2K подписчиков

В каких отношениях состоял Святослав Игоревич с княгиней Ольгой?

2,4K прочитали
«Княгиня Ольга провожает Святослава в поход, 964 год», А.О. Орленов, 2019 (изображение из открытых источников)
«Княгиня Ольга провожает Святослава в поход, 964 год», А.О. Орленов, 2019 (изображение из открытых источников)

Данная статья является дополнением к нашей лекции про князя Святослава (https://youtu.be/v2YkmPaxZ3U)

Ранняя история Древнерусского государства имеет много белых пятен. Главная причина тут - скудость доступной информации, особенно письменной. Повесть временных лет является основным источником по истории Руси в IX-X веках, однако её текст составлялся спустя пару столетий после описываемых событий. Исследователи ещё начиная с А.А. Шахматова отмечали значительную схематичность и искусственность жизнеописания первых правителей Древнерусского государства. Например, периоды правления Рюрика и Олега, Игоря и Святослава практически зеркально копируют друг друга, и Олег, и Игорь совершают два похода на Византию, и по странному совпадению погибают на следующий год после возвращения из похода, и.т.д.

схема из нашего видео про князя Игоря https://youtu.be/tUju7G-swus
схема из нашего видео про князя Игоря https://youtu.be/tUju7G-swus

Очевидно, что Нестор, который жил значительно позднее, в меру своих сил пытался реконструировать события на основе зарубежных (преимущественно византийских) источников и устных народных преданий. Но в результате получившееся повествование имеет ряд лакун. Один из вопросов, которые возникают в процессе чтения ПВЛ - в каких отношениях между собой состояли князь Святослав и княгиня Ольга, и кем они вообще приходились друг другу?

На первый взгляд всё довольно просто. Согласно официальной версии, изложенной в ПВЛ, Ольга приняла бразды правления в качестве регентши, затем передав власть возмужавшему сыну, но продолжая принимать участие в государственных делах и будучи фактически соправительницей Святослава. Однако тут не всё так гладко. Нетрудно заметить аналогию в биографиях Святослава и Игоря – оба родились в конце жизни своих родителей, были маленькими и не могли самостоятельно править, у обоих были регенты, которые долго удерживали в своих руках власть и даже имена регентов – Ольга и Олег – очень похожи, что снова подтверждает "зеркальность" и повторяющиеся циклы в летописном повествовании.

Впрочем, летописную дату рождения Святослава - 942 год - как мы уже упоминали в ролике историки тоже подвергают большому сомнению. К тому моменту Игорю уже должно было быть около 60 лет, да и Ольга была не юной девицей, так что вероятность деторождения была бы крайне низкой. А. Королёв и Е.В. Пчёлов полагают, что Святослав родился значительно раньше летописной даты, примерно в 920-х годах, и к моменту убийства Игоря был уже юношей. Если учесть ещё и факт, что Святослав, возможно, был никаким не трёхлетним младенцем, а вполне взрослым двадцатилетним юношей, то вообще получается, что Ольга узурпировала власть и не подпускала сына к управлению без законных на то оснований – прямо как Олег Игоря. Возможно, представив Игоря и Олега младенцами, летописец пытался придать хоть какую-то видимость легитимности этим захватам власти.

О натянутых отношениях между матерью и сыном свидетельствует и другой факт. После принятия Ольгой христианства в Константинополе она, как следует из летописи, попыталась склонить к этому и своего сына, однако Святослав с презрением отверг её предложение, заявив, что он и его дружина останутся верными старым богам:

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть» <...> Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям...
«Княгиня Ольга (Крещение)», С.А. Кириллов. Первая часть трилогии «Святая Русь», 1993 (изображение из открытых источников)
«Княгиня Ольга (Крещение)», С.А. Кириллов. Первая часть трилогии «Святая Русь», 1993 (изображение из открытых источников)

Так в Киеве сложились две противоборствующие партии – христианская, лидером которой была Ольга, и языческая, лидером которой был Святослав. Однако большинство историков крайне скептически относятся к версии о том, что Святослав занял киевский престол в результате вооружённого переворота – сложно представить, чтобы сразу после этого князь легкомысленно покинул Киев и отправился воевать в далёкие земли. На это указывает, например, А.С. Королёв в своей книге «Святослав».

Весьма оригинальное объяснение противоречий между Ольгой и Святославом даёт Сергей Николаевич Беззаконов. Он предположил, что, когда стало очевидным, что союз Игоря и Ольги не принесёт наследника, князю пришлось принимать экстренные меры и срочно жениться на более молодой девушке – по версии Беззаконова это была родственница болгарских царей из древней болгарской столицы Плиски, которая и родила ему долгожданного сына. А опостылевшую и престарелую первую жену он сослал в Вышгород, где она и сидела, пока Игорь не погиб и не наступил её звёздный час. Однако открыто расправиться с молодым княжичем, который к тому моменту уже обзавёлся дружиной, она не смогла, и поэтому между ними сложился такой странный симбиоз: Святослав отбыл в дальние края сражаться ради славы и чести, в знак лояльности присылая в Киев часть добычи и своих многочисленных детей на воспитание, а Ольга прилюдно демонстрировала благосклонность к пасынку, не лезла в его дела и занималась управлением страной то ли лично, то ли через своего фаворита, воеводу покойного Игоря и его правую руку - Свенельда. Похожего мнения придерживается Пчёлов, который считает, что истоки безудержной военной активности Святослава надо искать в его отношениях с Ольгой и вероятном отстранении от власти в Киеве.

Отдельно стоит упомянуть и версию Игоря Яковлевича Фроянова, по мнению которого Ольга вообще изначально ничего не решала, а весь летописный рассказ про её месть является легендарной вставкой. Фроянов считал, что после гибели Игоря воспитателем Святослава и реальным регентом стал воевода Свенельд. Собственно, между Свенельдом и Святославом и развернулась реальная борьба за Киевский престол.

Другие историки, как, например, Алексей Юрьевич Карпов, полагают, что после принятия Ольгой христианства и приглашения ею в Киев германского епископа Адальберта в 962 году терпение языческого большинства лопнуло, и началась языческая реакция и массовые гонения на христиан, а сама Ольга была вынуждена признать провал своей политики христианизации и склониться перед сыном. Однако она всё же не была отстранена окончательно. Святослав чисто формально сделал её соправительницей и доверил ей управление Киевом, чтобы ничто не отвлекало его от военных походов.

«Князь Святослав», Владимир Киреев, 2011 (изображение из открытых источников)
«Князь Святослав», Владимир Киреев, 2011 (изображение из открытых источников)

О походах князя Святослава на Хазарский каганат и Византию смотрите в наших следующих видео, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить!