537 подписчиков

Высокая горка советский мультфильм

Чудесный мультфильм о приключениях воробьиной парочки, о преображении хвастуна и забияки, о взаимовыручке и солидарности.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г

Мультфильм «Высокая горка» был снят Леонидом Амальриком и Владимиром Полковниковым на студии Союзмультфильм в 1951 году по мотивам рассказа «Красная горка» известного советского ученого-орнитолога и писателя Виталия Бианки.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г

Мультфильм интересен прежде всего своими параллелями с человеческими характерами и с человеческой жизнью. Довольно часто встречаются в реальности такие хвастуны и забияки, как Чик. А еще чаще такие милые и домашние "птички", как Чирика. Она, как говорится, все для дома, для семьи, а он вроде и пытается ей помочь, но все не так и все бестолково.

Вот на этом и строится сюжет мультфильма.

Что с нами будет, Чик? Смотри, все дупла заняты в саду.
Не бойся, глупая Чирика, со мной не попадешь в беду.

И парочка, зараженная оптимизмом Чика, отправляется искать гнездо. По дороге они встречают пугало. Чик влезает в рваную шляпу и начинает обустраиваться.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
- Ой, что это, ой страшное, какое?
Не надо, Чик, оставь его в покое!
- Совсем не страшно, а смешно
Да это просто чучело.
И шляпу рваную оно
На ком соломы нахлобучило
А ну, скорей лети сюда!
Мы не останемся без дома.
Тут все, что нужно для гнезда:
И в шляпе пух и в голове солома.

Предусмотрительная Чирика сомневается.

- Мы будем здесь с тобой одни?
Кругом ни близких ни родни?
- Скорей Чирика, не робей.
Я самый храбрый воробей.

Чирика с неохотой соглашается последовать за мужем. Но тут появляется котенок. В неловкой попытке поймать воробья, он валит пугало и валится сам. Чик торжествует мнимую победу.

- Теперь он будет знать несчастный забияка,
Я на него как коршун налетел!
- Но но тебя чуть-чуть не съел, однако...
- Я сам его чуть-чуть не съел!!!
- Чик, все же нам пора подумать о гнезде.
Где мы найдем дупло?...
- Где мы найдем? Везде!
Возьму и прогоню сейчас отсюда Чива.
Он поступил со мной нечестно и трусливо.
Он выбирал удобные места,
Покуда я чуть-чуть не съел кота.
- Чик погоди, ведь так нельзя! Они соседи и друзья.

Однако робкие попытки Чирики пристыдить мужа пропали втуне. И началась жуткая потасовка.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г

Услышав шум, прилетела вся воробьиная стая, и один из воробьев-стариков стал урезонивать Чика.

- Послушай, Чик, лети своей дорогой.
Тебя не трогал Чив, и ты его не трогай.
- А вам какое дело до него?
- У нас один за всех и все за одного!
- Вот я сейчас один со всеми вами справлюсь!
Не даром я грозой котов и кошек славлюсь!

И тут потасовка переросла в драку, в которой Чику изрядно досталось. Но это его ничему не научило. Он остался таким же забиякой.

Ну что с тобою, милый мой ты жив?
Да жив, но не совсем.
Но как же я им задал всем!
Не ты им задал, а тебе они изрядно задали!
О нашей будущей судьбе подумать нам не надо ли?
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г

Расстроенная пара птичек отправляется дальше и видит обрыв над рекой, где ласточки наделали множество норок. Чирика в восторге.

- Как весело у них тут на Высокой горке!
Давай и мы гнездо себе устроим в норке.

К ним подлетает ласточка-береговушка. Реплик в мультфильме немного, но они так выразительны, что не хочется пропустить ни строчки. Однако даже и этот талантливый, рифмованный текст Михаила Вольпина не отражает всей выразительности персонажей. Невозможно передать с каким глупым и напыщенным видим Чик хамит ласточке.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
- Послушайте, вы кажется синица...
- Нет ласточка... - Но это все равно!
Нельзя ли нам на горке поселиться?
Жить у реки мечтаю я давно.
- Пожалуйста! У нас свободных норок
Еще осталось тридцать или сорок.
И все вполне пригодные для гнезд
В любой из них устроитесь отлично.
Вы, если я не ошибаюсь, дрозд.
- Я воробей! - Но это безразлично.
- Я к оскорбленьям не привык!
Я страшный чик, я грозный чик!
Я чик силач я чик храбрец,
Неустрашимый удалец!
- Мы тоже не боимся никого.
У нас один за всех и все за одного.
- Да? все за одного? Мне кажется, Чирика
Здесь как то неуютно слишком дико.
Обрыв, река... и облака...
Того гляди намнут бока.

Покинув ласточек, воробьи поселяются под коньком какого-то домика. Чирика откладывает яйца, но случается беда.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г

Кот разоряет гнездо, а сама воробьиха чудом спасается. Воробьи в отчаянии, а Чик винит во всем себя. Он наконец-то очнулся от иллюзий и взглянул на себя прямо и честно. Этот трезвый взгляд доставляет ему невыносимые мучения, и он уже готов отчаяться, но в этот момент они снова встречают ласточку.

