Найти тему
Киносезон

Фильм Валерия Тодоровского «Гипноз»: своевременная премьера на Первом канале 14 мая

По каким-то причинам пропустила этот фильм, хотя имя режиссера для меня давно является знаком качества, а всё, о чём он рассказывает и что "творит" - обязательным к прослушиванию и просмотру.

История создания этой камерной картины берет своё начало в детстве Валерия Петровича: «Школьником я попал в качестве пациента в лабораторию гипноза к выдающемуся гипнологу Владимиру Райкову. Я провел у него месяца два-три. Сначала он пытался меня лечить. Потом выяснилось, что я не поддаюсь гипнозу. А потом мы с ним сдружились, и я стал ходить к нему в качестве ученика «волшебника». Потом это все закончилось. Но у меня остались эти воспоминания. Частично они вошли в фильм. Там есть сцены, которые я видел своими глазами в возрасте 12-13 лет».

Все фотографии автору предоставил Первый канал
Все фотографии автору предоставил Первый канал

Сюжет:

  • Подросток Миша (Сергей Гиро) не дружит с родителями (Екатерина Федулова, Сергей Медведев), которые просто плывут по течению жизни. У него есть невротическое желание всё контролировать. Он страдает лунатизмом и посещает сеансы гипноза у психотерапевта Волкова (Максим Суханов).
  • Есть дети недолюбленные, а Миша как будто недоконролированный. Ему не хватает авторитета, и он находит его в лице профессора.
  • Постепенно наш герой попадает под влияние и власть гипнолога до такой степени, что перестает отличать реальность от иллюзии. Ему уже перестаёт нравиться роль ведомого и тотальный контроль какого-то дяди.
  • После таинственного исчезновения одной из пациенток Волкова Миша решает самостоятельно докопаться до истины. Но сон и явь слились для него воедино, и главным подозреваемым в пропаже становится он сам...

Тема гипноза очень интересная. Потому что это не мистика - это реальность. Кажется, что с помощью гипноза (если ты ему поддаешься) можно достигнуть чего-то особенного. Важного. Но обязательно должна быть грань - между людьми, которые поддаются гипнозу достаточно легко и сильно и властью гипнолога над ними. И это - одна из тем фильма.

Вот как рассказывает о своём опыте посещения сеансов гипноза Максим Суханов, исполнитель роли профессора Волкова:

«Я понял, что огромную роль тут играет вера. Люди, которые желают избавиться от проблемы и верят, что гипноз - это их единственный путь, скорее всего гипнабельны просто из-за своей убежденности. Не знаю, насколько все то, что происходит дальше, выводит из их проблемы. Но само подключение к этому лежит через оголтелую веру в такой метод. Если человек приходит туда со скепсисом, то ни у кого ничего не получится».
-3

Почему я считаю фильм «Гипноз» крайне своевременным? Потому что двумя руками поддерживаю главную идею, которую озвучил режиссёр, и которая заключается в следующем:

Всю сознательную жизнь в наши мозги проникают, чтобы "поправить" их - советская власть, детский сад, школа, пионерия, комсомол, потом - другая, новая власть. Они делают из нас того, кто им нужен. И сейчас тоже. Только грани, о которой я упомянула выше, разумеется, никто не придерживается.

«Тема вмешательства, внедрения нам идей, попытки отнять у нас воспоминания, переиначить их, перетрактовать, вывернуть наизнанку - что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя, что было, чего не было, - это ординарная ситуация тирана и жертвы. Очень близкая для нас и нашей страны. Тиран может быть очень изощренным манипулятором, а жертва долгое время не понимает, что ею манипулируют. И люди, у которых мягкий внутренний стержень, не могут противостоять манипуляции и становятся жертвами», - из интервью В.Тодоровского и М.Суханова.

В фильме по сути 5 героев и один город. Ни привычного тодоровского постановочного размаха, ни костюмов, ни массовок, ни декораций. Но глубина - не достать. Фильм о том, что смотреть нужно внутрь себя, слушать себя и отличать настоящее от поддельного. Об условности реальности, ведь подавляющее большинство людей нуждается в "отце" - в ком-то, кто будет внушать им реальность в "нужном", якобы "правильном" разрезе и объяснять, как жить, что делать, о чем думать, о чем не думать, что хорошо, что плохо.

Тодоровский не боится идти против шерсти - он показывает историю мальчика, который восстал против этого раболепия. Который захотел иметь одну, но свою ясную реальность. Это история про то, что не надо лезть нам в мозги. Кто хочет (а точнее - способен) - сам разберется.

-5

О других картинах Валерия Тодоровского, как режиссёра, сценариста, продюсера