Коробка перемены передач (КПП) - это механизм, который применяется для изменения передаточного отношения.
Передаточное отношение (z) - это отношение между угловыми скоростями, либо крутящими моментами валов.
На картинке изображена передача, которая состоит из двух зубчатых колёс с числом зубьев 12 и 60. Если малое колесо ведущее, то передаточное отношение равно 5. Если ведущее колесо большое, то z=0.2. В первом случае передача понижающая (редуктор), во втором - повышающая (мультипликатор). Передаточное число будет равно 5 независимо от того, какое колесо будет ведущим.
КПП бывают механическими и автоматическими. В автомобиле с механической коробкой водитель вручную переключает передачи при помощи рычага.
Автоматическая трансмиссия способна без вмешательства человека выбирать нужную передачу в соответствии с режимом движения.
Автоматическая коробка перемены передач бывает трёх видов:
- Классическая (гидротрансформаторная) КПП. Принцип работы основан на давлении трансмиссионной жидкости. Крутящий момент от двигателя к элементам коробки передаёт гидротрансформатор, который выполняет функции как сцепления, так и гидромуфты.
- Вариатор (CVT). Бесступенчатая трансмиссия в основе которой два конических шкива. Первый соединён с валом двигателя, а второй передаёт крутящий момент на ведущие колёса. Вращение от ведущего вала к ведомому передаётся с помощью ремня или цепи. На каждом из валов расположены два конуса вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения о котором написано в начале статьи. За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника.
- Роботизированная коробка передач, она же автоматизированная механическая трансмиссия (АМТ) - механическая коробка, дополненная электроникой, для контроля переключения передач в автоматическом режиме без участия водителя. Первые роботы были однодисковые. На смену им пришли преселективные коробки с двумя сцеплениями (DSG, PowerShift). Каждое сцепление имеет свой набор передач - чётных и нечётных. Переключение происходит практически мгновенно.
Автоматические трансмиссии имеют большое количество плюсов, но старая добрая механика по сей день более проста и надёжна. А какую трансмиссию предпочитаете Вы и почему? Интересен Вам более детальный обзор каждого вида коробок? Пишите в комментариях !