- Ой, ласточка, та самая, смотри-ка.
- Какие детки у нее, Чирика!
- Давай и мы с тобой там на Высокой горке
Совьем себе гнездо в уютной теплой норке.
Там красота, там высота и там наверно нет кота.
- А что мне кот!? - Довольно, Чик, довольно.
- Э.. понимаешь, вырвалось невольно.

На этот раз жене удается убедить Чика, и они вьют гнездо в свободной норке. Вскоре Чирика выводит птенцов.

- Какой смешной, беспомощный и хилый...
- И вовсе не смешной, а очень даже милый,
И весь в тебя от клюва до хвоста!
- Действительно, какая красота!


Кульминацией мультфильма является то, как все птицы, сбившись в одну плотную стаю и действуя в одном порыве, оказываются в силах прогнать кота.

Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
Кадр из мультфильма «Высокая горка» 1951 г
- Ты видела как я... - Как ты? - Как мы, Чирика,
Мы все до одного, от мала до велика
Чуть не оставили разбойника кота
Без головы и без хвоста!
- Пока ты был один, то как же не сознаться,
Что каждого кота ты должен был бояться.
А вот теперь, когда ты окружен друзьями,
Коты тебя, глядишь, бояться будут сами!

Для человека, живущего в городе, далекого от природы все это может показаться сказкой. В описании так и сообщают, что «Красная горка» - это сказка. Сказка да не совсем, а вернее в своей сюжетной части совсем не сказка, а быль. И Виталий Бианки явно не случайно взялся за эту тему.

Виталий Бианки отлично знал и любил дикую природу, каждый его рассказ проникнут невероятным уважением ко всему живому, чувством сопричастности и глубоким пониманием повадок его героев. Природа для него - настоящая сокровищница чудес. И он не устает удивляться каждому, даже самому маленькому чуду сам, и учит удивляться своих маленьких читателей. Прочитайте его рассказ "Неслышимка" или "Уммб!" И вам сразу станет понятно, насколько внимательно относился Бианки к жизни живой природы.

...Это случайное маленькое открытие принесло мне неожиданную радость.
...
Солнце — отец жизни — продолжает свой путь, ниже клонится к горизонту, и всё живое под ним скоро стряхнет с себя это полуденное оцепенение.
— Сезам, откройся! — Сколько раз открывалась передо мной на миг сказочная гора Сезам но двери за которыми не счесть сокровищ, тотчас же опять захлопывались у меня перед носом. Я не боюсь этого теперь. Я знаю: это не страшно, раз человек понял, как они отворяются.
К самым таинственным, призрачным дверям всегда найдется простой вещественный ключ.
Умей его только найти. Сокровища будут твои.

Так вот, берясь за написание своей «Красной горки», известный натуралист, внимательный и наблюдательный человек положил в ее основу реальные особенности поведения и повадки птиц.

Конечно, воробьи и другие птицы не умеют разговаривать. Но зато науке известно, что воробьи гоняют свой молодняк, который по неразумию пытается вселиться в чужие гнезда. И совершенно верно то, что в некоторых ситуациях птицы объединяются, чтобы прогнать хищника. Обычно это происходит, когда птицы селятся большими колониями, как, например, ласточки-береговушки и их соседи.

Приписывая своим героям человеческие разговоры и характеры, Бианки делает это не просто чтобы облегчить для маленького читателя или зрителя восприятие материала. Подлинный гуманист Бианки понимает, что миролюбие, взаимовыручка, взаимодействие дают хорошие результаты не только в живой природе, но и в человеческом обществе. Именно это в иносказательной форме автор пытается донести до читателей. Он аппроксимирует ситуацию с маленькими птичками на человека, которому с его высокими технологическими достижениями блюсти миролюбие и солидарность настолько же важнее, насколько он сам больше воробья и ласточки.

С художественной точки зрения мультфильм производит неизгладимое впечатление. И, как всегда, не могу не выразить признательность авторскому коллективу. Художнику Александру Трусову, композитору Виктору Оранскому, оператору Михаилу Друяну, Николаю Прилуцкому, Вячеславу Котеночкину, Федору Хитруку.

Мультипликаторы создали абсолютно реалистичных и правдоподобных, так сказать, птичьих героев. И тут возникает закономерный вопрос. Ну, допустим, человеческие образы в других сказках так хороши, потому, что их создавали методом ротоскопирования. Но здесь? Маленьких птичек тоже научили позировать перед ротоскопом? Нет, как и там, так и здесь в первую очередь проявляется талант творческого коллектива, дают совокупный результат их совместные усилия, совсем как в их мультипликационном детище. Думаю, как раз этим и объясняется та череда гениальных мультфильмов, которые были созданы в 50-е годы прошлого столетия. Один за всех и все за одного!