4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Лук.8:4-18)
В одном банке менеджерам по продажам сказали: «Вы – продавцы, вы – должны продавать! Если вы не будете продавать, мы найдем других продавцов, которые будут продавать!»
Я задумался: какая жесткая позиция! Она направлена на эффективность людей, и такая система будет стремиться к выживанию. Потом я подумал: «как хорошо, что в церкви не так! Ты можешь сидеть на церковной скамье, ничего не делать, слушать проповеди, или просто сидеть в телефоне, и тебе ничего не будет, тебя никто не уволит, не выгонит на улицу!» Но потом мне стали приходить на ум стихи из Священного Писания – Библии. И я уже не так легко смотрел на общую ситуацию. Давайте и мы с вами посмотрим на общую картину, чтобы нам как служителям Божьим, как рабам Господа – получить большую, добрую и вечную награду от Иисуса Христа и быть с Ним в раю.
Что говорит Писание о верующих людях и об их эффективности?
9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (1Пет.2:9,10)
Замечательно! Мы с вами призваны к определенному служению, и Святой Дух через апостола Петра говорит нам о нашей мотивации: что мы помилованы, и теперь должны служить Господу.
Хорошо. А есть у этого служения какие-либо критерии: там должностные обязанности, система поощрения и наказания, рост по служебной лестнице и привилегии? Давайте смотреть.
1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. (Мар.12:1-9)
Смотрите, опять появляются эти «другие». То есть даже если у виноградарей было избрание, и общение с хозяином виноградника, и обязанности и обеспечение, у них, помимо этого, есть свобода выбора – исполнять свои обязанности честно и трудиться для блага Господина, либо наслаждаться жизнью и тратить на себя данное в управление хозяйство. И, отсюда, мы видим соответствующие последствия в судьбе нерадивых виноградарей.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился (стал совершенным); но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. (Фил.3:8-15)
Погодите, погодите! Это что, пишет апостол Павел? Тот, которого побивали камнями, пытались убить, держали в заключении за проповедь Евангелия? Он пишет «не почитаю себя достигшим» Вы серьезно?
Мы все, здесь находящиеся, являемся плодами чьих-то усилий. В первую очередь – мы результат жертвы нашего Господа Иисуса Христа на Голгофском кресте и Его воскресения. Но еще мы плод служения тех людей, которые молились за нас, которые жертвовали деньги, отправляли миссионеров, мы плод служения тех людей, которые слушали слово, менялись, мы видели их изменения и захотели также измениться. Знаете, в Библии очень много сельских образов. Понять что-то можно тогда, когда ты сам занимаешься сельским хозяйством.
Иисус очень много говорил о плодах, об эффективности и нашей мотивации. Давайте посмотрим вместе эти места и задумаемся над их содержанием.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.(Матф.21:18-22)
Слушание и изучение Божьего Слова является центральным в церковном богослужении, и оно предназначено для разума людей, для того чтобы он изменился и привел человека к общению с Богом, к послушанию Богу, к спасению от ада и к исполнению Его заповедей.
Что же мешает нашему разуму измениться и изменить нашу жизнь к лучшему? Какие существуют преграды в нашем разуме и как нам необходимо их устранить или обойти, если что-то устранить не получается?
Давайте рассмотрим исторический фон выбранного нами для анализа отрывка и что мы можем сказать, делая его культурно-исторический обзор:
Писание Ветхого Завета уже существовали на протяжении около 3,5 тысяч лет. Они записывались, переписывались, передавались из поколения в поколение, изучались в синагогах, еженедельно прочитывались, заучивались наизусть, изучались, толковались и распространялись.
Писания Нового Завета начали формироваться во второй половине первого века нашей эры (от Рождества Христова).
