Приглашаем присоединиться к виртуальному путешествию по Дороге жизни. Весь комплекс памятников на ней можно осмотреть только на личном автотранспорте — прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута просто не существует. А на перекладных — долго и хлопотно.
Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941 года по март 1943-го, Дорога жизни стала единственной транспортной магистралью, связывавшей осажденный, но не сломленный Ленинград со страной. Люди и техника работали круглосуточно под постоянными артобстрелами и бомбежками.
Начало тут:
3-й километр. Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Один из самых известных памятников на Дороге жизни посвящен ленинградским детям: тем, кто погиб от голода и бомбежек, и тем, кто наравне со взрослыми ковал Победу. Они стояли у станков, тушили «зажигалки», спасали памятники архитектуры. Вместе с венками и гвоздиками к нему несут мягкие игрушки. Сложно сказать, от чего больше сжимается сердце: от проникновенных строк, высеченных в камне, или от плюшевого мишки на могиле неизвестного ребенка.
Мемориальный комплекс сформировался в 1968–1975 годах. Тут и сам 15-метровый белый цветок со строчкой из песни «Пусть всегда будет солнце». И Аллея дружбы, ведущая к траурному кургану, на котором установлены восемь стел со строками из блокадного дневника Тани Савичевой.
900 берез — 900 блокадных дней. В советское время существовала такая традиция — школьники торжественно повязывавали вокруг деревьев пионерские галстуки. Пионерская организация канула в Лету, но на березках по-прежнему развеваются лоскутки красной материи.
5-й километр. Мемориал «Балтийские крылья»
Неприметный памятный знак на обочине. Неподалеку от этого места в годы войны находился аэродром, где базировались летчики Балтийского флота, защищавшие Дорогу жизни и восточную часть Ленинграда. Мемориал сооружен в 1968 году.
Мемориал «Румболовская гора» во Всеволожске
Находится между 9-м и 10-м километровым столбом у пересечения Дороги жизни и Колтушского шоссе. Это большое братское захоронение. Заметная с расстояния возвышенность — 68,13 метра над уровнем моря — служила прекрасной мишенью и обстреливалась врагом чаще и гуще остального. Дуб и лавр — подвиг и слава, а желудь перед ними — новая жизнь. Наша с вами.
«Дом авиаторов»
На том же перекрестке ищите интерактивный музей «Дом авиаторов» (Колтушское шоссе, д. 40). Именно так музей себя и позиционирует — интерактивный: тут можно услышать живые голоса ветеранов и звуки воздушных боев. Техническая сторона и оборудование на высоте, что, конечно же, понравится современным мальчишкам, привыкшим к мониторам компьютеров и экранам смартфонов. Оказывается, про подвиги героев можно говорить и таким «языком».
А рассказывают тут о легендарных летчиках и штурманах 1-го минно-торпедного авиационного полка военно-воздушных сил Балтийского флота под командованием Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского. Прямо в этом доме они жили в годы войны. Если вы еще не знаете, речь идет о тех самых летчиках, которые в начале Великой Отечественной, летом 1941 года, бомбили Берлин.
В ответ на бомбардировку немецких захватчиков Москвы 7 августа 1941 года летчики полка морской авиации Балтийского флота в составе нескольких экипажей под командованием полковника Преображенского совершили невероятную по своей дерзости операцию в ночь с 21 на 22 июля 1941 года.
Взлетев с аэродрома на эстонском острове Сааремаа (ближайший к врагу не оккупированный аэродром), легли на строго засекреченный курс, над морем добрались до границ Германии, затем свернули на Берлин и поразили назначенные цели точным бомбометанием. Фашисты даже не сразу распознали, что их бомбят советские, а не британские летчики, настолько неожиданной для врага оказалась операция.
В отличие от своих заокеанских коллег, после нападения японцев на Перл-Харбор, предпринявших не менее дерзкую попытку бомбардировки Токио, но фактически летевших в один конец, гвардейцы Преображенского вернулись домой без потерь. Тогда. Потери начались позже.
Из интересного: здание музея построили еще в XVIII веке как сыроварню в имении барона Фредерикса, потом оно перешло во владение семьи Всеволожских, основателей города в Ленинградской области.
