Найти тему
28,7K подписчиков

Спасибо, бабуля, за Победу...

3,6K прочитали

Оксана распахнула дверь и с размаху закинула в коридор полупустую сумку. Только после этого она сама зашла в помещение.

- Эй, дружная семейка! Я приехала! Не слышу приветственных криков и бурных рукоплесканий!

Из лабиринтов коридоров выскочила Любовь Андреевна.

- Что ты орешь, как чумовая? Обязательно надо здесь цирк устраивать?

- А что плохого в цирке? Зрелищно и весело!

- Но всему свое место! Лично я не собираюсь превращать свой дом в арену, по которой бегают клоуны и скачут лошади.

Градус на шкале настроения у Оксаны скатился к нулевой отметке.

- Бабуля, а я-то ехала, и думала, что этой мой дом, и меня здесь ждут....И почему такое неуважение к клоунам и цирковым лошадкам? Они же ничего плохого тебе не сделали!

Любовь Андреевна замахнулась на внучку полотенцем.

- Ксана, хватит издеваться! Или ты заявилась всем настроение перепортить накануне праздника?

Девушка ловко увернулась от удара, и скинула стильные слипоны.

- Ба, если ты имеешь в виду мою свадьбу, то до нее еще почти месяц. И потом, всякое может случиться....

Направившаяся в сторону кухни Любовь Андреевна снова вернулась в прихожую. Но до фанатизма преданная порядку женщина сначала поставила внучке на вид:

-Сколько раз тебе напоминать, что нельзя разбрасывать обувь у порога!

Только после этого замечания бабушка вернулась к главной теме.

- Кроме твоей свадьбы существуют и другие праздники! Забыла, что на носу 9 мая?

Оксана огрызнулась.

- Да, не забыла я! ...Когда в доме живет живая легенда, забыть невозможно об этой красной дате календаря!

Оксана босиком прошествовала на кухню, и стала проверять содержимое кастрюль. Но тут же ее настиг новый удар полотенцем.

- Руки сначала помой! Не хватало мне еще здесь кишечных палочек!...И что за мода такая: с улицы и сразу к посуде кидаться! Как ты будешь свое хозяйство вести? Чему своих детей научишь, если сама не соблюдаешь гигиены.

Девушка звонко рассмеялась.

- Бабуля, не злись! Я сейчас помою и руки, и ноги....Да, кстати, кишечные палочки, которых так сильно боишься, повсюду....

Голос Оксаны обрел магические оттенки, а ее руки стали выписывать в воздухе круги и линии:

- Они, то есть кишечные палочки, бактерии и просто беспартийные микробы на этих окнах, потолке, в вытяжной трубе и...даже у тебя на волосах.

Любовь Андреевна завороженным взором следила за руками внучки, но в финальной части пелена гипноза спала, и она снова набросилась на внучку.

- Оксана, может хватит?! В твоем возрасте пора уже быть серьезной.

Из ванной комнаты донеслось.

- Бабуля, я пытаюсь, но у меня никак не получается. Димка тоже говорит, что не гожусь я на роль добропорядочной жены....

Девушка вернулась на кухню. На ее лице уже не было улыбки, а в глазах застыла грусть.

- Может, нам действительно не стоит спешить со свадьбой? Может, мы еще плохо знаем друг друга.

Любовь Андреевна во все глаза смотрела на девушку. Она забыла про суп, который бурлил в кастрюле.

- Погоди, Оксана! Что ты несешь? Вы же с Димкой чуть ли ни с роддома вместе! Успели изучить и узнать друг дружку!....И что ты матери с отцом скажешь, когда они вернутся? Ведь все к свадьбе готово, и ресторан заказан, и гостям уже приглашения разослали....

Девушка поняла, что перебрала лишнего со своими неосторожными высказываниями.

- Баба Люба, я не утверждаю, что свадьбы не будет....Просто, привела один из вероятных сценариев, а ты сразу в панику. С тобой невозможно разговаривать, во всем ты пытаешься найти подвох!

Пожилая женщина с облегчением вздохнула.

- И в кого ты у нас такая уродилась?!

Из глубины коридорного пространства послышался стук тросточки и бодрый голос бабы Зины.

- Оксанка, вся в меня! Я в юности тоже, ой, какой дерзкой была!

Любовь Андреевна посмотрела в сторону коридора, а потом на внучку.

- Ну, вот! Своим криком прабабку взбаламутила!....И ведь услышала! Человеку без малого сотка, а слышит лучше меня....

Самая старая представительница рода Овсянниковых, опираясь на тросточку, достаточно резво прошла на кухню. Она сразу уселась в свое персональное кресло, которое для нее соорудил заботливый зять.

- Любаша, я не только хорошо слышу, но и вижу, до сих пор не пользуюсь очками....

Прабабка загадочно посмотрела на Оксану.

- Как освободишься, загляни ко мне. Покажу тебе кое-что....

Любовь Андреевна не удержалась.

- Баба Зина готовит тебе подарок к свадьбе! Уникальная вещь!

Оксана подскочила.

- Вы меня заинтриговали, хочу прямо сейчас все увидеть!

Зинаида Павловна остановила правнучку.

- Вот молодежь пошла, все торопятся, куда-то летят! Позавтракаем, и я сама тебе все покажу и расскажу....Любаша, корми нас!

Любовь Андреевна вытянулась в линеечку, и отрапортовала:

- Слушаюсь, товарищ домашний генерал!

Зинаида Павловна покачала головой.

- Ой, девки! С вами и до греха недалеко! Такие вы обе баламутные!

- Все в тебя, бабуля!

Оксана обожала свой уютный дом, в котором все держалось на оптимизме бабы Любы. Она гордилась многочисленной родней, и традицией собираться всем месте на знаковые праздники. Но главным достоянием рода Овсянниковых была баба Зина. Оксана наизусть знала биографию прабабки из рассказов самой Зинаиды Павловны, и газетных статей.

Девушка помнит, как в начальной школе учителя всякий раз подчеркивали, что ее прабабушка много сделала для Победы. И каждый год 9 мая Зинаида Павловна одевала свой парадно-выходной костюм, на котором звенели ордена и медали, и в сопровождении волонтеров отправлялась на митинг.

В такие торжественные моменты бабушка казалась ей какой-то недосягаемой величиной. Так смотрят на вершину, которую никому из альпинистов не удалось еще покорить. Баба Зина была такой высотой, несмотря на простоту в быту.

Оксана с восхищением смотрела, как Зинаида Павловна держится за столом. Она не хлебала кашу, как делали многие старички, а аккуратно подносила ко рту по половине ложки. Пристальный взгляд внучки не остался незамеченным, и баба Зина спросила.

- Оксана, ты оцениваешь, можно ли меня на свадьбу приглашать? Не испорчу ли я твоим гостям аппетит своим чавканьем?

Девушка залилась краской.

- Ба, ты что?! У меня и мысли такой не было! Я совсем о другом думала.., думала, что ты у нас очень красивая....Представляю, какая ты в молодости была, наверное от парней отбоя не было?

Зинаида Павловна хлебным мякишем сняла с тарелки остатки каши, и съела его. Все в семье знали, что эта привычка у бабы Зины с юности. Это своеобразное эхо той далекой войны. Но прабабка не любила распространятся на эту тему, и когда внучка намеренно напомнила ей о молодости, она слегка усмехнулась.

- А молодости у меня, считай и не было. Сначала война, а потом голод и разруха....Лучшие свои годочки я у станка отстояла, вместе с такими же мальчишками и девчонками мы снаряды для фронта делали на заводе в городе Горький. Сейчас его переименовали....

Оксана подсказала.

- Нижний Новгород теперь...

- Спасибо, внучка! Забывать я многое стала, память портится....Но хорошо помню, как мы радовались, когда паек получали....Кусочку хлеба были рады, поэтому старались работать лучше....И гордость за свой труд была, потому что верили, что мы тоже приближаем Победу! Поэтому для нашего поколения это самый главный праздник в жизни. Только жаль, что нас становится все меньше и меньше.

Много раз Оксана в мельчайших подробностях слышала эти рассказы. Но еще ни разу ей не было так грустно, как сейчас. Любовь Андреевна тоже притихла у плиты, откуда доносился пряный аромат супа. Затянувшуюся пауза нарушила сама баба Зина.

- Ну, что вы притихли, как мыши под плинтусом?! Пойдем, Ксана, покажу тебе свой подарок....

Зинаида Павловна с помощью тросточки встала с кресла.

- Да, молодость моя пролетела, я и не заметила. А кавалеры были! Да, такие хлопцы за мной увивались! Но по сердцу мне был один Андрей!

Старушка лукаво прищурила глаза.

- Когда я на заводе работала, к нам курсанты из летного училища в гости пожаловали. Все такие парни бравые, и среди них мой Андрей....Я его как увидела, так сердце сразу запрыгало....Думаю, все, девка, ты пропала! А когда после торжественного собрания были танцы, Андрей не отходил от меня. Потом мы до самой ночи гуляли по городу, а утром он уехал на фронт. Я ему письма писала, верила, что мои весточки спасут его от смерти.

Любовь Андреевна обняла мать.

- Папа рассказывал про это, и говорил, что выжил только благодаря твоим письмам....Мам, не надо о грустном! Иди, показывай внучке свой подарок.

Оксана распахнула дверь и с размаху закинула в коридор полупустую сумку. Только после этого она сама зашла в помещение. - Эй, дружная семейка! Я приехала!