Называемое одной из самых красивых книг Библии, Евангелие от Луки начинается рассказом о родителях Иисуса, рождении Его двоюродного брата, Иоанна Крестителя, Марии и путешествии Иосифа в Вифлеем, где Иисус родился в яслях, и генеалогией Христа через Марию. Общественное служение Иисуса показывает Его совершенное сострадание и прощение через рассказы о блудном сыне, о богаче и Лазаре и о милосердном самаритянине. Хотя многие поверили в эту непредвзятую любовь, которая превосходит все пределы, многие другие – особенно религиозные лидеры – поставили под сомнение утверждения Иисуса и противостояли Ему. Последователям Христа указано учитывать стоимость ученичества, ведь враги Христа стремились к Его смерти на кресте. Наконец, Иисус был предан, пытаем, осужден и распят. Но могила не смогла удержать Его! Его Воскресение гарантирует продолжение Его служения поиска и спасения потерянных.
Авторство: Евангелие от Луки не называет своего автора. Тем не менее, из текстов в Луки 1:1–4 и Деяния 1:1–3 очевидно, что эти книги написал один и тот же автор, адресуя их «досточтимому Феофилу», возможно, римскому сановнику. Согласно преданиям из первых дней Церкви, эти две книги написал Лука, врач и близкий соратник апостола Павла (Колоссянам 4:14, 2 Тимофею 4:11). Это делает Луку единственным язычником, являющимся автором книги Священного Писания.
Адресат: Феофил (возможно, римский сановник) и все верующие и ищущие Бога люди.
Дата написания: Евангелие от Луки, скорее всего, было написано между 58 и 65 гг. н.э.
Цель написания: Как и с двумя другими синоптическими Евангелиями – от Матфея и Марка – целью этой книги является откровение Господа Иисуса Христа и всего, что Он «делал и чему учил … с самого начала и до того дня, когда Он … был вознесен на небо» (Деяния 1:1–2). Евангелие от Луки уникально тем, что оно является «последовательным изложением» (Луки 1:3), в соответствии с медицинским складом ума Луки – часто раскрывая подробности, опущенные в других Евангелиях. История Луки о жизни Великого Врача подчеркивает Его служение и посвящение язычникам, самаритянам, женщинам, детям, сборщикам налогов, грешникам и другим людям, считавшимся изгоями в Израиле.
Исторические моменты, находящиеся в вашем отрывке. Иисус проповедовал в большинстве простым людям: рыбакам, земледельцам, жителям городов. Свои проповеди Ему необходимо было сделать понятными, запоминающимися для людей того времени.
Географические моменты. Евангелие от Луки описывает время до рождения Иисуса Христа, события его сопровождавшие, детство, юность и трехгодичное общественное служение Иисуса Христа на территории северного Израиля – Галилеи.
Культурные моменты. Уровень образования среди книжников и фарисеев был достаточно высокий. В среднем они ежедневно, в течение восьми часов изучали Писание. Широкие массы людей того времени были не грамотны. Не все имели возможность посещать синагогу, некоторые люди были неграмотные (ап. Петр).
Если говорить о литературном контексте, то Евангелие от Луки написано в жанре жизнеописания. Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа, по числу знаков Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его грядущем рождении. Прочие Евангелия начинаются с Рождества Христова (Матфей) или уже с проповеди Иоанна Крестителя (Марк и Иоанн).
Информация, отсутствующая в других Евангелиях
Только в Евангелии от Луки приводятся сведения о родителях Иоанна Крестителя, о событиях, связанных с его рождением, и о посещении Девой Марией Елисаветы, матери Иоанна. Исключительно здесь говорится о поклонении пастухов родившемуся Младенцу, о Сретении и о посещении 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма. Также тексту этого Евангелия мы обязаны знакомством со знаменитым благодарственным гимном Богородицы Магнификат (Величит душа Моя Господа…) (1: 46 - 55), песней Захарии, отца Иоанна Предтечи (Бенедиктус) (1: 68 - 79), песней Симеона Богоприимца (2: 29 - 32) и с ангельской песней «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (2: 14), вошедшей в состав древнейшего богослужебного песнопения — Великого славословия, в латинской традиции — Gloria.
