Похищение Европы. Архаика и виктимблейминг.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика "Картавое Искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.

Когда мы вспоминаем о Валентине Александровиче Серове, какие из его работ нам первыми приходят на ум? Первая, это, конечно же, «Девочка с персиками». Эта картина не то что общепризнанный сюжет, а известнейший мем, завирусившийся до того, как в нашем лексиконе появился слово мем, даже задолго до появления демотиваторов и котоматриц.

Великолепнейший коллаж двух работ Серова.
Великолепнейший коллаж двух работ Серова.

Так же Серов знаменит своими портретами, и кого он только не писал – своих родных, коллег, друзей, коллег своих друзей, друзей своих родных, императорскую семью, и даже небо, и даже Аллаха И твой бы портрет, дорогой читатель, Серов бы тоже написал, потому что ты - солнышко. Вот жили бы в одни года с ним – обязательно бы написал.

В общем, известных работ много, но Настя бы не была Настей, не откопав не самое известное и не самое типичное произведение мэтра. Итак, вашему вниманию - «Похищение Европы».

В. А. Серов "Похищение Европы". 1910 г. Картон, темпера. 71 × 98 см
В. А. Серов "Похищение Европы". 1910 г. Картон, темпера. 71 × 98 см

Как обычно, начнём с пары слов... Предложений... Рукописных страниц о художнике. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в семье композиторов Александра Серова и Валентины Серовой в городе Санкт-Петербурге.

Александр Николаевич Серов и Валентина Семёновна Серова.
Александр Николаевич Серов и Валентина Семёновна Серова.

Интересный факт! Если вы постараетесь найти связь между Валентином Серовым и городом Серов, расположенным в Свердловской области, то никакой связи между ними вы не найдёте.

А город красивый, рекомендую посетить.
А город красивый, рекомендую посетить.

Когда художнику исполнилось 6 лет, его отец умер, а мать уехала в Мюнхен, оставив сына в коммуне в Смоленской губернии. Год спустя коммуна разорилась и Валентина забрала сына к себе в Германию. Там она отправила его в ученики к художнику-гравёру Карлу Кёппингу.

В дальнейшей судьбе художника будут присутствовать как многочисленные переезды, так и уже знакомые нам фамилии.

В девятилетнем возрасте Валентин Серов начал обучаться живописи у Ильи Репина в Париже.

В.А. Серов "Портрет И.Е. Репина". 1892 год.
В.А. Серов "Портрет И.Е. Репина". 1892 год.

И пока мать года ошивалась с нигилистами, боролась за гендерное равноправие, создавала новые оперы и новых детей – Валентин жил то у Мамонтовых, то в семье Колль, учась то в гимназии Карла Мая, то снова у Репина, но уже в Хамовниках, а не в Париже.

В 1880, в возрасте 15 лет, Серов приезжает в Санкт-Петербург чтобы поступить в Императорскую Академию Художеств. В этот же год он встретит свою будущую супругу Ольгу Трубникову, такую же как он, сироту, лишённой материнской любви, но поженятся они лишь 9 лет спустя, причиной тому – отсутствие средств на оплату свадебных расходов.

Валентин и Ольга Серовы
Валентин и Ольга Серовы

В Императорской Академии художеств Серов учился живописи под наставничеством уже известного нам Павла Чистякова, учениками которого так же были Врубель, Поленов, Репин и Суриков. По словам Чистякова, подобной одарённости, как в Серове, он не встречал ни в одном человеке.

Обучение у таких мастеров как Илья Репин и Павел Чистяков позволило Валентину Серову объединить в своих работах свободу письма и точность рисунка, что сделало его работы уникальными.

Писал он картины медленно и дотошно. Живопись по фото его не привлекала, поэтому художник заставлял моделей своих портретов неподвижно позировать ему в течении трёх-четырёх часов, да минимум по десять сеансов, что сначала отпугивало его заказчиков, поэтому первое время у Серова заказов было мало. Валентин Александрович был из той братии художников, которых заставить закончить картину можно было только отобрав её. Так же про Врубеля говорили, и про Дега, а про кого так не говорили, так это про позднего Пикассо. Три картины в день писал! Как говорится бах-бабах и в продакшн.

Феликс Юсупов позирует Валентину Серову (Архангельское, 1903)
Феликс Юсупов позирует Валентину Серову (Архангельское, 1903)

Так же отрицательному росту финансов Серова служила его чрезмерная учтивость в вопросе оплаты труда – заказов становилось всё больше, он стеснялся брать авансы, стеснялся набивать своим работам цену, даже с богатых заказчиков, например с князей Юсуповых, брал за картины буквально гроши. Но вот в вопросах творческих он был непоколебим. Из-за этого он перестал получать заказы от императорской семьи.

Представьте ситуацию: пишет Серов портрет Николая Второго, над душой у него стоит жена императора, Александра Фёдоровна и зудит под руку: это не так, то не так, это исправьте, это перепишите. Художник не выдерживает, бросает в неё палитру, потом хватает императрицу за волосы, и вазюкает лицом по невысохшему холсту со словами «Умная тут что-ли самая? Сама вот и пиши своего Николашу, щас я тебе устрою!! достаёт кисточки...»

В. А. Серов «Портрет императора Николая II», 1900 г., холст, масло, размер 59,2х71,2, ГТГ.
В. А. Серов «Портрет императора Николая II», 1900 г., холст, масло, размер 59,2х71,2, ГТГ.

Что значит «такого не было не было в исторических источниках?» Ну так-то и про то что Дега импотентом было тоже ни в одном историческом источнике не написано, а в каждой статье про Дега блоггеры про искусство это упоминают. Чем я хуже? Кто мне запретит?

На самом деле, художник не дрался с Императрицей, он просто не стал завершать работу над картиной, предложив Александре Фёдоровне самой её закончить.

И этот отказ увеличил у Серова количество заказов, ибо «прикиньте, Императора не стал рисовать, а меня нарисовал!»

Вернёмся к теме окружения Серова. Мы знаем, что он из семьи интеллигентов, знаком был с творческими личностями своей эпохи, в общем, являлся частью культурной тусовки. И вы явно задаётесь вопросом к какому творческому обществу он себя причислял? К когда то протестующим, но, на тот момент, уже консервативным передвижникам или к новаторским мирискуссникам?

Спор между передвижниками и мирискуссниками. Фото в цвете.
Спор между передвижниками и мирискуссниками. Фото в цвете.

Пока думаете – немного поговорим о таком явлении как творческие объединения. Не только художники собираются в определённые кружки по интересам, но так же поэты, музыканты, театралы...

И если раньше ты должен был родиться в семье художника, или быть отданным тому в подмастерье, чтобы пятнадцать лет мешать краски, а потом десять лет рисовать фигуры второго плана, и потом уже стать мастером и передавать свои секреты только в узком кругу уже своих учеников. И вот настало идеальное время, когда можно купить краски в ближайшем магазине для творчества, научиться рисовать по туториалам в интернете и, прокачав навык, пойти в ближайший музей современного искусства, повесить там на стену свои картины и прославиться как величайший художник современности. Казалось бы!

Автор статьи несёт результат своих творческих подуг в ближайшую галерею. Кстати, вы вот вообще видели, чтобы люди ходили с такими узелками на плече? Что за странный штамп...
Автор статьи несёт результат своих творческих подуг в ближайшую галерею. Кстати, вы вот вообще видели, чтобы люди ходили с такими узелками на плече? Что за странный штамп...

Но есть такие слова как кумовство, протекция, непотизм. Как в анекдоте – у генерала свой сын есть, и там где крутятся большие деньги меритократия не работает и нет места человеку с улицы. А если есть связи – то можно и в космос полететь сниматься, ну вы понимаете о чём я.

Вернёмся к Серову. Он принял участие в выставке передвижников, но руками и ногами за них не держался. По словам Бенуа, Серов открыто говорил о том, что передвижники ему надоели, как и всё то, что объединяло искусство с социальной пропагандой и торговыми интересами.

Поэтому когда его работу «Девушка, освещенная солнцем» назвали французским сифилисом – он сильно не расстроился, продал картину за 300 рублей Третьякову, наконец-то смог оплатить свадьбу со своей суженной и ушёл к мирискуссникам.

В.А, Серов "Девушка, освещённая солнцем".
В.А, Серов "Девушка, освещённая солнцем".

С ноги открыв дверь в офис Дягилева и Бенуа... Ладно, ладно, не было такого, просто на собрание пришёл и сказал: «пацаны, я с вами, ещё не успел поругаться с Николаем Вторым, так что попрошу его выделить денег на ваш журнал, коль наш дорогой меценат Савва Мамонтов разорился.»

Именно из числа мирискуссников Серов найдёт себе товарища, с которым в 1907 году посетит Грецию и Крит – Леона Бакста. После этой поездки Бакст напишет одну из самых любимых моих картин - «Древний Ужас».

Леон Бакст "Древний ужас". 1908 г. холст, масло. 250 × 270 см
Леон Бакст "Древний ужас". 1908 г. холст, масло. 250 × 270 см

И вот на дворе 1910 год, небольшая историческая справка:

  • В Китае празднуют начало года белой собаки и отмену рабства.
  • Скончался временный президент Чили Элиас Фернандес, простыв на похоронах предыдущего президента Чили Педро Монтта.
  • Родились Александр Твардовский, Акира Куросава и Жак-Ив-Кусто.
  • Умирают Михаил Врубель, Анри Руссо и Лев Николаевич Толстой.

А Валентин Серов работает над той картиной, о которой мы говорим сегодня «Похищение Европы».

Давайте рассмотрим её поближе.

Похищение Европы. Фрагмент.
Похищение Европы. Фрагмент.

Картина написана темперой на картоне. Это звучит внезапно после стольких работ, написанных на холсте маслом. Так же внезапно и выглядит манера письма – после реалистичных портретов со множеством плавных переходов цветов – эта картина больше напоминает декоративное панно либо критскую фреску, а они явно повлияли на художника, пример подобной фрески сейчас представлен на экране.