Дом у Овсянниковых был большим и благоустроенным, а баба Зина занимала две смежные комнаты: одна служила спальней, а во второй она работала. Даже в таком преклонном возрасте старушка не могла без работы, а ее главным увлечением было вязание. Поэтому в каждой комнате были кружевные салфетки, коврики, подушки, созданные заботливыми руками бабы Зины.

Оксана, поддерживая бабулю под локоток, прошла вместе с ней в большую комнату, где прямо на полу было разостлано мозаичное полотно. Девушка не сдержала возгласа:

- Какая красотища! Бабуля, как же ты одна сотворила такое чудо?

- Спицами и крючком, деточка. В такой работе главное - это терпение. Скажу тебе по секрету, что это покрывало я давно задумала, как подарок для тебя. А когда узнала, что вы с Димой решили пожениться, ускорила процесс....Видишь, совсем немного осталось доделать, и мое изделие будет готово!

Девушка опустилась на колени, и погладила рукой разноцветное полотно.

- Какое теплое, и мягкое!

- Конечно, я же в эту работу душу вложила. Хочу, чтобы ты добрым словом вспоминала меня!

Оксана почувствовала, как в глазах что-то защипало. Она крепко обняла старушку.

- Баба Зина, ты говоришь так, словно прощаешься! Прошу тебя, не надо! Ты еще проживешь много лет, и мы обязательно отпразднуем всей семейкой твой столетний юбилей.

- Дай, Бог, чтобы все было так!

Зинаида Павловна уселась на диван, и взялась за спицы.

- Хочу к празднику все завершить, если получится.

На день Победы выдалась солнечная погода. Словно сама природа решила подчеркнуть значимость праздника. В назначенный час к дому Овсянниковых подъехал ретро-автомобиль "ГАЗ", борта которого были украшены цветами и георгиевскими лентами. Оксана помогла бабе Зине сесть в машину, а сама пристроилась к колонне демонстрантов. Митинг проходил в знаковом месте городка - на Кургане Славы.

После торжественной части стали поздравлять ветеранов, которые сидели в почетном первом ряду. Оксана снова с гордостью наблюдала, как ее прабабушке со всех сторон несли цветы. Зинаида Павловна улыбалась, и со стороны казалась, что она помолодела лет на двадцать.

Программа праздника была многообразной и насыщенной, и баба Зина потребовала, чтобы внучка отвела ее полевой кухне.

- Прости мне, Ксана, мои капризы, но не могу себе отказать в удовольствие попробовать настоящей солдатской каши....Хотя сегодня это блюдо намного вкусней, потому что готовят его с настоящей тушенкой.

После плотного обеда они понаблюдали за соревнованиями стрелков из лука, приняли участие в беспроигрышной лотерее и конкурсе художественной самодеятельности. Зинаида Павловна спела несколько частушек, и получила приз - коробку шоколадных конфет. После этого она шепотом попросила.

- Вези меня, внучка, домой! Устала я, надо отдохнуть! Хороший праздник получился, даже сердце поет!

Дома на внучку накинулась Любовь Андреевна.

- Где вы так долго пропадали? Я уже извелась вся! Звоню, звоню, а ты не отвечаешь!

- Ба, там музыка громко играет, я и не слышала твоих звонков. Да, все нормально у нас, баба Зина довольна!

- Человек в таком возрасте, а ты ее по жаре таскала.

- Я только послушно исполняла ее команды! Поэтому ко мне никаких претензий! Удивительно, но на этот раз она решила поучаствовать во всем, и даже частушки спела, вот приз!

Оксана положила на стол коробку конфет, а Любовь Андреевна удивленно спросила.

- Что это с ней? Раньше она никогда не проявляла такой активности....

- Так это же хорошо! Она мне вообще заявила, что немного отдохнет и займется своим вязанием, ей чуть- чуть осталось доделать покрывало.

Оксана и Любовь Андреевна занялись приготовлением праздничного ужина. Только ближе к вечеру они вспомнили про бабу Зину.

- Оксана, ты посмотри, чтобы котлеты не пригорели, а я пойду проверю нашу бабулю.

Любовь Андреевна отправилась на бабкину половину, а через несколько секунд оттуда донесся ее крик.

- Внучка, иди сюда!

Оксана побежала на зов. Любовь Андреевна беззвучно плакала.

- Кажется, умерла наша бабуля.

Оксана осторожно дотронулась до похолодевшей руки, и тоже заплакала. Зинаида Павловна умерла с улыбкой на губах. Ее руки сжимали спицы, а на коленях лежало покрывало. Старушка так и не успела завершить работу, оставалось связать каких-то несколько рядков.

Правнучка осторожно взяла теплое полотно, и прижала к груди. Она склонилась над усопшей, и тихо прошептала.

- Спасибо, бабуля за Победу! И за подарок тоже спасибо! Теперь это для меня самая дорогая вещь....

Автор Татьяна Ковалева