Только здесь упоминаются такие чудеса, как невидимое удаление Спасителя от врагов (4:30), воскрешение сына Наинской вдовы (7:11), исцеление согбенной женщины (13:11), больного водянкой (14:1), десяти прокажённых (17:11) и Малха, раба первосвященника (22:50).
План Евангелия от Луки
1. Вступление, обращение к Феофилу (1:1—4)
2. Благовестие ангела Захарии (1:5—25)
3. Благовещение (1:26—38)
4. Посещение Девой Марией Елисаветы. Гимн Марии (1:39—56)
5. Рождение Иоанна Крестителя (1:57—80)
6. Рождество Иисуса Христа (2:1—20)
7. Обрезание и Сретение (2:21—40)
8. 12-летний Иисус в Храме (2:41—52)
9. Проповедь Иоанна Крестителя (3:1—20)
10. Крещение Господне (3:21, 22)
11. Родословие Христа (3:23—38)
12. Искушение Господа диаволом (4:1—14)
13. Проповедь в Галилее (4:15—44)
14. Призвание апостолов (5:1—11)
15. Чудеса. Проповедь в Галилее и окрестных землях (5:12 — 6:19)
16. Нагорная проповедь (6:20—49)
17. Исцеления (7:1—17)
18. Креститель посылает учеников к Иисусу (7:18—35)
19. Чудеса и притчи (7:36 — 9:27)
20. Преображение Господне (9:28—36)
21. Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса (9:36 — 11:36)
22. Обличение фарисеев (11:37 — 12:12)
23. Новые чудеса, притчи и проповедь (12:13 — 19:27)
24. Вход Господень в Иерусалим (19:28—48)
25. Проповедь в Иерусалиме (20:1 — 21:4)
26. Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света (21:5—38)
27. Тайная вечеря (22:1—38)
28. Гефсиманское борение, арест и суд (22:39—71)
29. Христос перед Пилатом (23:1—25)
30. Распятие и погребение (23:26—56)
31. Явления воскресшего Христа (24:1—49)
32. Вознесение (24:50—53)
Глава 8 Евангелия от Луки находится в разделе 19 Чудеса и притчи. В отличие от других Евангелий, данное Евангелие систематизировано таким образом, что учение Иисуса Христа находиться в одном разделе.
В данном разделе, вместе с притчами о двух должниках, о признании Иисуса – Христом (Мессией) притча о семени занимает центральное место.
Иисус говорит о должниках (грешниках), Он также говорит о необходимости признания Его Мессией, и это невозможно без изучения Писаний и понимания Его роли, роли Его жизни, смерти и воскресения для нашего Спасения. Понимание и принятие того факта, что мы грешники, и что Иисус – наша заместительная жертва, приводит нас к пониманию необходимости жизни и пребывания во Христе для нашего Спасения.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Лук.8:4-18)
Наш отрывок может быть распределен по следующему плану:
I Существуют условия понимания Божьих истин.
A Человек может слушать истину и не понимать.
B Ученики остались с Иисусом и спросили Его.
C Задающим правильные вопросы Бог отвечает.
II Значение притчи о семени – Слове Божьем.
A Слушающие и забывающие – рабы дьявола.
B Слушающие и понимающие – каменистая земля.
C Понимающие, но не исполняющие – с терниями.
D Понимающие и исполняющие – земля плодоносная.
E Исполняющие и верные – приносящие плод.
III От человека зависит, какая он земля.
A Если человек верный, то Бог его прославит.
B Будет широко известен как его успех и провал
C От нас зависит, насколько глубоко мы верим.
D От этого зависит наша награда.
Итак, давайте теперь подробно пройдемся по всему плану:
I Существуют условия понимания Божьих истин.
Скажите мне пожалуйста, а кто проповедовал на прошлом собрании? Какие были темы проповедей? Какие были стихи Писания в основе каждой проповеди? Итак, мы видим, что для нас естественно забывать услышанное, и для греховной природы человека еще более естественно забывать святое Божье слово. Мы должны его помнить и удерживать в нашей памяти.
A Человек может слушать истину и не понимать.
Если вы записали и даже каким-то чудом запомнили, что говорилось на прошлом собрании, то мы на правильном пути, но запомнить, это только самое начало. Вторым этапом является понимание услышанного. Все, кто следовал за Иисусом слышали притчу о сеятеле, и лишь немногие остались, чтобы понять ее.
B Ученики остались с Иисусом и спросили Его.
Мы не самые умные люди, и ученики тоже понимали, что они нуждаются в дополнительном разъяснении. Они остались и спросили Иисуса, о чем эта притча? Он говорит: о вас и о них.
C Задающим правильные вопросы Бог отвечает.
Точно также и мы с вами должны оставаться В «ПРОДЛЕНКЕ» для полного понимания истин, изложенных в слове Божьем. Хорошо быть в школе Иисуса Христа – в церкви, но еще более высшую оценку получает тот, кто задает правильные вопросы, кто старается достичь истины в более полном понимании. Если вы помните историю о молитве Соломона – он попросил правильную вещь – он попросил мудрости в исполнении своего предназначения.
II Значение притчи о семени – Слове Божьем.
Не вся Библия состоит из притч. Есть стихи и главы имеющие прямое значение – как Десять заповедей, например, или нагорная проповедь Иисуса Христа. Но некоторые истины необходимо было «заархивировать», чтобы они стали понятны для нас в нужное время и в нужном месте. Слушавшие Христа были крестьяне и рыбаки, и они смогли хорошо запомнить понятные для них образы. Может быть и для того, чтобы мы смогли их сегодня понять.
A Слушающие и забывающие – рабы дьявола.
Иисус ходил и учил в синагогах и на берегу моря, под открытым небом на горе, и в Иерусалимском храме. Он никогда не выступал с церковной кафедры, но Он уже говорил церкви первенцев – апостолам, и они слушали, принимали, что Он говорит, и пытались это исполнить. Сегодня Его слово звучит в церкви, обращенное к верующим людям, и знаете, что я замечаю за собой: от меня требуются определенные усилия, чтобы сохранить слово, услышанное в церкви. Согласно исследованиям ученых 90% информации, воспринятой на слух - забывается. Если вы слушаете проповедь, лекцию, или находитесь на уроке и ничего не записываете, то вы забудете большую часть из услышанного. Следовательно, ваша жизнь не измениться, и возможно, ваше положение даже ухудшиться. Давайте посмотрим, что происходит на следующем уровне восприятия.
B Слушающие и понимающие – каменистая земля.
Если вы успешно запомнили услышанное, то вам предстоит следующая сложная, но выполнимая задача. Мы все читаем Библию, ну большинство из нас, верующих, ходящих в церковь. А как мы понимаем ее? В прошлый раз я говорил об учениках Христа, о разных людях – разных видах земли. Но Бог снова призывает говорить о Доброй земле, это название сегодняшней проповеди, и оно имеет другое содержание. Эти все виды земли я нахожу в своем разуме. И чтобы мне принести плод, и даже пожать его, мне необходимо пройти все эти этапы: слушать – запомнить – понять – исполнить – остаться верным. И сегодня мы с вами идем на более глубокий уровень понимания.
C Понимающие, но не исполняющие – с терниями.
После понимания разум человека сталкивается с определенной проблемой, когда мы сталкиваемся с определенным выбором: мы должны исполнить услышанное и понятое. Мы должны исполнить его в полной мере, т.к. услышавший, но не исполнивший все еще остается среди тех, кто пожнет плоды Божьего гнева (вспомните слова Христа, о говорящих «Господи, Господи», притчу об овцах и козлах, и его предупреждение об опасности фарисейской закваски – провозглашения но не исполнения. Данный отрывок также предупреждает нас, что придет богатство, придет много дел: пересчитывать купюры, проверять складские запасы и балансовые ведомости, проверять остатки на счетах – это все занимает наш разум и требует пристального внимания. Но это все может заглушить мысли о Боге, о Его заповедях и о необходимости их исполнить, и в этом кроется очень большая опасность – потому что в этом начало отпадения от церкви, от веры, от Слова Божьего – начало отхождения от Иисуса Христа.
D Понимающие и исполняющие – земля плодоносная.
Вот, вроде бы, мы добрались до безопасного уровня – мы услышали, запомнили, поняли, и даже исполнили часть из того, что поняли. Здесь мы с вами похожи на земледельцев, пришедших на плодородную землю и засеявших ее. Что от нас требуется? Ждать! Что? Это самые трудные вещи – ждать и догонять, потому что ты должен прикладывать двойные усилия, чтобы дождаться, когда взойдет то, что ты посеял, или догнать того, кто уже и так бежит быстро!
E Исполняющие и верные – приносящие плод.
Знаете, что мы с вами живем в замечательное время. Возможное время прихода реформации! Реформации сознания. Многие люди испытывают кризис мировосприятия от происходящих событий, многие находятся в стрессе или даже депрессии от непонимания происходящего и от неспособности принять происходящее, когда рушатся «незыблемые» устои общества, когда переписываются законы, попирается конституция, когда, кажется, не осталось ничего неизменного и постоянного, верного и непродажного, тогда люди с особенной жаждой обращаются к Евангелию и становятся верными учениками Иисуса Христа – становятся доброй плодоносящей землей, как это было в 90-е годы прошлого века.
III От человека зависит, какая он земля.
Очень важный аспект, для нашего с вами понимания, что глубина проникновения в нас Слова, и наша способность принимать и исполнять Его находятся в нашей сфере ответственности. Помните: «не помогло им слово слышанное, не растворенное верою», кто услышит и исполнит – тот построил свой дом на камне, а не на песке, и в нашей власти, куда мы обращаем наш мысленный взор – к каким источникам: к Божьему Слову или к телевизору или компьютеру/смартфону с видосиками.
A Если человек верный, то Бог его прославит.
Бог сравнивает нас, верующих людей, со свечей, зажженной в темноте этого мира. И Он говорит, что предназначение и смысл свечи – в том, чтобы светить, в правильном месте, с хорошим качеством света, но светить! Приходящие в этот мир должны каким-то образом узнать о Боге, и в первую очередь они узнают о Нем из образа нашей жизни, из чистоты нашей речи и из правильной мотивации наших хороших поступков.
B Будет широко известен как его успех и провал
К сожалению, видны бывают не только наши хорошие, но и плохие поступки, и наши прахи и грехи вызывают радость у людей этого мира: «раз у них не получилось, то и нам можно не стараться!» Мы видим, как падают служители, как уходят из церкви верующие и когда-то горевшие верой люди!
C От нас зависит, насколько глубоко мы верим.
Наша часть – заставлять свой мозг напрягаться, запоминать и записывать Божье Слово, пребывать в месте, где оно произносится и исполняется. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы оставаться верными в том месте, где Бог нас поставил.
D От этого зависит наша награда.
Проникновение Слова в нас – величина динамическая. Она не является зафиксированной, она может либо расти, либо уменьшаться. И в этом должно быть наше повышенное внимание – где я нахожусь сейчас, какова для моего разума доля времени, которую я выделяю, чтобы пребывать в Его слове, чтобы Оно все более глубже проникало в мой разум, и чтобы мне оставаться верным в том, что было «засеяно», чтобы в свое время пожать плод в 30, в 60 и даже в 100 крат.
4 Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся (ставших) причастниками Духа Святого,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение. (Евр.6:4-8)
Земля добрая – обработанная, дающая плод. Наш характер – это земля, мы обрабатываем ее с помощью ежедневного чтения Библии, находим сорняки греха, камни непрощения и мусор обид и выбрасываем их с нашего поля. Плоды нашего характера – это праведность, мир, радость и общение с братьями и со Святым Духом. Если этих плодов нет, то наша жизнь проходит за пределами воздействия Божьего слова, за пределами той части земли, которая приносит урожай, и которая будет вознаграждена.