Размер работы - 71 на 98 сантиметров. Центром композиции является фигура Европы, сидящей на спине быка.

Сюжет картины – мифологический и, думаю, известен многим, но я напомню.

Вместо того, чтобы уделять внимание своей жене Гере, древнегреческий Бог Зевс любил ухлёстывать за другими богинями, человеческими женщинами и даже один раз паренька похитил, но один раз не носитель страз, как говорится. Хотя, если Гера продолжала жить с Зевсом, значит её всё устраивало, в общем, про созависимость сами можете почитать в Интернете.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика "Картавое Искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-14

И на одной из своих прогулок Зевс увидел дочь финикийского царя Агенора, Европу, и тут искра, буря, безумие, «замуж иди за меня, ну не хочешь – давай хоть разок сходим». И думал Зевс, как ему к ней подкатить, потому что нельзя просто так взять и в божественном обличие явиться к девушке, не повредив ей рассудок (ветхозаветные ангелы и древние боги Лавкрафта подтвердят).

А оригинал этого мема, но про ветхозаветного ангела, я вам не покажу. Потому что рейтинг.
А оригинал этого мема, но про ветхозаветного ангела, я вам не покажу. Потому что рейтинг.

Поэтому Зевс решил обратиться в быка. Казалось бы, при чём тут бык, но если вы знаете миф про Пасифаю, то вы не удивлены. В общем, в образе быка он приходит к Европе и её подругам (кстати, забыла упомянуть, отец Европы – сын Нептуна, брата Зевса, но для олимпийских богов это норма). Девушки пляшут вокруг быка, резвятся, украшают его рога цветами, и когда Европа садится на спину быка, то есть Зевса – он уносит барышню с собой в море.

Буше. Похищение Европы. 1747 г.
Буше. Похищение Европы. 1747 г.

На протяжении всей истории живописи художники обращались к этому мифу. И если у Тициана Европа, будучи похищенной, выглядит напуганной, а у Буше она спокойна по той причине, что находится пока что на берегу и никуда её никто пока не похищал, то необычно решение Серова изобразить Европу на спине животного, посреди бушующих волн – спокойной и умиротворённой.

Тициан. Похищение Европы. 1559-1562 гг.
Тициан. Похищение Европы. 1559-1562 гг.

Её лицо даже скорее похоже на маску, а ещё больше она похожа на кору – то есть статую периода архаики. Архаика, как мы помним, это то что было в Греции до пятого века нашей эры.

«Хиосская кора», скульптор Архермос, ок. 520—510 до н. э.,
«Хиосская кора», скульптор Архермос, ок. 520—510 до н. э.,

И этот вопрос, почему Европа так спокойна – одна из причин, почему от картины сложно отвести взгляд. И одна из версий гласит, что спокойствие Европы заключается в том, что она прекрасно знает, что сейчас происходит: она не первая женщина, похищенная Зевсом, и чему быть, тому не миновать. При том взгляд быка-Зевса выглядит растерянным, он явно не ожидал, что барышня на его спине не будет сопротивляться.

Европа не воспринимает её похищение как насилие, она воспринимает его как любовную игру. Ведь, как говорил японский мыслитель Него Ни Ка – «Если у гейши под кимоно набедренная и нагрудная повязка одного цвета – значит это не самурай решил, что у них будет продолжение чайной церемонии».

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика "Картавое Искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-19

Ещё греческий элемент в картине – это форма рогов быка. Они напоминают своей формой лиру, и с них очень кокетливо свисают остатки цветов, которыми девушки украшали рога.

В этой работе Серов нарушил один из канонов. Вдохновившись античной культурой, он не следовал ей беспрекословно, поэтому бык не белого цвета, как обычно изображали художники, а терракотовый. Получился очень выигрышный цветовой контраст с окружающими волнами.

Бушующую форму волны повторяют фигуры дельфинов, сопровождающие новоиспечённую пару, тем самым усиливая композицию.

В.А. Серов "ПОхищение Европы". Вариант 1910 года.
В.А. Серов "ПОхищение Европы". Вариант 1910 года.

Серов написал несколько вариантов картины, так же изготовил скульптурные варианты этой работы, которые использовал в работе над ней. Композиционное решение полотна – высокий горизонт и диагональные волны – было им придумано достаточно быстро. Но несколько лет он работал над доведением работы до идеала. К сожалению, закончить не успел, скончался в 1911 в возрасте 46 лет.

В.А. Серов. "Похищение Европы" Модель из бронзы.
В.А. Серов. "Похищение Европы" Модель из бронзы.

Тот вариант картины, что мы рассматриваем сегодня, находится в Третьяковской галерее, и не смотря на то, что картина неокончена – она выглядит идеально и от неё сложно отвести взгляд. При возможности – обязательно сходите и посмотрите.

А на этом всё. С вами было "Картавое Искусствоведение", всего доброго, до новых встреч!

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика "Картавое Искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-22