Все предвоенное десятилетие «Дом авиаторов» в народе назывался «Домом пекарей», служил базой отдыха работников ленинградской пищевой промышленности.
Музей же часто называют музеем 43-х героев. Дело в том, что в этом доме, под одной крышей собрались 43 Героя Советского Союза. Сюда после выполнения сложных боевых заданий прибывали летчики не только 1-го минно-торпедного авиационного полка, но и 26-го и 27-го истребительно-авиационных полков и других авиационных частей, сражавшихся в небе Ленинграда и защищавших Дорогу жизни.
Несколько залов: о жизни, о подвигах, игровой комплекс «Воздушный бой» и инсталляции «Налеты на Берлин», «Война на Балтике», «Битва за Ленинград». Во дворе — макет боевой машины и береза, посаженная Героем Советского Союза Гречишниковым тогда же, в 1941-м, после 1-го полета на Берлин. По словам сотрудников, крошечную комнату Евгения Преображенского сейчас занимает музейная охрана. С удовольствием показали, но попросили не снимать.
А посмотреть, на чем именно наши летчики летали в 1941-м на Берлин можно на 10-м километре «Дороги жизни» в Парке героев города Всеволожска.
10-й километр. Памятник «полуторке», Парк героев, мемориальное кладбище
Парк находится у пересечения Дороги жизни и Нагорной улицы, на вершине Румболовской горы. Вы легко найдете его благодаря отлитому из бронзы грузовику ГАЗ-АА, главному транспортному средству времен Великой Отечественной. Его видно с дороги. Прямо за ним оборудована парковка.
Полуторка, с детства знакомая каждому из нас по фильмам про войну, стала таким же символом Великой Отечественной, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка. По данным официального сайта музея при Горьковском автомобильном заводе, более 300 тысяч таких машин вместе с нашей армией прошли всю войну: отступали, шли в наступления, возили раненых, были связными и аэродромными машинами, работали в степях Украины, в горах Кавказа и в Заполярье. Но, пожалуй, самое главное — они перевезли в годы блокады Ленинграда сотни тысяч тонн грузов и продовольствия по льду Ладожского озера, по Дороге жизни. Для этой миссии с полуторок снимали все лишнее, старались максимально облегчить машину. Металлические и даже фанерные двери заменяли на брезентовые накладки. Крышу — на тент с крошечным окошком.
Лаконичная надпись на постаменте гласит: «Памяти машины-солдата». Как ни странно, это один из самых молодых памятников на Дороге жизни — его установили лишь 27 января 2012 года к годовщине снятия блокады, а заодно и к 80-летию самого автомобиля. Как известно, первые экземпляры легендарных полуторок были созданы по лицензии американской компании Ford на Горьковском автозаводе в начале 1932 года.
Неподалеку от полуторки — братское захоронение. При нас, накануне праздника, работники жилищно-коммунальных служб Ленобласти, азиаты по национальности, белили могилки и стелу. С уважением и печальной торжественностью они возлагали гвоздики каждому солдату, а уже потом брались за работу. Вчитывались в каждую фамилию павшего бойца.
Любителям истории будет небезынтересен и «задний план» памятников. На противоположной стороне трассы, напротив ГАЗ-АА стоит Спасская церковь — бывшая семейная усыпальница основателей города Всеволожска дворян Всеволожских. Их могилка тут же, за мемориалом защитников Ленинграда. На ограде храма с внутренней стороны установлены доски с именами 187 железнодорожников, погибших на Дороге жизни.
И самое впечатляющее!
В Парке героев выставлен на обозрение макет двухмоторного дальнего бомбардировщика ИЛ-4. Именно на таком типе самолетов летчики Преображенского летом 1941 года бомбили столицу Третьего рейха. Под самолетом — подлинная аэродромная плита с острова Кильдин в Баренцевом море, сборно-разборное стальное покрытие производства бывших союзников — США. Ветераны рассказывали, оно быстро собиралось и очень выручало в период весенне-осенней распутицы. Где же сейчас это боевое братство и союзничество перед лицом общего врага — фашизма!
Оставайтесь на нашем канале. Как и обещали, расскажем про каждый километр Дороги жизни.
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас