Love Live! School Idol Project (обзор аниме про айдолов)

Красивая и наивная сказка о школьном коллективе айдолов. Странные и неработающие решения, порция раздражений и любимая повседневность милых девочек.

Красивая и наивная сказка о школьном коллективе айдолов. Странные и неработающие решения, порция раздражений и любимая повседневность милых девочек. Здравствуй, дорогой читатель!

Здравствуй, дорогой читатель!

За последние полгода я начал активно приобщаться к музыкальному аниме: как правило, повседневности с девочками на главных (и даже вторых ролях), таких как «Кейон» или «Рок-тихоня!». Что занятно, сегодняшний предмет обзора я приметил гораздо раньше, однако «Love Live!» оказался в долгом ящике. И каким же вышло моё отложенное знакомство с этим аниме? О типичной милой повседневности, разбавленной тренировками, пути к успеху, наивной сказке с кучей странностей и пойдёт речь в сём обзоре. Важное замечание: речь будет только о той части, что связана с коллективом μ's, т. е. «School Idol Project» («Sunshine», «Нидзигасаки» и «Суперзвезда!» уже другие истории про других айдолов).

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: Sunrise. Годы выхода: 2013 (первый сезон), 2014 (второй сезон), 2015 (фильм). Средняя оценка за два сезона и фильма: 7,62 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 459 164); личная оценка двух сезонов – 6,6; фильма – 6,95.

Сзади: Рин Хошизора, Ханаё Коидзуми, Нозоми Тодзё, Эри Аясе. Спереди: Маки Нишикино, Котори Минами, Хонока Косака, Уми Сонода и Нико Ядзава. Источник: yande.re.
Сзади: Рин Хошизора, Ханаё Коидзуми, Нозоми Тодзё, Эри Аясе. Спереди: Маки Нишикино, Котори Минами, Хонока Косака, Уми Сонода и Нико Ядзава. Источник: yande.re.

Второгодка старшей школы для девочек Отоникизака беспечная Хонока Косака жила обычной мирной жизнью с двумя лучшими подружками Минами Котори и умной и строгой Уми Сонодой, как вдруг узнаёт пренеприятнейшее известие: их столь любимую школу собираются закрыть после выпуска первогодок последнего набора школу закроют! Конечно же, Хонока загорается идеей спасти школы от закрытия, для чего решает повысить известность школы, дабы новички повалили. А одним из способов стать известными в их мире являются школьные идолы, поющие песни, выкладывающие их на ютуб (или его аналог). Естественно, Хонока решает создать группу в старшей школе, назвав её по чьему-то предложению μ's, к которой по ходу дела присоединяются три первогодки: скромная фанатка айдолов Ханаё Коидзуми на пару с генки-спортсменкой Рин Хошизорой, да умница-вокалистка-пианистка Маки Нишикино (почти вайфу франшизы), да третьегодка Нико Ядзава, ранее самая бывшая идолом. Но получится ли у них, ведь глава учсовета третьегодка Эри Аясе считает идолов бесталанными бездарями и всячески мешает? (Её зам, Нозоми Тодзё, к слову, сочувствует и тайно помогает группе μ's.) И что будет делать группа дальше, если школу и удастся спасти? Об этом всём и повествует аниме.

1.2 Сказочные обстоятельства и проблемы дружбы.

...то у нас всё получится! Видите, это ещё один спортивный сенён, где даже вид спорта не принципиален: главное, чтоб во главе стоял коллектив друзей, которые стараются, а значит, всё у них будет. Источник: скриншот из аниме «Love Live!: School Idol Project». ©Sunrise.
...то у нас всё получится! Видите, это ещё один спортивный сенён, где даже вид спорта не принципиален: главное, чтоб во главе стоял коллектив друзей, которые стараются, а значит, всё у них будет. Источник: скриншот из аниме «Love Live!: School Idol Project». ©Sunrise.

