Найти тему
Николай Нондус (Nondus)

Божества Судьбы в скандинавской магической системе. Дисы, норны, валькирии. Часть 2

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Божества Судьбы в скандинавской магической системе. Дисы, норны, валькирии Часть 2


Однако есть не только Великие Норны, которых мы знаем по имени, норн намного больше. Есть и норны, которые определяют судьбу каждого человека при рождении (и помогают при родах). Норны различны и по происхождению – по сути из каждого народа, населяющих девять миров Северной Традиции, произошли свои норны. Из великанов (турсов) – три Великие Норны (Урд, Верданди, Скульд). Есть свои норны и у асов, альвов и гномов (карликов). Богиня Фрейя известна также как Ванадис – диса мира ванов.

В «Видении Гульви» («Gylfaginning»):
… Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами. Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:

Различны рожденьем
норны, я знаю —
их род не единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина».

Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, у других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбою. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны»

в «Речах Фафнира» («Fáfnismál»):
[Сигурд сказал:]
«Фафнир, скажи мне,
ты мудр, я слышал,
и многое знаешь:
кто эти норны,
что могут прийти
к женам рожающим?»
[Фафнир] сказал:
«Различны рожденьем
норны, я знаю, —
их род не единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина».

Вот, что написано в книге “Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга”:
«Ночь была в доме,
норны явились
судьбу предрекать
властителю юному;
судили, что он
будет прославлен,
лучшим из конунгов
прозван будет.
Так нить судьбы
пряли усердно,
что содрогались
в Бралунде стены;
нить золотую
свили и к небу —
к палатам луны —
ее привязали.
На восток и на запад
концы протянули,
конунга земли
нитью отметили;
к северу бросила
Нери сестра
нить, во владенье
север отдав ему».

А вот так написано в книге “Речи Регина”:
«Андвари мне имя,
Один — отец мой,
в потоках я плавал;
злобная норна
так мне судила,
что плавать я должен».

Могут норны и валькирии, в определенных случаях, вмешиваться в судьбу людей. Причем причины, по которым вмешиваются остаются неясны. Как и сторона которую они поддерживают.


Достаточно много сказано о норнах в «Речах Фафнира» («Fáfnismál»):
[Фафнир сказал:]
«Норн приговор
у мыса узнаешь
и жребий глупца;
в бурю ты станешь
грести осторожно,
и все ж ты потонешь».

В книге “Песнь о Хлёде”:
Проклятье на нас:
тебя я убил!
То навеки запомнят;
зол норн приговор!»

Упоминается о норнах в “Краткой Песне о Сигурде”:
(7)
Так я сказала,
а после раскаюсь:
Гудрун — жена его,
я — жена Гуннара,
норны сулили нам
долгое горе!»

И в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах”:
(XIVII)
И в третий раз
Сестра Волка
К себе на тинг
Позвала князя.
Тот, кто сидел
На престоле в Хольте,
Не убежал
Норн приговора.
И над ним,
Над Хальвданом,
В Борре мужи
Курган сложили.

И так написано в книге “Речи Хамдира”:
«Волки для нас
недобрый пример —
грызться не будем,
как норн злые псы,
что вражды не таят,
вырастая в пустыне!
Мы стойко бились, —
на трупах врагов
мы — как орлы
на сучьях древесных!
Со славой умрем
сегодня иль завтра, —
никто не избегнет
норн приговора!»

Продолжение следует.

С уважением Николай Нондус.
(при копировании указание автора обязательно)