9,6K подписчиков

Изменение Лествицы или как старший внук Ярослава Мудрого стал первым на Руси князем-изгоем

Возможно, Ярослав Мудрый мечтал о том, что Русь будет единой и крепкой державой. Сыновья будут дружны и справедливы. Но умер Ярослав, и все началось заново. Междоусобицы, интриги, гибель народа и в целом державы.

Ростислав в Тмутаракани. Источник: Яндекс-Картинки.
Ростислав в Тмутаракани. Источник: Яндекс-Картинки.

Изяслав старший на тот момент сын Ярослава Мудрого и начал первым. После смерти изначально самого старшего из сыновей Ярослава Владимира, который умер еще при жизни отца, остался сын Ростислав. Он был князем в Новгороде. Богатый купеческий город был золотой жилой и выходом на Запад.

Когда умер Ярослав, внуку Ростиславу не поздоровилось. Изяслав и его корыстное окружение не хотели мириться с тем, что какой-то малец будет княжить в богатом Новгороде.

При жизни Ярослава все всех устраивало на словах. А вот когда его не стало, Ростислава вывели из Новгорода. Потом умер Вячеслав Ярославич, княживший в Смоленске. Это был один из дядей Ростислава.

Владимир-Волынский был всего лишь пятым по значению княжением. Оттуда пришел в Смоленск Игорь, самый младший из оставшихся в живых Ярославичей. Но он вдруг раз и умер, так и не перейдя выше по рангу. По логике получается, что Смоленск должен был достаться Ростиславу, как внуку от старшего сына Ярослава Владимира. Обращаю внимание читателя, в это время Ростислав сидел на столе в Ростове, который также ранее принадлежал его отцу Владимиру.

После смерти братьев Ярославичей по лестнице должны были продвигаться их сыновья. Сначала старший, потом второй и так далее.

Как мы знаем, Владимир, отец Ростислава, был старшим сыном Ярослава. То есть старше Изяслава. При обычном расчете следует, что Ростислав после смерти Игоря Ярославича был четвертым по очереди в правах на киевский стол (Изяслав, Святослав и Всеволод). Вот этот и не устраивало никого из Ярославичей, а также же и их советников. Ярослав перед смертью не делал никаких оговорок насчет того, что Ростислав не будет иметь прав на продвижение по Лествице. Иными словами, он имел все законные права продвижения. Но Ярославичи, как и Русскую Правду, также изменили под себя и Лествицу.

Обоснование было придумано такое. Мол, когда после смерти Ярослава шел дележ (распределение уделов) Владимира, отца Ростислава, уже не было в живых. И поэтому Ростислав должен выйти из очереди.

Впрочем, тогда выбросили из Лествицы и детей умерших двух братьев Ярославичей, о которых я рассказал в начале настоящего очерка.

Все, кто выходил из очереди, становились изгоями, то есть лишенными полноценных прав, своего социального слоя или статуса.

Смоленск и Владимир-Волынский попадали под непосредственный контроль того князя, который будет на Киевском столе. В то время это был Изяслав. Искусственное «возникновение» князей-изгоев, по сути, дало возможность Изяславу к проведению произвола. В зависимости от выгоды и настроения раздавать эти уделы «кому захочу» или «кто больше ничтяков сделает».

Ростиславу дали в прокормление Волынский престол. Если читатель думает, что это произошло четко по Лествице, то ошибается. Это так "пожалели" дяди и, главное, великий князь своего племянника, что от «щедрот» своих отдали ему удел Волынь.

Ростислав обиду не забыл. То, что называется от «щедрот» могли забрать в любое время. Тем боле в перспективе потомков Ростислава могла ждать еще более незавидная участь, чем его. Он раскинул мозгами, что не след ему быть вассалом великого князя, ему, старшему внуку Ярослава Мудрого! Сначала он женился на венгерской принцессе, то есть стал зятем венгерского короля Белы. Этот союз был как противовес политике Изяслава. Но его независимость на Волыни была недолгой. В 1063-м году Бела погиб. После этого он решил сам завоевать себе удел. Князь напал на Тмутаракань, входившую в удел Черниговского князя. Этот удел он занял и стал тут править. В его планы также входили походы к дальнейшему освоению всей Таврии и более. Но греки «вовремя» его отравили. Уже не по «просьбе» ли Киева?

Так сыновья Ярослава Мудрого под "руководством" своих советников, олигархов и ростовщиков меняли обычаи и выходили за пределы Кона.