Однозначно не следует искать в «Лав-Ливе» какой-либо реализм, показывающий жизнь или подноготную айдол-индустрии: от идолов тут только то, что они одновременно поют и танцуют. Никаких подковёрных интриг (единственный коллектив соперниц, показанный здесь, A-RISE, весьма лоялен к нашим девочкам и за честное состязание), трудностей с тем, чтобы пробиться: достаточно выложить ролик на сайте и ты уже звезда, становящаяся известной. Причём по всей видимости, поющая бесплатно, ибо ни одна из девочек ни разу не получала вознаграждений. Да что уж там: в аниме полностью пропустили такую важную составляющую как организацию этих мероприятий: когда группа «мюз» пробивается непосредственно на соревнования «Love Live!», они просто выступают на отведённой площадке и всё. Даже не показали каких-нибудь световиков, ведущих (банально объявлять их кто-то же должен), массовку: нет, они просто выступают на какой-то сцене и всё.

Посему реализма, хотя бы в таких мелочах, тоже ждать не стоит: и по задумке, и по реализации это одна большая сказка, где девочки тренировались и стали успешными. Это не про айдол-индустрию, это про «Кейон», если б там девочки репетировали. Правда, почти все репетиции тут сведены к спортивным упражнениям и работе над выносливостью. Похвально, конечно, однако идолам ещё надо вместе отрабатывать танцевальные движения, учиться петь и распеваться, разве нет? Может и надо, но вот этого как раз не покажут. А жаль, ведь могли бы впридачу ещё лучше раскрыть Аясе как танцовщицу, да Маки как вокалистку.

Ну и стоит сказать, порой меня откровенно напрягало поведение как отдельных девах в «мюз», так и общая траектория пути их группы в целом. Особенно это касается Хоноки: безответственная, не думающая о других, несобранная – она мало того, что лидер их группы, её ещё и президентом студсовета выбирают! Какого ангела, спрашивается, так делать, если и ежу понятно, что преимущественно работа по подтиранию за её ошибками ляжет на ответственную и старательную Уми? И вообще, лидер это не только тот, кто в нужный момент толкнёт мотивирующую речь, это тот, кто непрерывно работает и трудится во благо коллектива. Когда же авторы пытаются показать Хоноку такой, она в дождь ночью выходит на пробежку, дабы потом ещё выслушивать в свой адрес, что не она виновата, а сами девочки, которые её как-то на это сподвигли. Или они тактично соврали, чтоб не усугублять (правда, зачем им в таком случае Хонока вообще на роли лидера), либо у них беды с логикой. Фундаментальные.

У отдельных героинь скачет и мотивация: та же Эри добрую половину первого сезона третировала новую группу и вставляла ей палки в колёса, откровенно мешая и становясь на пути, но стоило девочкам попросить вступить её в группу, а Нозоми поговорить тет-а-тет, так она тут же становится доброй и хорошей заботливой старшей подругой. Прям как почтальон Печкин, только тут заместо велосипеда возможность танцевать, которую у сей балерины, критиковавшей школьниц-идолов за халтуру, не было, ибо на конкурсах она проигрывала (чувствуете уровень ханжества?). Глобально тоже не всё гладко: Бог с ними, с нераскрытыми соперницами (по факту лишь одних конкурентов показали, остальные сферические кони в вакууме), что до «мюз»? Откуда такой наплыв драмы во второй половине второго сезона в связи с выпуском? Не спорю, событие печальное, но рыдать по полчаса на плечах у друг дружки ещё за два месяца до выпуска!? Серьёзно!? И эта драма ожидаемо не срабатывает, ведь мало того, что она тут гиперболизирована, так ещё и к ней не подводят аккуратно, а вываливают. Ну и концовка второго сезона с её заделом на сиквел, оставляя нерешённым важнейший вопрос... моё искренне фу таким клиффхангерам.

1.3 Ещё один коллектив милых певичек.

