первых же шагов своего пути начинает искать свою личность, свое истинное Я. Отождествляя его то с тем, то с другим комплексом представлений, человек последовательно убеждается в относительности этого и, непрерывно продолжая эти временные отождествления, движется поступательно к своей цели. Опираясь на свое Я в аспекте, свойственном его развитию, человек, с одной стороны, развивает пределы своего Я, а с другой, выясняет его соотношения с Высшим Безусловным Началом.
Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Киев, 1993. С. 336.
Человек и человечество находятся лишь в самом начале своего пути. Планета Земля – это материнская утроба, в которой развивается плод вселенского человечества, которому еще предстоит родиться и выйти на просторы Вселенной. Земной путь человека и человечества – это лишь малый отрезок вселенского, космического пути человека и человечества, миг в жизни вселенского человечества. Земная жизнь человека и человечества – это период его внутриутробного развития.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Но земной человек лишь потенциально, в возможности богоподобен. Бог сотворил человека малым, чтобы он мог возрастать. Бог сотворил человека не вéдающим и не видящим, чтобы он мог формировать и развивать в себе вéдение и ви́дение, – обретать мудрость. Бог сотворил человека слабым и немощным, чтобы он мог обретать силу и могущество. Бог дал человеку свободную волю, чтобы он шел по пути обретения актуального, действенного богоподобия. Бог дал человеку заповеди, чтобы указать ему верный путь обожения, обретения подлинного богоподобия, чтобы он не сбился с верного пути. Заповеди даны, чтобы отвратить человека от греха и порока.
Человек и человечество должны стать вселенским человеком и человечеством, а для этого они должны обожиться, обрести не потенциальное, а реальное богоподобие.
Задача земной жизни человека заключается в том, чтобы он в течение этой жизни раскрыл и актуализировал определенный аспект человека горнего, сумел создать, выработать свою духовную личность, свое истинное живое, вечное «я».
Нравственный закон указывает путь духовно-практического служения человека – путь его духовно-нравственного возрастания, обожения и обретения подлинного богоподобия. Путь этот формируется системой смыслообразующих принципов-ценностей, которые есть атрибуты Божественной Истины. Основополагающие триединые принципы-ценности: Мир – Согласие (лад) – Сотрудничество, Справедливость – Правда – Право, Совершенство – Красота – Гармония.
Семенков А.В.
09.05.2023