Несколько дней назад весь Мир облетели кадры ударов беспилотников по Кремлю, осуществленные диверсантами укрорейха и последовавший за этим незамедлительный запрет на полеты дронов.
Давайте разберемся как такое стало возможно и как это предотвратить в будущем.
В России на протяжении нескольких лет ужесточалась ответственность за использование воздушного пространства операторами БПЛА – в начале неразбериха в законодательстве, далее рост штрафов за полеты, которые в Москве достигли 50000 рублей, уменьшение массы нерегистрируемых БПЛА до 150 грамм.
Все эти меры привели к закрытию кружков авиамоделизма для детей, закрытию аэроклубов, дефляции рынка услуг внешних пилотов и отсутствию квалифицированных инженеров по проектированию БПЛА, систем управления и двигателей к ним. За пределами ВПК, насколько мне известно, есть несколько фирм, разрабатывающих отечественные коммерческие БПЛА для картографирования, но эти попытки скорее похожи на создание мастодонтов в эпоху млекопитающих. В любом случае они построены на китайских комплектующих.
В\На Украине, отсутствие подобных запретов, насколько мне известно, дало импульс к бурному развитию этих отраслей и появлению очень компетентных специалистов, таких как Саня areyouroo и Олег Стельмах, которые являлись не только отличными пилотами, но и специалистами по проектированию различных типов БПЛА. Кроме того, могли доходчивым и понятным языком обучить этому широкий круг людей. Мне кажется, с началом СВО, они попали в поле зрения вооруженных сил укрорейха и вольно или невольно сотрудничают с ними. Не хочу делать голословных утверждений, но может они так или иначе были причастны к теракту в Кремле.
Теперь давайте разберемся, почему последовавший за терактом запрет на использование беспилотников полный бред в плане предотвращения подобных акций в будущем.
В настоящее время широкое распространение получили несколько типов БПЛА:
- Классические дроны-коптеры, например DJI или Autel. Они предназначены для аэросъемки или картографирования, не умеют быстро летать или делать фигуры высшего пилотажа, не могут быть кастомизированы, практически не способны к управлению в отсутствии сигналов GPS и ввиду огромной задержки видеосигнала, легко обнаруживаются специальными радиотехническими средствами по специфическому сигналу управления. Хотя некоторые модели и могут нести полезную нагрузку в виде взрывчатки, это огромные аппараты и очень дорогие. В общем, малопригодны для терактов.
-ФПВ(FPV) дроны.
Широчайшие возможности для кастомизации под конкретные задачи. Могут быть как быстрыми и юркими, так и способными к далеким и длительным по времени полетам. Очень пригодны для военной деятельности, терактам. Для нормального штатного полета не требуют включенного автопилота и сигналов GPS. К определенным минусам можно отнести то, что для создания моделей пригодных под какую либо военную нужду, требуются инженерные навыки, а также большой опыт пилотирования в ручном режиме. Ввиду вышеизложенного очень сужается круг лиц, способных к управлению ими.
- ФПВ(FPV) дроны самолетного типа. Как раз такими и был атакован Кремль. Очень дешевы, просты в изготовлении, обладают огромной или хотя бы достаточной грузоподъемностью для несения взрывчатого заряда, при низкой мощности мотора и относительно малоемкой батареей, могут также приводится в движение бензиновым двигателем – исходя из этого могут легко летать на 20-50 километров, это как раз та дистанция, которую пробивают современные самые распространенные пульты управления. Современные полетные контроллеры и ПО позволяют пилотировать такие аппараты людям со скромными пилотажными навыками, так как имеют функцию автотюнига и автоматического удержания горизонта без использования сигналов GPS. Современные курсовые камеры позволяют визуально пилотировать в ночное время с той же эффективностью, как и днем. Было бы очень интересно посмотреть на обломки БПЛА в Кремле, чтобы понять, это был самосбор или все же какие то промышленные\военные модели.
Делая вывод из вышеизложенного, все меры по запрещению полетов беспилотников, размещение людей с противодроновыми ружьями на крышах зданий, визуальный контроль за небом сотрудниками полиции и т.д неэффективен и никак не может предотвратить подобные акции в будущем, если будут использованы БПЛА самолетного типа, ночью, с применением неконтрастных материалов, в камуфляже и ночью, возможно даже с отключенными моторами в режиме планера на фоне городской застройки. Я не большой специалист по РЭБ и специальным средствам, но, по-моему, единственно эффективным средством будет являться пеленгация достаточно мощного сигнала управления или сигнала видеопередатчика, который передает информацию оператору дрона.
В заключении хотелось бы сказать что прогресс нельзя запретить или отменить. Дроны стали частью нашей жизни. И единственно верный путь стать в этой отрасли ведущей Державой.