Конечно, без плюсов не обошлись: более того, общее впечатление от сериалов и фильма, не смотря на ряд претензий, положительное. Как ни крути, а то, ради чего всё это показывалось изначально – обычные повседневные будни группы подружек – убить очень сложно. Здесь этого не вышло, посему и можно лицезреть именно дружеское времяпрепровождение: они не группа идолов, что в погоне за личной славой и правом стоять в центре (как правило, наибольшей известностью пользуется, а значит и больше предложений о сотрудничестве получает лицо группы), а обычные девушки, объединённые общей целью, которая не лишена смысла: кому-то эта школа дорога как память предков, кому-то как место, где было весело, кто-то хочет стать айдолом, а кто-то просто побыть в дружеском кругу. Ведь главное в таких случаях, чтобы было весело и хорошо: иначе просто так бесплатно собираться вместе и петь на публику особо смысла не будет. Отдельный плюс заслуживает дораскрытие отдельных девушек во втором сезоне, которым ранее не особо уделяли внимания: это дополняет их характеры, а местами и изменяет к лучшему.

И победы, к которым приходит группа, пусть и не сразу (спасибо Косаке, а то первый сезон бы получше кончился), также выглядят заслуженно: да, почти не затронуты аспекты вокальных тренировок и репетиций танцев, но в целом поверить в упорство девчат вполне можно. Радует, что есть и разделение обязанностей, позволяющее не сваливать большую часть на одну участницу (а то в Кейоне по ощущениям чуть ли не половину брала на себя бедняжка Мио Акияма): так, Уми пишет тексты, Маки музыку, Котори шьёт костюмы (и вообще она хотела стать дизайнером), Эри помогает ставить танцы (а раньше это тоже было на Уми) и т. д. Хотя даже в таком случае остаются те, кто только поют, это на самом деле нормально: в обычной группе айдолов костюмами, словами и музыкой песен также занимались бы уже совсем другие люди. Что забавно, одна из серий посвящена даже кратковременному творческому кризису, возникшему у них троих и попытках его решить, что смотрелось весьма мило.

Этти в сериале, кстати, почти нет, так что добавлю немного от себя. Источник: там же.
Этти в сериале, кстати, почти нет, так что добавлю немного от себя. Источник: там же.

И конечно же, группа не соперниц за внимание публики, но именно подруг, которых связала музыка, не вечна, а поскольку они тут разных возрастов (по три на первом, втором и третьем годах обучения соответственно), то и выпускаться кому-то придётся уже очень скоро. И вновь видно, что как раньше уже не будет: грядёт пора самостоятельной взрослой жизни, в которой, к сожалению, не окажется места для айдолов. Отдельный плюс фильму за создание нужной атмосферы, когда на смену мирной и весёлой повседневности, ещё и в заграничной поездке (но не в Лондон, где занято, а в Нью-Йорк), приходит то самое осознание неизбежного расставания. На удивление и драма чувствуется куда лучше!

Жаль, не объяснено, а почему им бы не собраться уже в качестве профессионалов через пару-тройку лет? В фильме сказали про уважение к школьным идолам, что вообще неубедительно: гораздо реалистичнее то, что решись они заняться этим всерьёз, они действительно вольются в индустрию, где хватает денег, славы, интриг, коварства, разврата и прочих вещей. И тогда-то они станут соперницами за контракты, внимание публики и прессы. Сохранить дружбу в таких условиях окажется даже сложнее, чем если бы они просто встречались время от времени после выпуска. Рассуждая в таком ключе, уже как-то можно понять и оправдать итоговое решение героинь, ведь школьные годы это золотая пора жизни. Одна из последних, ещё достаточно свободы.

2. Персонажи.

Хонока Косака – второгодка старшей школы Отоникизака, второгодка, что ради спасения школы от закрытия и собрала группу μ's. Болтливая и всегда заведённая забывчивая растяпа, которая, тем не менее, обладает некой харизмой (видной не мне, но другим участницам группы), объединяющей всех остальных ради целей дружбы, победы, жвачки. Дальше становится ещё и президентом школьного совета... почему-то. Часто косячит, но ей всё прощают по причине дружбы. Живёт полной семьёй: мамой, папой и младшей сестрой.

Котори Минами – лучшая подруга Хоноки и Уми, ставшая одной из трёх первых участниц группы; ответственна за пошив костюмов. Постоянно говорит птичьим голоском. Милая, добрая и позитивная девушка, которая в душе считает, что недостаточно хорошо выкладывается, что на контрасте с Хонокой выходит прям-таки иронично. Подрабатывала горничной в мейд кафе Акибы и даже стала тамошней легендой. Мечтала стать дизайнером, но отложила на полочку мечту ради своих друзей, ведь так хочется ещё годик все вместе провести. Её мамы директор школы Отоникизака.

Уми Сонода – подруга детства Хоноки и Котори и объективно лучшая девушка тайтла. Помимо μ's, состоит в клубе стрельбы из лука, отчего проблем с выносливостью изначально не имеет, в отличие от многих других. Отвечает за написание текстов песен, а до прихода Эри ещё и за тренировки и хореографию. Строгая, ответственная и рассудительная девушка, которая вместе с тем обладает жуткой боязнью толпы и публичных выступлений (Мио Акияма не одна такая!), однако ради всех остальных перебарывает это в себе и становится ещё лучше. Постоянно подтирает за Хонокой её косяки и справедливо отчитывает за раздолбайство. На удивление неплохо срабатывается с Эри. Хотя работу и репетиции ставит выше отдыха и развлечений, иногда даёт поблажку остальным, дабы моральный дух не падал.

Маки Нишикино – первогодка, вступившая в группу по странному случайному обстоятельств: за её игрой на пианино и пением подсмотрела Косака. Хотя изначально не хотела вступать в группу, в конце концов за компанию но присоединилась. Самая что ни на есть классическая цундере, которая не прибегая к рукоприкладству, остра на язык и может кого угодно подвергнуть колкой справедливой критике. Именно Маки пишет музыку для песен μ's. Относится к группе с немного наигранным пренебрежением, однако на самом деле ценит её и своих новых подруг и всячески им помогает (сначала даже тайно). Живёт в богатом особняке и поскольку у их семьи их несколько, девочкам всегда есть, куда летом съездить. В будущем вероятнее всего пойдёт в медколледж, дабы унаследовать семейную больницу. Любит джаз. Хотя и не сказать, что сильно раскрыта (свой характер она не шибко поменяет за аниме), субъективно именно она понравилась мне очень-очень сильно.

Ханаё Коидзуми – стеснительная первогодка, что захотела вступить в группу μ's, да смелости не хватало; благо лучшая подруга Рин подтолкнула. В группе становится чуть более раскованной, но не до конца. Любит поговорить об идолах, фанатом которых является и покушать белый рис, который часто с собой таскает. Носила очки, но затем сменила их на линзы.

Рин Хошизора – лучшая подруга Ханаё, настоявшая на вступлении её в клуб (ну и сама за компанию). Генки-спортсменка-пловчиха-пацанка, которая всё же в душе ранима и сильно комплексует по поводу своей внешности, кажущейся ей самой слишком мальчишеской. Как ни странно, не хочет быть лидером μ's.

Эри (Эли) Аясе – президент студсовета (в первом сезоне), волевая и властная девушка, что изначально была решительно против создания школьной идол-группы, считая их дилетантами. Сама имеет русские корни, в т. ч. бабушку в Москве, к которой летала в одном из клипов франшизы, и пару штампов навроде того, что часто говорит по-русски «хорошо» (и без шуток, есть хентай, где героиня больше русских слов произносила). Не смотря на своё крайнее негативное отношение к идее идолов, стоило ей вступить в клуб, как тут же она стала для всех заботливой старшей сестрой. Самое удивительное, даже мне она волей-неволей начала нравится. Её младшая сестра, Ариса, очень любит идолов и не скрывает этого, в отличие от самой Эри.

Нозоми Тодзё – лучшая подруга Эри, которая и смогла убедить её быть честной и вступить в μ's, ведь именно того она в душе хотела. Сама Нозоми простая скромная мико в храме, которая любит гадать на картах и предсказывать по ним судьбу. Хочет обычного счастья: чтоб было много подруг и все они были рядом и были счастливы и веселы. Живёт одна.

Нико Ядзава – третьегодка, выглядящая сильно младше своих лет, президент клуба исследования идолов; в частности, из-за неё Эри не дала группе помещение и репетировать тем приходилось на улице. Раньше была идолом и потому вступает в «мюз», требуя вместе с тем от девочек полной отдачи этому делу. Несколько завистливая и эгоцентричная: постоянно хочет быть на первых ролях и обижается, когда её игнорируют. И всё же в критических ситуациях она не подведёт. Помимо мамы, у неё есть младшие брат с сестрой, за которыми ей порой надо присматривать.

Ещё были три девушки из группы конкурентов A-RISE, однако их раскрытие оказалось на уровне имён. Из мужских персонаж был только отец Хоноки, не произнёсший ни одной реплики (даже лица не показали!), и такой подход к показу только женских персонажей считаю крайне странным.

3. Анимация, саундтрек.

Анимация тут на вполне хорошем уровне: очень много крупных планов лиц героинь с их забавными выражениями, наблюдать за которыми умилительно. Дизайн героинь также пришёлся мне по душе и смотрится хорошо даже спустя время. Любопытно, но даже 3D, используемое в клипах, смотрится органично и довольно неплохо (а опыт в плохом 3D, увы, есть и не один).

Фоновый саундтрек в целом вышел средним, хотя отдельные композиции и удались. Опенинги с эндингами также хорошо сделаны с точки зрения постановки и песенок. Сюда же можно отнести и клипы по франшизе, вставленные, когда к месту, а когда от балды, в сериал и фильм: помимо обычных можно найти для себя и те, что будут переслушиваемы и с удовольствием.

4. По итогу.

Аниме «Живая любовь! Проект «Школьный идол»» – весьма обычное по задумке и отличное с точки зрения технического исполнения (речь про визуал, постановку клипов и песен, само собой) произведение про повседневную жизнь старшеклассниц. С немалым налётом спокона (тренировки и «мы будем все вместе» как путь к успеху) и откровенной сказочности и идеалистичности происходящего.

Сложнее всего воспринимать аниме оказывается, когда в него чрезмерно пихают драму, которая хотя не на пустом месте и по идее работает (как в их же фильме), однако из-за реализации смотрится скорее однородно. Не говоря уж про отдельных личностей, чья логика меняется просто так, или становящихся во главе всего просто потому что.

Именно это, не смотря на в целом выдержанность основной сути аниме, не позволяет лично мне оценит его высоко. Слишком на многое приходится закрывать глаза, а что-то напрягает и после принятия всех прочих условностей. Однако как история о быте и тренировках милых девочек смотрится вполне хорошо и за счёт относительно неплохого раскрытия большинства участниц можно даже найти любимицу.

Заканчивая обзор, скажу, что хотя само по себе аниме вполне нормальное, при неизбежно возникающем сравнении с тем же «Кейоном» оно оказывается заметно слабее. В основном из-за куда больших допущений и странностей в поведении героинь.
Тем не менее, если вам нравятся музыкальные аниме, где только девушки на главных ролях, к просмотру я его рекомендую. Со всеми своими условностями оно смотрится по большей части спокойно и расслабленно.
В жизни, пожалуй, тоже бывают буквально сказочные периоды, когда получается, за что не возьмись. Особенно хорошо, когда это не падает с неба в руки, а именно что добывается с трудом (надо отдать аниме должное, в их труд верится). Но не стоит на это излишне полагаться: любой золотой век рано или поздно кончится и сменится трудной порой. И хорошо если через них идти с друзьями, что способны разделить и труд, и радость, и печаль. Даже если они не вечны, лучше уж приятные воспоминания, нежели сожаления от бездействия.
Сейчас с Маки! Источник: anime-pictures.net.
Сейчас с Маки! Источник: anime-pictures.net.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!